Мой путь к исламу. Рамаданная история (часть 2)

Jul 01, 2016 01:15

( Окончание. Начало в предыдущем посте: http://a-krotov.livejournal.com/1067060.html )

Родители, узнав про мой интерес и изучение ислама, несколько обеспокоились; отец предупредил: «если там начнётся военная подготовка, то скорей уходи оттуда!» Но, в целом, никаких скандалов с родителями не было, они же знали, что я изучаю различные религии, и навещал и мунитов, и мормонов, и сайентологов, и почти всех, кого можно только найти в России. Может быть, они думали, что пройдёт и интерес к исламу? Но не прошёл, и я стал мусульманином - уже сознательно, изучив более подробно основы исламской религии.

Все основы ислама («столпы» ислама) я нашёл понятными и легко объяснимыми. Вера в единого, невидимого Бога, не имеющего образа - это то, о чём учили все пророки, включая Авраама, Моисея, Иисуса, Мухаммада, и другие хорошие люди (например, гуру сикхов). Вера в то, что всем народам (а не только евреям) посылались пророки, но люди постепенно отклонялись от их пути… Знание того, что человеку положена периодическая молитва - благодарить Бога Всевышнего за все приходящие нам блага. Выходить, так сказать, на связь со Всевышним, можно просить у него что-то важное и нужное. Пост в определённый месяц, чтобы высвобождать время и средства на что-то более полезное, чем постоянное питание. (Вот, например, сейчас в пост месяца Рамадан я пишу этот текст.) Милостыня - делиться деньгами, едой, временем и другими благами с нуждающимися.



Вероятно, полезен человеку и хадж - паломничество в Мекку, как всемирное собрание мусульман; а что это такое, я постараюсь узнать и почувствовать в ближайшее время. Об этом я напишу как-нибудь отдельно.

"Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока и запада, а благочестие - кто уверовал в Аллаха, и в последний день, и в ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение, - и исполняющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастии и бедствии и во время беды, - это те, которые были правдивы, это они - богобоязненные". (Коран 2:177, перевод Крачковского)

Мусульмане знают, что в мир было послано множество пророков, все они учили единобожию, а вот закон, данный ими, в чём-то и отличался. И все, кто последовали за этими пророками по прямому пути, поклонялись лишь единому Создателю, все они могут попасть в рай. В этом существенное отличие от христианства, которое ограничивает рамки спасения коллективом тех граждан, что были крещены (а чаще всего - не просто крещены, но и в какой-то определённой церкви). Важно, что признать единобожие и принять ислам можно в любом месте, не обязательно для этого приходить в мечеть или обращаться к имаму - можно и на необитаемом острове признать существование Творца. А если какой-то папуас родился и умер, так и не узнав о существовании Бога, то душа его не погибнет в аду - он же не виноват, что нужная информация до него так и не дошла.

"Скажите: "Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и что ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам, и что было даровано Мусе и Исе, и что было даровано пророкам от Господа их. Мы не различаем между кем-либо из них, и Ему предаемся"". (Коран 2:136, перевод Крачковского)

Постепенно начал привыкать к мусульманской жизни, совершать молитву, поститься в месяц Рамадан, заглядывать в мечеть по пятницам или в какие-то другие дни. В Индонезии получалось вообще осуществить путешествие почти по одним только мечетям, странствуют и ночуют в мечетях там многие, с целью познания Всевышнего или с религиозной проповедью. Выступал и я в разных мечетях перед собравшимися, рассказывал о своих путешествиях, религиозных исследованиях, о том, как пришёл в ислам, индонезийцам это всегда интересно.

Пришлось ли от чего-то отказаться? Ну да, от сала, колбасы, котлет, всяких там сарделек, гамбургеров и других подозрительных мясопродуктов. Для мусульман, почти все мясные продукты, что продаются в России, являются нехаляльными (неправильными) - в одних свинина содержится, а в других хотя и свинины нет, но те животные были зарезаны вредным немусульманским способом.  Поэтому проще вообще избегать мясных продуктов, особенно в нашей стране (а там в Афганистане, например, или в Узбекистане, можно соглашаться на мясосодержащее угощение, если его приготовили мусульмане). Что же касается спиртных напитков, то я вообще к ним был равнодушен, водку никогда в жизни не пробовал, а пиво - раз десять за жизнь. Так что я отказался от алкоголя окончательно, и после февраля 2001 года и не пробовал более ни разу ни пива, ни других всяких опьяняющих жидкостей.

