Организаторам будущих Домов Для Всех (часть 2)

Jul 15, 2016 13:00

Ну что, продолжаем тему, посвящённую 10-летию Домов Для Всех, чтобы дать советы будущим людям, кто собирается открывать свои Дома Для Всех в 2017-2018 и будущих годах. Итак... (Начало во вчерашнем посте)

Ищем и снимаем жилище

Идеи теоретиков построить дом с нуля, или покупать его для этой цели, -- достаточно трудно реализуемы: сложно это и дорого. Почти во всех случаях, для успешного проекта жилище снимается специально для этой цели. Было несколько случаев, когда под Дом использовали свои личные жилища, дачи, временно пустующие - но это редко получалось интересно, ведь обычно дачи в не самых интересных местах находятся. Да и то, что они пустуют, показывает, что там жить никто не стремится.


Идеи засквотить жилище и превратить его в Дом Для Всех трудно реализуемы тоже. Если и можно захватить какую-то избу на окраине цивилизации, и жить там в одно лицо, - но вот квартиру в городе никто обжить не даст большим народным массам, всякая конспирация быстро нарушится, придут полицейские или хозяева земли и попросят всех прочь. Европейские сквоты существуют, но желающих там пожить больше, чем самих сквотов, и пытаться к ним внедрить ещё толпу русских - весьма ненадёжное дело.

В Азии вообще всё, что можно засквотить, уже засквотили до нас. Поэтому квартира или Дом, как правило, снимаются. Да, мы никогда не строим Дом для этой цели - слишком это трудоёмко. Снимаем уже готовый, на некоторый заранее обговоренный срок. Иногда срок потом продляется, если находится какой-то активист, желающий финансировать и следить за Домом после назначенного срока.

А вот наоборот, закрывать Дом ранее обещанного срока, или неожиданно для всех вовсе не открывать его, если пообещал - признак необязательности, ведь этим нарушаются планы многих людей, кто заранее планировал в этом Доме базироваться, пожить, похранить свои вещи, приостановиться в долгом путешествии... Если уж решил и объявил Дом Для Всех, то и делай, что обещал. Исключением могут быть политические конфликты, войны (Дамаск-2012), катастрофы, резкое изменение визовых, въездных условий (Украина-2014), тогда Дом можно перенести, объявив о переносе как можно раньше (хотя бы за несколько месяцев).

Если же так, как некий Суменко - объявил, что открыл Дом в Новосибирске и всех обманул, или же как некий Крис - объявил Дом на острове Пхукет, всех людей позвал и потом сказал, что делать Дом не будет, как бы денег нет - это неправильные организаторы, доверия им в каких-то важных делах уже не будет.

Процесс Домосъёма.

Нужно хорошо обдумать этот вопрос, он всегда оказывается сложным, и стоимость аренды квартиры (дома) оказывается, как правило, в два раза выше, чем можно было бы ожидать, будь мы местные, имей мы бесконечное время на поиски и желай мы снять квартиру не на два-три месяца, а на год или навсегда.

Вообще, если есть возможность приехать в город Домосъёма за месяц или пару месяцев до старта Проекта, сделайте это. Можно разведать всё, прозвонить некоторые дома и квартиры для примера, чтобы узнать, какой % объявлений фальшивые, и поданы не хозяевами, а риэлторами и обманщиками. Погулять по городу, продумать, куда просто добираться, куда сложно. Потом уже приезжаете за неделю до старта и уже, владея знаниями и источниками информации, снимаете жилище.

Надежды, что местные жители как-то помогут и снимут, или помогут снять, или более того сдадут своё жилище под такой замечательный проект - как правило, оказываются бесплодными. Жителей Иркутска не интересовал проект «Дом АВП в Иркутске», жителей Оша - «Дом АВП в Оше», жители Владивостока не помогали искать квартиру под Дом АВП во Владивостоке-2009, а жители Севастополя тоже не оказали в Севастополе помощи в поисках Домов. Берлинцы не помогали в Берлине, а жители Мехико, разумеется, не помогали в Мехико. Вся «помощь» местных жителей обычно окажется такой: когда мы уже снимем дом, они придут в гости и скажут, что такую халупу можно было бы снять в лучшем районе, в лучшем качестве и в два раза дешевле. Это их постоянный «постдомный синдром».

