Про Алексея Ворова,
Величайшего автостопщика планеты Земля,
И немного про нас, грешных, и про автостоп «лицензионный» и не очень
5 апреля 2011 года исполнится ровно 50 лет уважаемому и многим известному Алексею Ворову, основателю Петербургской (ранее Ленинградской) Лиги Автостопа (ЛЛАС / ПЛАС), и создателю теории спортивного автостопа вообще. Я его поздравляю от всей души, желаю дальнейших путешествий, походов, поездок, хороших учеников и учениц. И чтобы среди его учеников вырастали и далее «звёзды автостопа», такие как В.Шарлаев (ПЛАС №81), и другие.
Я думал выложить длинное поздравление к Дню Рожения Алексея Ворова, тем более что он почти прилагается к Дню Космонавтики, и дата совпадает - 50, и кругосветку и Гагарин совершил, и Воров, -- как-то думал связать эти два события. Но тут Алексей опередил меня, появился вКонтакте - в качестве комментатора к моему скромному мемуарному мартовскому посту. Поэтому мне придётся опередить события, и поздравить Алексея Игоревича заранее - он может быть меня простит, -- другим же людям несколько будет слов про самого Алексея, про историю многих лет и про «лицензионный автостоп» и не очень «лицензионный».
Итак. Ещё тридцать лет назад, когда мало кто из нас был вообще в природе, -- Алексей уже ездил автостопом в Сибирь и на Дальний Восток, в Среднюю Азию, изучал зимники Якутии, сидел в погран.тюрьме в районе Пика Ленина, постигал круглосуточные методики езды, разрабатывал технологии автостопа. Часто проводились гонки (с 1978 года). А с первыми проблесками «внутрисоюзной» свободы, ЛЛАСовцы осуществили первые европейские гонки, ещё в конце 1980х гг, и стали думать о кругосветном путешествии.
Маршрут Кругосветного путешествия ПЛАС 1992-93 гг проходил там, где было больше суши и меньше воды. Назывался проект «Автоколумб». 500 лет назад Колумб открыл Америку, за ним это сделали представители ПЛАС. Стартовав из Питера в середине февраля 1992, четверо участников проехали до Якутска, потом через Зырянку -- по зимникам Чукотки -- до Эгвекинота, испытывая морозы до -55°С. В отличие от сегодняшних дней, нельзя было списаться по Интернету с селениями Чукотки и спросить их про дороги; во многие селения нельзя было даже позвонить; электронной почты не было, продуктов в магазинах - тоже, деньги в бывшем СССР были огромной редкостью, спонсоры на территории России не водились, доллар для нас был большой денежной единицей. Транспорт на Чукотке и сейчас ходит не очень регулярно - Костя Савва и Полина Кулешова четыре года ехали до Уэлена; тем удивительней, что ПЛАСовцы достигли Эгвекинота за два месяца, к 15-му апреля - как раз зимники начинали таять. А задерживаться нельзя было - растаешь и... год бы пропал.
Авиастопом из Эгвекинота в Провидения, потом кажется на о.Св.Лаврентия, в Ном и Анкоридж, и таким образом первые автостопщики из б.СССР пересекли Берингов Пролив в апреле 1992. Подробней об этом написал в своих статьях сам Алексей, так что интересующихся я отошлю ссылкой на его творчество (в интернете посмотрите --
http://forum.drugoisport.ru/topic921.html ).
Всем рекомендую прочитать. "Всего лишь снова открыть Америку". Ах, жалко, что Алексей не пишет различных книг! Вот все бы зачитались. Не то что ... беллетристика.
...
Результат скажу сразу, был такой: двое человек покинули маршрут кругосветки (один улетел в Россию, другой остался в США), и только А.Воров и М.Дуткевич, после долгих процессов, достигнув Южной Америки, переплыв на грузовом пароходе океан, вернулсь в Европу - и впоследствии в Питер - в мае 1993 г. Напомним, что про получение виз в разных странах никто заранее не знал, а и шенгенской визы тоже ведь не было - в каждую евространу требовалась отдельная виза. Загранпаспорт, по истечению страниц, Алексей получал новый - кажется, в Никарагуа.
Совершив уникальное Кругосветное путешествие, А.Воров не стал «пиарить» себя, в отличие от нынешних многих граждан. Лишь некоторые люди в Питере узнали о ПЛАС, и стали учениками гуру (в этот «золотой набор» ПЛАС 1993 г вошли многие известные впоследствии люди).