…Многие соотечественники, видя, что я интересуюсь разными религиями, уверяли, что это всё неправильно, а нужно оставаться в религии предков.

Но наши предки (славяне) тоже не сохранили свою славянскую веру в Рода, Перуна, Велеса, Даждьбога и т.д., а поменяли её, в сторону уменьшения числа богов. Нет ясных причин, почему человек должен придерживаться верований своих предков.

«Когда им говорят: «Следуйте тому, что ниспослал Аллах», - они отвечают: «Нет! Мы будем следовать тому, на чем застали наших отцов». А если их отцы ничего не разумели и не следовали прямым путем?» (Коран, 2:170).

Если верить летописи, русский  князь Владимир в Х веке тоже старался научно подойти к выбору религии. Летописец повествует, что и мусульманские послы приезжали к князю Владимиру, но он отверг ислам, в том числе, по причине интереса к спиртным напиткам.

«В год 6494 (986). Пришли болгары магометанской веры, говоря: "Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету"… Но вот что было ему нелюбо: обрезание и воздержание от свиного мяса, а о питье, напротив, сказал он: "Руси есть веселие пить: не можем без того быть"». Прошла уже тысяча с лихвой лет, и сейчас уже точно можно видеть, какая погибель Руси пришла от пьянства и от этого «веселия».  К религии, запрещающей пьянство, нужно относиться очень серьёзно!

Там, где ислам исповедует подавляющее большинство населения, там и пьянства практически нет, и воровства значительно меньше, и всякого блуда и СПИДа (откройте в Интернете карту распространения СПИДа в мире, очень познавательно). Да и у нас на Руси посмотрите - поезжайте в село Средняя Елюзань в Городищенском районе Пензенской области, там 11 мечетей, хозяйство процветает, население растёт, производят всяческие продукты; поезжайте в другое село в том же районе, где мечетей нет и живёт немусульманское население - избы покосились, заборы сгнили, поля заросли, и остались одни старухи, и изредка дети их - взрослые алкоголики, пропивающие пенсию родителей. Православную деревню сравните и мусульманскую. Разница есть? Огромная!

А воровство? Сколько я жил и путешествовал в Индонезии, в Судане, в Турции, Афганистане, Таджикистане, в других странах исламского мира до самых Коморских островов - воровство в этих странах является редкостью, можно за всю жизнь ни разу ни быть обокраденным. Отправляемся в Латинскую Америку, или Папуа-Новую Гвинею, или Чёрную (экваториальную) Африку - всюду более 90% христиан - воровство популярно, распространилось повсюду! Конечно, нигде нет стопроцентной гарантии, и слышал я, что даже в Мекке случаются воры; но почему-то в не-мусульманском мире значительно чаще происходят всякие неприятности.

А ростовщичество? Сколько проблем от того, что люди вводятся ростовщиками в грабительские проценты, разоряются, переодалживают во всяких конторах "микроденьги", "минизаймы", "деньги на дом и т.д.". Некоторые должны уже сотни тысяч рублей, от глупости своей собственной, а ростовщики на них наживаются, из-за их глупости. При том, что ростовщичество (давать и брать деньги под %) строго запрещено Кораном. Поэтому в чисто мусульманских регионах РФ число людей, попавших в кредитную кабалу, значительно меньше.

Да, ещё спрашивают, делал ли я обрезание. В Коране про обрезание не сказано ни слова, но эта хорошая древняя традиция, идущая ещё от Авраама, и я тоже обратился в Москве к дагестанцу-специалисту, который  и сделал мне обрезание в самом начале 2002 года. Технически это несложно, делается в клинике под местным наркозом. Функции организма от этого не нарушаются. Наличие обрезания никто у меня никак не проверял.