Участие может быть полезным только местных риэлторов, коих вы найдёте заранее или на месте, но обычно риэлторы работают не даром - они, как правило, действуют за определённый процент, достигающий и месячной стоимости аренды, что при двухмесячной жизни может стать довольно ощутимо. В далеких странах бывает полезным участие переводчика - так, например, в Антананариву нам помогал снимать Ивос, студент кафедры русского языка местного университета. Поинтересуйтесь, есть ли в городе русскоговорящие (ведь мы не понимаем по-малагасийски). Вероятно, потребуется дать им некоторый гонорар за дни, проведённые с вами в поисках жилищ.

Помогать снять иногда приезжают жители других городов, с кем-то вы договоритесь заранее. Но в целом, едучи в город, вам нужно исходить из того, что никто из местных, в том городе постоянно живущих, вам добровольную помощь НЕ предложит, а обладатели квартир будут с большим подозрением относиться к тому, что вас там собирается жить десять человек, а если вы скажете «двадцать», то снять жилище будет ещё трудней.

Готовьтесь к тому, что вам придётся заплатить ещё (как бывает) комиссию риэлторской фирме, и ещё залог за квартиру, или внести оплату сразу за весь срок, или же снять жилище по двойной цене, которое никому другому не сдали из-за дороговизны - оно вас дожидалось. Если средняя цена на такие дома / квартиры в этом городе Х, готовьтесь сразу отдать 3Х или даже 4Х, поэтому нужные деньги следует аккумулировать и привезти с собою (на карточке или наличностью).

Полезным может оказаться также заранее посмотреть объявления в Интернете - во многих городах существуют доски объявлений, и там желательно не просто посмотреть - а и позвонить по телефонам, указанным в объявлениях, сказать честно, что вот вы такой-такой, собираетесь снять и жить хотя бы впятером-всемером, и гости тоже могут приезжать, можно ли посмотреть дом.

Бывает такое, что по объявлению квартира стоит три копейки, а позвонив, узнаете, что хозяин «забыл» указать комиссию, ещё какие-нибудь оплаты дополнительные или просто это хитрый риэлтор поставил такое объявление, чтобы ловить простаков и впаривать. Сейчас по Скайпу стало звонить очень дешево, это нетрудно проделать. Также, если звоните вы за границу и не говорите на нужном иностранном языке - можно попросить друзей-помощников поговорить за вас. Когда Вадим Назаренко делал дом в Марракеше, он заранее прозвонил десяток объявлений с помощью франкоговорящей знакомой, и таким образом узнал примерные цены для иностранцев, желающих снять квартиру. Правда, уже по приезду выяснилось, что иностранцам-мусульманам квартира обойдется дешевле, чем немусульманам, но тут уж так, всего заранее не предусмотришь (как сообщил Вадим Назаренко, этот абзац от него).

На поиск жилища уходит, обычно, от трёх дней до недели. Через несколько дней после удачного съёма начинают попадаться и другие предложения, снять квартиру лучше, больше и дешевле, а через две недели придут в гости местные и скажут «э, вы дураки, что ж вы не сняли в два раза дешевле, вот спросили бы у нас, мы бы сказали, что снимаем за полцены всего в сорока километрах отсюда». Спасибо. Так бывает всегда, нужно к этому относиться спокойно, или выделять на Домосъём две недели и тщательно исследовать жилищный рынок.

Говорить о том, что в квартире или доме будет жить 20 человек, на мой взгляд, не следует. Я не встречал ещё квартировладельцев, желающих сдать жильё толпе народу сразу, максимум был в Турции - мы заявили, что будет жить 14 человек (а реально обитало до 30 и более). Обычно, при словах «20 человек», люди или пугаются, или у них разгораются глаза, и они мечтают содрать дополнительных денег за нашу множественность. Поэтому на множественность нужно намекнуть, чтобы в договоре не было указано максимальное число обитателей, но истинных масштабов события не нужно указывать, чтобы у хозяев не было перепугу.