Один из питерских альпинистов, Л.Замятнин, узнал о кругосветке Ворова и решил повторить её, два года спустя. Выведав у Алексея секреты зимников, интенсивность движения машин, он поехал в кругосветку по следам А.Ворова, рекламируя себя в СМИ, но никак не упоминая о Первопроходцах. Результат вскоре и был явлен: Замятнин ехал до Чукотки не два месяца, как ПЛАС, а целых три; потом долго ждал авиастопа на проливе и всё-таки улетел в Анкоридж с собачьей командой гонок «Берингия». Пересекши все Штаты слева направо, и так и не упомянув о Ворове, -- Л.Замятнин почувствовал себя плохо, улетел в сторону Питера и вскоре скончался от рака.
Были и другие люди, пытавшиеся совершить автостопную кругосветку. Но все они использовали, в ходе передвижения, и общественный транспорт. Большинство из них не доезжали до конечной - она же начальная - точки маршрута. Мы тоже (я и АВПшники) думали совершить Кругосветку в 2000-01 гг, но проехали только «через» Африку - плавание через океан явилось, и сейчас является, трудноразрешимой задачей. О всех же разных «недокругосветчиках» писать места в Интернете не хватит - обычно много шума до старта, и потом - молчок.
*
Алексей Воров известен с 1980-х годов не только как автостопщик и походник, но и как изготовитель туристического снаряжения. Много сотен рюкзаков (в обиходе называемые «воровские рюкзаки»), пошитые им, путешествуют по всей нашей стране и по половине мира, и даже в московском и питерском метро люди иногда знакомятся, увидев друг на друге «воровский» рюкзак. Хоть он и компактен, но в него помещается всё, и он удивительно прочен: в этой поездке у меня при себе есть (в качестве, правда, дополнительного, городского) рюкзак, пошитый Алексеем ещё в 1996 году, и с тех пор проехавший немало километров. В природе есть, кстати, две модели - «штурмовик» и «экспедиционник», дизайн обеих моделей придумал сам Алексей специально для автостопа, ещё в 1980-х годах; шьёт их только сам автор - производство не фабричное! - и качество отменно высокое. В Москве эти рюкзаки продаёт Таня Яшникова ratty77@mail.ru, цена - чуть больше тысячи рублей.
Кроме рюкзаков, Алексей шьёт спальные мешки - тёплые, пуховые; один из таких спальников у меня в обиходе с зимы 1995/6 года, в нём я ещё спал на самой первой «Эльбе» зимой в Выползово (а вместе со мной спал К.Шулов, тогда стажёр ПЛАС, но спальник ещё не добывший). В этом спальнике я спал и по дороге в Туру-2002, когда мы ехали по зимникам в сорокоградусные морозы - выжил и я, и спальник тоже. Этот же спальник ездил со мной и в Индию в 1998, и на Архангельскую зимовку 2010. Кроме спальников, Алексей шьёт куртки, палатки и прочее, НО важно знать: так как всё производство ручное и высококачественное, у Алексея огромные многомесячные очереди на выполнение всех заказов (кроме рюкзаков, которые он изготовляет быстро, может шить по нескольку экз в сутки). А вот фирменные легендарные комбинезоны ПЛАС не шьются кому попало - это клубная экипировка, и обладать ею может только «сертифицированный» человек, член или стажёр ПЛАС, последователь(ница) А.Ворова.
*
Для тех немногих людей, кто всё же плохо знает, кто такой Алексей Воров, -- ещё несколько вещей расскажу про него. Во-первых, А.Воров - человек большой честности. Например, однажды, году примерно в 1995-м, ехали мы с ним в троллейбусе с Пискарёвки. А.Воров, зная моё тогдашнее свойство - тяготение к безбилетному проезду - молча достал два талончика, и прокомпостировал - за себя, и за меня.
Вот ещё один характерный случай. Однажды, лет восемь назад, две женщины, путешествующие автостопом по Ближнему Востоку (примерно 35-ти и 58-и лет) приехали автостопом в Египет, в Каир. Где одна из них, старшая, скоропостижно заболела и скончалась. Подруга же её осталась с трупом и с огромными счетами за дорогой госпиталь, холодильник и транспортировку тела (многотыщдолларовый счёт: похоронить почему-то решили на Родине, на Урале). Был поднят клич по Интернету - сбор денег, кто сколько может. Алексей сделал две вещи: во-первых, сказал всем, что бывает, когда неподготовленные люди выходят на трассу, -- и, во-вторых, послал деньги в помощь.