* * *

Часто спрашивают, есть ли какие-то трудности, в том, чтобы быть мусульманином в России и вообще в жизни? Такие трудности, несомненно, есть; основных я вижу три. Во-первых, уже два десятка лет в нашей стране, и в некоторых странах СНГ, растёт исламофобия - простые люди, и некоторые чиновники, думают, что люди, верующие в Единого Бога, все они вредны и опасны. Особенно сильна фобия в тех регионах, где, казалось бы, более 90% людей -- мусульмане. Это Кавказ, от Черкесска до Махачкалы и некоторые регионы Средней Азии - особенно Узбекистан. Да и Таджикистан тоже. Человек с бородой рассматривается в этих регионах как враг политической стабильности, потенциальный террорист и враг народа. Десятки раз меня задерживали в этих регионах мира, потом отпускали, потом вновь задерживали. Фотографировали, снимали отпечатки пальцев, записывали протоколы, угрожали, а в Гудермесе даже дёргали за бороду. Проверяли наличие трусов (почему-то считается, что террористы не носят трусов под штанами).  Однажды меня за сутки задержали восемь раз (в Дагестане). Что же касается приличных городов России, от Москвы до Владивостока, то в них проблем с ношением бороды, конечно, не возникает.

Вторая сложность заключается в том, что наша страна северная, а в северных широтах выполнять предписания религии бывает очень сложно. Берём, например, месяц Рамадан - это месяц поста. В этом году (2016) он попал на летний период года: девять вечера мы едим, а в час ночи уже подходит рассвет, и с этого времени до вечера мы не питаемся. И утренняя молитва: летом время этой молитвы в Москве приходится на очень ранее время, два часа ночи, а в Петербурге или Мурманске вообще вечер или утро переходят друг в друга. Это, наверное, главная сложность и есть - утренняя молитва, которую сложно выполнить вовремя, если вы находитесь летом в северных широтах. Но это проблема всех религий: основные правила были даны людям южных широт, и соблюдать, например, еврейские традиции, тоже не всегда получится в Заполярье. Вариантов решения проблемы несколько, но это уже тема отдельной заметки.

Третья сложность вот в чём. Исламский призыв был начат на земле арабов, и постепенно арабский язык, вместе с религией ислама, распространился примерно в 27 странах мира. Гражданам этих стран, от Марокко до Ирака, легче воспринимать священные тексты, ведь они и говорят на этом языке, хотя и несколько изменившемся за столетия. В языках других народностей, от татар до индонезийцев, тоже много арабских слов, проникших в ходе распространения религии. А у нас, у русских, связей с арабским миром почти не было, лексика другая. Строй мыслей и вся классическая литература у нас основана на библейских выражениях и ходовых словах из синодального перевода Библии. Сотни готовых фраз и ходячих словосочетаний у нас в головах и в литературе идут оттуда, хотя мы часто это и не отслеживаем. А вот мусульманской литературы на русском языке мало, даже основные сборники хадисов (историй и высказываний пророка Мухаммада) в полном варианте не найти на русском языке - не успели ещё издать, и вообще не успели перевести (есть только выжимки из Сахиха Бухари, но не полный вариант). Отсутствие доступной литературы на русском приводит порой к спорам и разделениям среди мусульман; нужно или тщательно учить арабский, или пользоваться теми книгами, что уже переведены, или ждать, пока вырастут русские исламские учёные.

Мясных продуктов проще вообще избегать, и в нашей стране, и в соседних странах - и для здоровья лучше, и для кошелька удобней, дешевле жизнь получается. Так что то, что я не покупаю сало или сосиски, не ем пельмени или хот-доги, от этого жизнь только проще.

Что же касается того, легче ли путешествовать по планете мусульманину, чем представителю иных религий, -- то на этот вопрос сложно ответить однозначно. Где-то это и проще и понятней (Индонезия), где-то будут с удивлением и иногда подозрением узнавать, правильный ли вы мусульманин (Афганистан), где-то будут вообще не понимать, в чём особенность вашей религии (Мексика), а где-то будут относиться как к врагу народа (в интернете или в некоторых регионах бывшего СССР). В целом именно для путешествий нет какой-то определённой лучшей религии, и когда мы с друзьями ездили по планете в разном составе (христиане, мусульмане, атеисты), хорошие люди дальних стран не устраивали нам дискриминацию по религиозному признаку: т.е. дружелюбные мусульмане хорошо принимают и помогают и христианам, и наоборот.

И, наконец, ещё один вопрос задают некоторые скептики: можно ли обойтись вообще без религии, быть атеистом, или состряпать религию себе по вкусу? Ведь есть на свете хорошие, добрые, и успешные люди, не привязанные и не ограниченные какой-либо религией?