Например, в Марокко была придумана легенда, что жить будет Вадим с «женой, ребенком и двоюродным братом», а уж так как Вадим горный гид, иногда к нему будут приезжать группы альпинистов, просто чтобы оставить снаряжение и уехать в горы. Так хозяин расслабился, что постоянно жить будут три человека, ну и иногда толпы. А что «иногда» превратилось во «всегда» - это дело житейское. (В.Назаренко)

Обычно первый вариант, и первые несколько вариантов, которые вам покажут, могут оказаться негодными. Не торопитесь - если варианты проклюнулись, то проявятся и ещё. Если вас уже несколько человек, готовых заниматься домосъёмом, и имеется много вариантов квартир «на просмотр» - не жалейте времени, денег и риэлторов, смотрите побольше.

В будущей Доможизни, конечно, наибольшие проблемы могут быть от соседей, которые, видя, что в квартире или доме живёт много людей, сочтут это необычным и вредным. Поэтому, если сами соседи шумные, многолюдные и неправильные - для нашей жизни это только полезно; если соседи строгие, тихие, пожилые и малые в количестве, или если снята квартира в Доме, где есть охрана или консьержка внизу, - это будет недостатком, старайтесь таких жилищ избежать! Также избегайте случаев, где хозяин (хозяйка) живёт рядом в соседнем же помещении!

Ещё хуже, если хозяин сдаёт часть своего же дома, или через дом (двор) хозяина (хозяйки) придётся всё время ходить. Даже 20 человек, ходящих туда-сюда целыми днями, создают впечатление огромной толпы. Откажитесь от всех вариантов, где хозяин обитает рядом и видит поток людей в ваше (своё) жилище.

Постарайтесь тщательно сфотографировать процесс Домосъёма, вид квартиры в момент её передачи вам, внешний вид хозяина (хозяйки), документы, имеющие отношение  к домосъёму, договор, вид электрических и водяных счётчиков и их показания, туалет, и прочее, и прочее, чтобы потом к вам не могли быть сделаны претензии что мол сожрали тысячи, десятки тысяч киловатт-часов, слили тонны и десятки кубометров воды и прочее, и прочее. Сфотографируйтесь с хозяином на фоне новоснятого жилища, чтобы потом он не мог придумать, что жилище якобы испорчено вами до неузнаваемости.

Иногда встречаются идеи такого типа: «О, у меня есть ненужный дом в Тамбовской области / квартира на Сахалине / избушка под Аркалыком, неплохо было бы вам там сделать Дом Для Всех, могу предложить вам жилище в пользование!» Идеи эти выглядят, на первый взгляд, нормально, но ведь если даже вы сами там в этой избе не живёте, и вообще руководить Домом не планируете, - то тем более сложно, не живя там, приманить туда каких-то ещё людей. Как правило, все те жилища находятся в какой-то дыре, куда людей не заманишь никакими благами, разве что там в избе будет находиться какой-то очень умный и опытный человек, который приманит людей и распиарит избу. Но, если в избе нет электричества и интернета, даже активному человеку нелегко будет разрекламирует избу, потребуется много сотен часов труда для этого.

Более сложно найти организатора, чем саму избу, это вы должны помнить. Организатор, мудрый человек, структурирует жизнь вокруг себя; он может и структурировать жизнь в избе и сделать её привлекательной. (Вам же не нужен человек-хаотизатор, который убьёт избу и хаотизирует всё вокруг, включая взаимоотношения с окружающими). Но непонятно, зачем организатору структурировать жизнь именно в той избе, которой вы и сами пренебрегли, находящейся в удалении от городов и интересностей мира. Организатор важней избы самой.

Оборудование Дома и жизнь в Доме

После того, как договор о снятии жилища подписан, начинается первая стадия домашней жизни и появляются первые же гости. Бывает, в самых простых случаях, вообще снимание жилища без договора и без расписок. Соглашаться ли на это, решать вам (снимающему жильё) в каждом конкретном случае; но в крупных городах лучше иметь расписку, договор, и сфотографировать владельца дома и его документы, сфотографировать счётчики в Доме и состояние Дома на момент домосъёма. Где-то в кадр попадут и хозяева помещения и/или риэлтор. Это нормально, даже полезно, на случай каких-то жалоб потом (сломали / испортили / украли холодильник / телевизор / шкаф и т.д.? - Ничего не брали, вот так и было в момент нашего подписания договора, вот фото-видео).