В начале 1995 года известный сейчас многим (а тогда не всем известный) Валерий Шанин дал объявления в газеты о том, что он, проехавший автостопом 50 тыс.км., научит всех желающих этому мастерству всего за 50 долларов. Узнал про это А.Воров, проехавший 1 млн.км., и удивился: кто такой Шанин? И приехал к нему. Шанин, обучая людей автостопу, написав и издав книгу «Хитч-Хайкинг: автостопом по США и Европе» -- до этого никогда не видел Ворова, и не знал о нём, -- потому как Воров не «пиарил» свою личность и достижения. Тут же, посетил Шанина Воров и напомнил, вероятно, библейское слово - «Даром получили, даром давайте». Шанин послушал Ворова и перестал брать деньги за обучение, перешёл к другим проектам - всем хорошо известно о них, о шанинских проектах. Кстати, эти двое известных людей -- почти ровесники...
Валера, побывав на гонках ПЛАС, и проехавши в паре с Филом Леонтьевым, и восемь часов на одном месте проторчавши весною 1995-го весёлого года, -- решил устроить свои соревнования. Про первые (названные им «Чемпионат России по автостопу») я уже рассказывал когда-то. А на вторых («Второй Чемпионат», май 1996) Воров выставил восемь пар ПЛАСовцев - рекордное, наверное, число. Вся остальная Россия выставила четыре пары, включая самого Валерия Шанина в паре с кем-то. Стартовав 1 мая 1996 года, через двое суток первые из ПЛАСовцев уже завершали извилистый 3000-километровый маршрут, а из прочих, не-ПЛАСовских участников, почти никто вообще не доехал до финиша. Тем самым наглядно было явлено, кто хозяин на Дороге и кто ездит автостопом, и днём, и ночью, быстрее всех.
*
Примерно в 1997 году Алексей отметил (под Пустошкой Псковской области, терпеливо селектируя машину) свой миллионный километр, и до сих самых пор его стаж продолжает расти. Я точно не знаю - стесняюсь спросить, но наверное 1,700,000 километров проехал Алексей автостопом, а то и больше. По своей скромности он не полез в Книгу рекордов Гиннеса, где в графе «Автостоп» были записаны какие-то заокеанские карлики, проехавшие меньше миллиона (не знаю, может там всё ж исправили в новых изданиях?) Алексей Воров, в отличие от нас, ведёт по дороге хронику и тщательно следит - когда и где в какую машину загрузился, из какой машины где и когда вышел, и следуя ему, хронику ведут все члены ПЛАС, а из москвичей - известный нам Егор Паагирев, проехавший более 300,000 км - кстати, тоже очень немалое число. Хроника в ПЛАС является доказательством пройденного пути, что важно, например, на гонках (хроники разных людей потом можно разбирать, сопоставлять, понять кто где совершил ошибку и т.д.).
А.Воров - знатный походник, отличный знаток Хибинских гор, в которых бывал уже почти сотню раз (точное число знает только сам он). И в других горах бывал он, и привлекает ПЛАСовцев к спортивному туризму. Воров не курит, ведёт трезвый образ жизни, и такого же ожидает от своих последователей (в этом они, последователи, не всегда следуют Учителю). Воров любит бардовскую песню и играет на гитаре, хотя редко делает это публично.
Алексей - убеждённый противник одиночного женского автостопа. Однажды в конце 1990х, осенью, собрались все представители (бывших тогда) клубов автостопа обсуждать правила внутриклубных гонок («Корова на льду» они назывались). Воров сказал, что одиночным женщинам участвовать нельзя. Другой человек, руководитель упомянутой ГМА, говорил - можно! Воров говорил, что женщинам в одиночку ездить опасно, и если женщинам будет дозволена одиночная езда, ПЛАС отклоняет заявку участия в мероприятии. На том и не нашли общего языка... Этой же ночью поехали все члены клубов по своим домам, и руководитель ГМА, Гуменик М., тоже поехал в свой Питер (а собрание на моей квартире происходило, отчего мне в точности и известно). И вот, прошло всего немного времени, как под Солнечногорском взяли его в машину -- бандиты, завезли в лес и избили до полусмерти, да так, что в Питер он добраться не мог - еле вернулся перед рассветом ко мне на квартиру, вызвали «скорую», и он в 81-й московской больнице оказался. Так сама судьба показала - не зря беспокоился за женщин Учитель.
В созданной им Петербургской Лиге Автостопа А.Воров имеет четвёртый номер - все у них там по номерам: ПЛАС№4 - Президент, ПЛАС№81 - Шарлаев, последние номера сейчас где-то в начале второй сотни. Кто там ещё из первой десятки - помнят лишь сами они; я никого не видел из первых, хотя они могли бы многое рассказать про начальную историю Лиги. Полный же список ПЛАСовцев вывешен в Интернете, можно посмотреть, кому интересно.