Ответ у меня такой. Конечно, такие люди есть - люди, успешные или же хорошие на вид, которым вообще религиозные вопросы не интересны, совсем. Так же, как есть здоровые люди, которые не делают зарядку и не придерживаются никакой оздоровительной системы, едят что попало и живут девяносто лет. Бывает такое? Бывает. Делать зарядку всё же полезно? Думаю, что полезно. А если какая-то «зарядка», какие-то действия будут полезны нам не только девяносто лет земной жизни, но и для последующего существования, на это, я думаю, нужно обратить особое внимание.

«А есть ли вообще на свете Бог-создатель и будущая жизнь?» -- спросит скептик, сидящий за клавиатурой компьютера. На эту тему терабайты уже информации написаны. Одни пишут, что Бог есть, другие --- о том, что будто бы всё само создалось. Тут у меня нет сомнений, что Бог и иная жизнь существуют - мне так думалось с детства, а любителям поспорить -- я предлагаю заняться этим спором потом, лет через сто, в дальнейшей, в будущей жизни. Я не сомневаюсь, что Бог посылает людям вестников, с указаниями, как жить тут, на земле - для блага самих нас, земных обитателей.

А если продолжать аналоги со здоровьем, -- тут вот какая система оздоровления лучше, дыхательная гимнастика или уринотерапия? Тут уже нужно изучить основателей этих систем, как жили те люди, которые передали нам этот опыт, и как живут теперь их последователи. К сожалению, чем дальше в прошлое, тем меньше мы знаем - про жизнь Моисея, Авраама, Будды, или же какого-нибудь Кришны, если он существовал, мы имеем наборы преданий и легенд, не всегда достоверных, обросших массой невероятных чудесных подробностей. Даже жизнь Иисуса и его соратников обросла легендарными подробностями (некоторые даже предполагают, что Иисус в Индии пожил и был там похоронен в Шринагаре).

Что же касается пророка Мухаммада, то он из всех основателей крупных мировых религий - последний. В том, что он существовал, нет никаких сомнений; его жизнь подробно описана и известна историкам, и в жизни его не было подозрительных и невероятных чудес, подобных тем, что описаны в первых книгах Библии. Его учение сохранилось до нынешних дней лучше, чем учения других основателей мировых религий; современные суданцы, например - прямые наследники его учения, живут так же, как Пророк, говорят на том же языке, живут в тех же условиях, можно поехать, посмотреть. Основные правила жизни, которые передались людям от Пророка, сохранились до наших дней, их можно выполнить - они реалистичные, не очень сложные, и, как я увидел в своих путешествиях - приносят пользу и самому соблюдающему человеку, и всему обществу, в котором соблюдаются исламские традиции и законы.

Люди, получающие информацию о мире из СМИ, часто восклицают, что все мусульмане, особенно новообращённые - это вредные средневековые фанатики, вояки и террористы. Но современные террористы - это политики и чиновники, стравливающие между собой людей и целые народы. И эти народы могут формально принадлежать  и к одной религии, и к разным религиям. Не забудем, что обе мировые войны и сотни менее масштабных войн возникли на христианских землях - виноваты капиталисты, бюрократы и вожди. Иногда воинственные люди используют религиозную символику. На Донбассе с обоих сторон конфликта - православные христиане, и священники благословляют солдат на обоих сторонах на войну; в Мьянме правоверные буддисты изгоняют и иногда убивают рохинджа - мьянманских мусульман, но террористы тут не Будда и не Христос, а вполне земные политические персоны.

Наконец, подходя к концу обследования религий, нужно, справедливости ради, указать, что и среди мусульман тоже есть свои некоторые разделения и даже секты. Исламских сект, конечно, меньше, чем ответвлений христианства или индуизма - это, вероятно, зависит от сроков существования этих вероучений. В некоторых течениях ислама возникает гипертрофированное почитание разных исторических персонажей, с сооружением шикарных гробниц, и даже взыванием с просьбами о помощи к разным умершим деятелям (шейхам) из прошлого. Это распространено в Индии, на окраинах Африки, в Иране и кое-где ещё. Мне кажется, что эти народные традиции могут отдалить человека от Единобожия, а наши просьбы лучше направлять не к умершим людям, а к Аллаху Всевышнему. Обзор же мусульманских течений, к которым я не принадлежу (шииты, исмаилиты, ахмадиты, суфии разных видов) я напишу отдельно, если на то будет время и будет угодно Всевышнему.