…Нередко выходит, что первые гости - это люди со странностями. Если Домосниматель приехал и хозяйствует в одиночку, поначалу будет сложно справиться с ними, наладить жизнь и быт - да и приучать соседей к изобилию и безвредности жителей квартиры №… нужно постепенно. А то ж как думают многие бытовые люди: если много народу сюда ходит, значит, что-то тут не так, что-то не правильно, что-то не в порядке! Потребуется несколько дней или неделя, чтобы они привыкли к нашему изобилию людей.

В некоторых случаях имеет смысл первые дни Дома, неделю, или иной срок, ограничить приезд в Дом (заранее написав об этом) - ограничить, чтобы приезжали только люди с какими-то свойствами, например договорившиеся заранее, или известные ветераны Домов. Это особенно важно, если город, где находится Дом, не очень далёк от Москвы и Петербурга и может быть легко посещаем.

Следует, одновременно, сфотографировать открытие Дома и выложить снимки и видео с первыми гостями, и с видами жилища, в интернет и в группу ВКонтакте, которая посвящена вашему проекту. Постепенно, по мере обустройства, делайте фото-видео, чем больше людей его посмотрит, тем большую известность получит проект. Но не переусердствуйте - если хозяева жилища узнают про ваше сборище через Интернет, они могут быть недовольны «ой, как же много народу» и пытаться задним числом поднять плату за жильё. Поэтому полезно правила аренды иметь зафиксированными в письменном виде.

Имеет смысл в Доме организатору его иметь собственную комнату, или какой-то уголок личный (Марат Шахмаев из Питера написал про это - иметь какую-то личную полость в квартире), где будет обитать он сам со своими близкими друзьями. Иначе вещи самого организатора перемешаются со вещами гостей, кто-то сядет на ваш ноутбук, кто-то засунет вам в спальник свои носки, - сами будете не рады.

Не забудьте составить Правила в жизни в Доме (вы можете взять за основу Правила одного из прежних Домов АВП / Домов Для Всех, соответственно скорректировав их), распечатать и вывесить и в Доме, и в Интернете. Подпишите все шкафы, выключатели, входы и выходы и вообще всё, что можно. Ведь если каждому человеку объяснять, где тут что лежит и как чем пользоваться, то 100 человек по 15 минут - сожрут, примерно, 1500 минут времени, а если людей больше, то и…

Не надейтесь, что люди сами догадаются, где что открывается, где закрывается, куда что ставить, куда чего не класть, можно ли бросать туалетную бумагу в унитаз, какие продукты желательно приносить, что желательно делать, а чего не делать - количество неаккуратных людей, может быть, и не превышает 15%, но на десяток человек в квартире уже будет один-другой такой, а на сорок человек будет таких несколько, обязательно. При большом количестве жильцов имеет смысл назначать поочерёдно дежурного (в Севастополе и Джокьякарте у нас каждый день было даже два дежурных), чтобы убирали возникающий хаос, встречали новых гостей, и готовили пищу по вечерам.

Если хозяева живут рядом, если соседи - друзья хозяев, а местные и окрестные относятся не позитивно и могут «стукнуть» хозяевам о многолюдьи, можно сделать и правило, чтобы люди не ходили вблизи Дома, в радиусе пары сотен метров, не ходили больше чем по двое. Тогда соседям трудно будет определить общее количество людей в жилище и никто не сможет доказательно сказать, что мол, видел толпу в двадцать человек, выходящих из дома (квартиры).

Как правило, хороший Дом Для Всех имеет на стенах или в других видимых местах:

1) Правила Дома;

2) инструкции по пользованию ванной, раковиной, туалетом, плитой, стиральной машиной, если таковая имеются - это минимизирует поломки и уменьшает последующие траты времени и денег на ремонт;

3) список с номерами телефонов дежурных по Дому, организатора Дома, и, для экстренных случаев, хозяина, сдавшего нам Дом - это тоже может понадобиться (например, чтобы узнать, как тут вызывать электрика, сантехника, или что делать, если вообще исчезло электричество или вода);

4) список продуктов и вещей, которые следует приобретать в первую очередь;

5) где что лежит: если где-то хранится сахар, соль или крупа - лучше это подписать, чтоб не объяснять каждому постоянно;