Первые номера получались в конце 1970-х годов; при старте «Автоколумба» номеров было немногим более полусотни; сотый номер появился уже в этом тысячелетии. Большинство номеров прежних лет, однако, уже не ездит автостопом - народ взрослеет, и только для немногих путешествия становятся образом жизни.
Некоторые бывшие ПЛАСовцы и стажёры Лиги, интерпретировав по-своему систему Учителя, созидали свои клубы-однодневки, пик которых пришёлся на конец 1990-х годов. Большинство из клубов этих исчезло, оставив лишь в интернете свои следы; один клуб действует до сих пор - это ГМА («Петербургская Гильдия Мастеров Автостопа»). Они преподают людям ужатое и сокращённое учение ПЛАС, проводят небольшие гонки. Есть среди посещаюших Гильдию, и среди «мастеров» ГМА, свои хорошие люди, о которых нам известно. Однако одновременное посещение обоих клубов невозможно - приходится выбирать. Во многом, выбор принадлежит самому А.Ворову - люди, не понравившиеся ему, или почему-либо повздорившие с Учителем, уходят в Гильдию, где им всегда находится место.
*
Теперь же несколько сот слов придётся сказать на тему, которую нередко затрагивает сам уважаемый нами юбиляр. Тема эта такая. Воров в 1970-80-х годах разработал знание об автостопе, передавал его ученикам -- долгие годы. В конце 1993 года обрывки этого учения, в кратком пересказе его некоторых учеников, достигли А.Кротова (сам Кротов не был членом и стажёром ПЛАС и получал знания из вторых рук). И этот Кротов (то есть я) таким вот путём стал обладателем информации об автостопе, которую информацию в последующем (1995) включил в свою книжку «Практика вольных путешествий», где она (эта информация), наряду с прочей информацией о поездах, вписках, пароходах и проч., дожила и до наших дней (см.ПВП). Таким образом, А.Кротов нечестиво присвоил знания А.Ворова и поделился этими знаниями с людьми, в том числе и с теми, которые были недостойны такого ценного знания - воры, пьяницы, наркоманы, уголовники, неформалы и другие.
Конечно, так оно и было. И есть сейчас. Кстати, в каждой книге «ПВП» на первых страницах имеется ссылка на ПЛАС, и упоминание первенства г-на Ворова и ПЛАС во всём, что касается автостопа. О клубе автостопа ПЛАС и о А.Ворове, из этой книги «ПВП», узнало гораздо больше людей, чем из уст самого А.В., который до сих пор предпочитает изустную передачу информации.
Да, так оно и было. И тысячелетиями так и происходит по всей Земле. Возьмём, например, Новый Завет. Кто написал основную часть Нового Завета? Павел, который и апостолом-то не был, и Иисуса если и видел, то мельком, а знания от него получил лишь в чужом пересказе, и в откровении что ему привиделось тоже, -- ну и ненароком и перепутал что, недопонял, а чего и своего понаписал. А слов Иисуса в Н.Завете меньше десяти процентов, да и то - точно ли записаны? Ведь и Лука тоже -- не из Двенадцати был номеров первой общины; и только лишь Иоанн расписался, да и позже, чуть не через полста лет после распятия Учителя, немудрено, что и обожествил, и преувеличил малость... Так вот же - Павел да Лука написали почти весь Новый Завет, заместо Иисуса: тот и сам не рад, но что ж поделать: иначе надо было самому писать. А теперь не христианство, а павлианство распространилось в народе.
Или того же взять Сократа. Не написал ничего, тоже передавал знания изустно. И вот же - стоило Сократу уйти в мир иной, как Платон начал всё перевирать, и от имени Сократа стал писать книги, диалоги, вложил в уста Учителя свои собственные мысли об обществе, о государственном устройстве - и Сократа мысли тоже, но всё ж перемешал, освятил именем Сократа свою писанину, и мы теперь двадцать пять веков в мильоне экземпляров этот бред читаем. То же и со многими другими учителями - что Будда, что Кришна или Рама (если эти последние вообще были) - что они говорили, мы не знаем, только в пересказе бодро пишущих учеников, да и даже не учеников, а левых, посторонних персонажей, Прабхупаду того же взять.