Сотни томов религиозных и жинеучиельных писаний, чтимых многими людьми -- от Велесовой книги до Книги Урантии обитают у меня, прочитанные, дома в Москве. Книга Мормона и учение Абдул-Баха, откровения Блаватской и многотомное собрание сочинений Ленина - всё это полезно прочитать человеку думающему.  Не скажу, что Коран читается проще остальных, или что там всё 100% мне понятно. Но мой выбор в пользу ислама мне ясен и очевиден. Почитайте и вы, подумайте сами.

Сейчас у нас идёт 2016 год. Вот уже пятнадцать лет я мусульманин, стараюсь исполнять заветы Всевышнего, изложенные в Коране, и советую всем, кого интересует всерьёз вопрос религии, внимательно этот вопрос исследовать всеми возможными способами - прочесть Библию, Коран и другие доступные вам священные книги (их сейчас можно найти и в бумажном виде, и в интернете), изучить историю религий и посмотреть, как эти религиозные предписания исполняются и работают на деле. Среди моих друзей, путешественников, многие стали мусульманами - в путешествии можно и почувствовать единство Создателя, и увидеть полезность законов ислама.

Всякие вопросы по догматике ислама, и вообще всякие спорные вопросы -- и ответы на них, можно найти в интересном и очень разумном блоге russ_muslim. На многие богословские темы я пока не могу написать, ибо моя компетенция и мой опыт ограничены, а там встречаются всякие толковые граждане. Есть и более подробные исламские сайты с ответами на множество вопросов, специалисты думаю подскажут в комментах.

Про переводы Корана я хочу ещё вставить несколько строк. Конечно, для изучения ислама в первую очередь нужно читать Коран, а не средства массовой дезинформации. Но переводы Корана бывают разные. Я хотел бы предостеречь от тех переводов, где переводчик насовал много своих слов. Это, во-первых, «стихотворный» перевод Валерии Пороховой, где очень много вставок от переводчицы, для соблюдения ритма. И, во-вторых, есть очень подробный перевод Шамиля Аляутдинова. При всём уважении к этому имаму (он проповедует в Мемориальной мечети на Поклонной Горе и пишет ответы на хорошем сайте umma.ru) -- я бы остерёгся пользоваться его переводом, слишком много там вставок в квадратных скобках. Мне нравится «нейтральный» перевод Крачковского, который я прочитал изначально; русскому человеку, читавшему Библию, понятен будет дореволюционный перевод Богуславского (он есть и в современных изданиях) или некоторые другие, где не вставлено в текст дополнительных слов, а весь тафсир (объяснение) вынесен в сноски. Ну а тем, кто считает себя христианином, но не прочитал пока что Библию, рекомендую начать именно с неё (почитать её нейтральным взглядом, с умом).

На этом буду и завершать этот текст. Завершается одна из последних ночей священного месяца Рамадан - да, мусульманский календарь подвижен, и каждый год все праздники и события смещаются, относительно европейского календаря, на 11 дней назад. Это очень полезно, чтобы календарь ислама отклеился от языческих праздников плодородия, весны, солнцестояния и т.д.. Каждый праздник, за тридцать три года, успеет побывать во всех сезонах в году. В этом году (2016) хадж будет в сентябре - буду надеяться, что посольство Саудовской Аравии и Всевышний Аллах позволят мне совершить и путешествие в Мекку. Тогда и напишу об этом.

Путешествуя по разным странам мира и по разным регионам нашей страны (а я уже побывал во всех регионах России и почти в сотне стран мира), в разных городах, от Сан-Франциско до Папуа, я разыскиваю мечеть -- сообщество тех, кто верит в единство Создателя. Среди мусульман в мечетях встречаются белые и чёрные, русские и афганцы, европейцы и папуасы. В Коране сказано: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями» (Коран, 3:103). На этом я и хочу завершить этот рассказ. Держитесь за вервь Аллаха, идите по пути Аллаха, и помните о единстве человечества и единстве Создателя.

"Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой путь от заблуждения. Кто не верует в идолопоклонство и верует в Аллаха, тот ухватился за надежную опору, для которой нет сокрушения. Поистине, Аллах - слышащий, знающий!" (Коран, 2:256).

Мир всем, кто идёт по прямому пути, -- а также тем, кто интересуется поисками пути.
Ищите, читайте, изучайте, и поймёте всё, постепенно, и сами.

ислам, религиоведение, мусульмане

Previous post Next post
Up