6) список расходов на Дом и полученных пожертвований (при появлении хозяина дома, если он/она приходит за очередной квартплатой, список лучше убирать, чтобы не было дополнительных финансовых претензий);

7) если Дом многолюдный - календарь дежурств, кто в какой день следит за помещением;

8) если в Доме проходят мероприятия и тусовки - календарь / анонс ближайших встреч;

9) транспортная информация, например: карта города, региона страны; как пройти к ближайшим дешёвым магазинам, рынкам, кафе, и другие источники дешёвых продуктов; расписания электричек, поездов, автобусов; способы попадания в музеи, национальные парки; выезды автостопом из города; виды проездных билетов (актуально в Европе); полезные слова на местном языке и курсы валют (актуально в дальних странах); портрет местного президента или короля (на случай, что в дом придут полицейские или местные спецслужбы);

10) пароль к общественному wi-fi, если таковой имеется, и Интернет безлимитный; или же - адреса ближайших интернет-кафе.

В каждом Доме Для Всех, традиционно, имеется тетрадь записи гостей. В неё записывают тех, кто ночует в Доме хотя бы одну ночь, и дату заезда. Другие сведения - страница в Контакте, местный телефон, блог, возраст, предыдущие посещенные Дома - приезжающие, как правило, пишут тоже. По гостевой книге можно потом найти какого-то человека или вообще определить, был ли в Доме такой-то и когда. А то ж порой звонят, пишут, разные родители, друзья, коллеги необязательных лиц: «мой сын / друг / муж поехал куда-то, говорит, что к вам поехал, а где он?»

Гостевую книгу держать лучше не на видном месте, чтобы её не находили, при неожиданном визите, хозяева Дома, милиционеры или какая-нибудь местная случайная публика.

Всё в жилище имеет тенденцию портиться, ломаться; еда - кончаться; мебель - разрушаться; посуда - разбиваться; обои - протираться; сантехника - капать; всё это происходит, особенно если за народом, живущим в Доме, не следить. Поэтому Дом Для Всех требует постоянного пригляда и руководства. Должен быть всегда руководитель - это обычно сам Домоустроитель, или иное назначенное им лицо, которое смотрит, что уже сломано, утеряно и кончилось, и покупает (или возбуждает других) покупать нужную вещь или пищу, или же ремонтировать то, что успели сломать. Без пригляда, жилище наполняется хаосом, а приличные люди постепенно вытесняются менее приличными, взамен коих приезжают и вовсе неприличные и остаются в Доме столь долго, сколь это вообще возможно.

Среди посетителей и гостей Дома есть типичные «залипуны», которые готовы есть, пока есть еда, сидеть в интернете, покуда есть интернет, спать, доколе их не сгонят с тёплого местечка, и жить на вписке, пока их оттуда не попросят на выход или пока не кончится виза той страны, где они находятся (но и тогда их подвижность лишь достигает той, что необходима для продления иль получения нового штампа). Такая публика вовсю течёт по дорогам мира,  настроенная на потребление мировых благ, но не производство их.  Руководитель Дома, в том числе, в этом и проявляет свою функцию: он следит, чтобы «прилипалы» хотя бы иногда занимались какой-либо деятельностью, или же периодически отклеивались и продолжали своё броуновское движение.

Людей, явных нарушителей Правил вашего Дома, например пьяниц, наркоманов, - нужно выселять беспощадно, и, если их поведение может навредить другим Домам - информировать о таких неаккуратных или вредных гостях общественность в Интернете и держателей других Домов. Такой базы пока что не существует, и заводить её я не буду, но возможно что общий чёрный список неадекватных и психически больных людей кто-то и составит в будущем.

Так что, в целом, - Дому нужна модерация, руководство человека, который как-то направляет деятельность или бездеятельность людей, не даёт им испортить окружающую квартиру и пейзаж, и решает разные бытовые проблемы - с вещами, соседями, милиционерами и др. И также нужен человек, который будет создавать уютный психологический микроклимат в Доме. Это может быть сам модератор, а может быть и несколько людей, то один, то другой, имеющие опыт общежития.

(Продолжение следует завтра. Дополнения ждём от ветеранов и организаторов разных Домов!)

Дом АВП, Дом Для Всех, домосъём

Previous post Next post
Up