Что же? Неужели налицо плагиат? Никак. Плагиат - это из текста в текст, а распространение идей - не плагиат, никак. И все люди используют мысли, знания других людей, приобщают к ним свои знания, так и живут, и это нормально. И апостол Павел, и Прабхупада (прости-Господи) плагиатом не занимались - транслировали идеи своих Учителей, коих к сожалению близко и не знали. Ну как поняли, так и транслировали. И я пересказал в своей книге «ПВП» то, что слышал от других - не от самого Ворова, но от учеников его, -- а также приобщил опыт и прочих своих знакомых - Сергея Зубцова, например, и свой собственный опыт, и опыт своих разных друзей-гостей-автостопщиков-путешественников. Все знания собрал, обобщил, Основателя в начале упомянул. Ученики, кстати, рассказывая о возможностях и способах автостопа и об Учителе, не говорили, что знание это - секретно. Но сами они книг не написали - а жаль; пришлось мне написать.
Христос уполномочил Двенадцать, а потом и Семьдесят апостолов, транслировать свои учения в массы. Так из Двенадцати оказалось много неграмотных, да один оказался даже Иуда, а другой отрёкся от Учителя, потом правда реабилитировался. Так и уважаемый нами Воров: распространял своё учение изустно - не каждый мог услышать, прикоснуться, познать слово Учителя. Потому как Учитель вёл скромную жизнь, не афишировался, лекций в других городах почти не читал, объявлений вешал мало, в газеты массово не нёс свои сообщения. Только литовцев научил, -- и те быстро от нас отделились, знания россиянам не передали, а через десять лет своя история с участием литовцев приключилась, уж лучше помолчим о ней. -- Как же человеку из Иркутска, Кишинёва, Владивостока в те годы было прикоснуться к Учению об автостопе? Никак. Интернета ж не было, книг тоже, в газетах не писали... Да и ученики Ворова тоже, типа апостолов оказались - не один, а несколько «иуд» создали свои клубы (прости, Господи), учение стали сами искажать, а некоторые... Да что их вспоминать, все уж канули в Лету.
Я уверен, что Алексей пользуется только лицензионной системой «Виндоус» в своём компьютере (или в крайнем случае системой «Линукс»?) -- ведь Воров удивительно аккуратен, и он только за лицензионную передачу информации. Лицензионную передачу идей и знаний. У меня же (наверняка, но точно не могу знать - я не компьютерщик) стоят всякие нелицензионные программы, скопировал у друзей и печатаю себе на здоровье. И автостоп у меня тоже нелицензионный - нахватался в половине 1990-х немного знаний от кого попало, теперь пользуюсь, но правда не так часто, как Воров: я же не Воров. И другие пользуются. Спасибо нужно сказать и ученикам Ворова: это они распространили знание, «кому не следовало» (сам же я был только на одной лекции Учителя, и то случайно -- году в 1994, он вещал про Мурманскую трассу). Расползлось знание, Алексей Игоревич, и хорошо, что расползлось - спасибо тебе, как Основателю, Первооткрывателю, Первопроходцу.
Да, многое уж кануло, за пятьдесят лет Алексей Воров перевидал много, очень много разных «автостопных клубов». Одни исчезли, только появившись на страницах Интернета, мертворождённые, озабоченные лишь тем, как помоднее одеться (в комбинезон «под Учителя») и найти мифических «спонсоров». Другие протянули подольше, но тоже исчезли - нет ничего вечного, кроме ПЛАС.
Придёт и день, когда Алексей - со своими новыми учениками и ученицами - отметит сороковую и пятидесятую (и может быть даже шестидесятую) годовщины Ленинградской / Петербургской / Путинбургской Лиги Автостопа, а всяких там «школ автостопа», «гильдий автостопа» и «академий в.п.» уже тогда и не будет в помине. «И это прошло, покинули трассу все левые автостопщики; «левый автостоп» завершён», -- подумает (возможно) Алексей, дошивая десятитысячный рюкзак, -- а мы...
Что мы? Прости нас, Алексей, что мы не обладаем теми свойствами, что ты ожидаешь от нас! Поднимем же пятого апреля бокал (с газировкой - напомню: А.Воров - трезвенник). Пятого апреля. Кто где не находится, на разных концах планеты - в этом есть заслуга и уважаемого Алексея Ворова. Выпьем за Президента ПЛАС - и за постоянство намерений его! Здоровья тебе, быстрых машин, шершавой трассы. И чтобы без аварий! Когда вновь будешь проезжать по Ленинградскому шоссе, на въезде в Москву - мой дом, ты хорошо знаешь. Когда и я сам буду в России, и ты будешь проезжать рядом, не очень торопясь -- заходи в гости. Номер квартиры известен. Буду рад.
А.Кротов, город Маланг, Индонезия, март 2011