Feb 27, 2017 16:32
Глава 1. Вместо введения.
Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.
(ст. 1, Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации")
Граждане, непричастные к системе государственной власти, по-разному относятся к органам прокуратуры. Одни считают прокурора символом федеральной власти, своеобразным защитником от произвола иной власти на местах, другие видят в прокуроре лишь наиболее приспособленного и защищенного взяточника, который наделен властью выборочно сажать в тюрьму всех других взяточников, сам при этом оставаясь чистым.
По-разному граждане представляют и полномочия прокурора, его основные цели и задачи. Одним из распространенных является мнение о том, что самая главная функция прокурора - это поддержание государственного обвинения в суде и разрешение жалоб граждан, и от того насколько хорошо прокурор делает эти две вещи, зависит и мнение о нем в обществе.
Всего лишь 2 года назад, когда я был только на пути из Комсомольска-на-Амуре - своего родного города, в Ванинскую транспортную прокуратуру, расположенную, соответственно, в поселке Ванино, я воспринимал цели и задачи прокуратуры приблизительно так же, как и большинство граждан. Я знал, что прокурор поддерживает государственное обвинение в суде, разрешает обращения граждан, проводит проверки по информации о нарушении законов, и всей своей деятельностью стремится противостоять нарушениям и преступлениям.
Отдалившись в процессе работы от теории, я узнал практику прокурорского надзора. Не могу сказать, что не ожидал от выбранной мной профессии наличия определенных отличий от известных мне теоретических познаний, но, все же, в известной степени был поражен столь значительным засильем плановой системы в деятельности современной прокуратуры.
Являясь противником административно-командной системы планового управления государством, так активно применяемой в СССР, я не ожидал стать винтиком отжившего архаизма. Не ожидал встретить во всей красе данную систему в Прокуратуре Российской Федерации.
Спешу предупредить, что целью настоящего творческого исследования проблем, присущих современным органам прокуратуры, не является ныне модное и средствами массовой информации поддерживаемое обвинение всех и вся в сплошной коррупции, вредительстве и т.д. и т.п. Если идти таким путем и всех, кто нам по той или иной причине не нравится обвинять в коррупции и прочих грехах, не имея в сущности никаких доказательств этому, такими действиями проблему не понять и не разрешить. Более того - еще больше усугубится проблема, так как стороны перестанут слышать друг друга. Просто на слуху сейчас у всех коррупция да взятки, вот и вешают все кому не лень коррупционные ярлыки направо и налево. Мода можно сказать такая, мнимый волюнтаризм.
Между тем, любая проблема требует комплексного подхода при ее разрешении. Следует учесть все присущие ей характеристики, изучить ее природу и структуру, внутренние посылы к существованию и развитию. Только через понимание внутреннего строения проблемы можно разработать и методы ее устранения или хотя бы минимизации. Спроси у любого, что он понимает под словом коррупция и чем она вредна - мало кто ответит. Нет, ответит, конечно, но ответ будет не верным, не полным. Один скажет, что коррупция это взятки гаишникам, другой, что учителям с врачами. И о вреде коррупции аналогичное ответят, что она, мол, народу жить мешает, а чем мешает - не уточнят или же уточнят неубедительно.
Во всем нужен подход трезвый и рассудительный, а не клоунада ради дешевой популярности. Действительно, в обществе назрела определенная группа проблем, тормозящая развитие экономики, негативным образом влияющая на развитие гражданских институтов, но не стоит подменять суть проблемы дефектной аргументацией о способах ее разрешения. Наскоком проблему не решить. Если же мы будем идти на поводу у популистов, не приводящих разумных и обоснованных доводов, а руководствующихся лишь эмоциями и обидой, не предлагающих реальной альтернативы складывающимся в стране и обществе негативным процессам, то не изменится вообще ничего, только еще более усугубится.
Когда у меня только возникла идея комплексного анализа происходящих в органах прокуратуры процессов, я планировал облечь исследование в привычную форму научной работы. Через некоторое время этот план был мной изменен. Решил я, что научных работ у нас в стране и так хватает, в том числе, посвященных проблемам реформирования органов прокуратуры Российской Федерации. Но кто их читает, работы эти? Узкий круг специалистов, да и только. А общество в это время обрабатывается идеями, далекими от истины. Обществу только сенсации и интересны в последнее время, чтобы со всеми подробностями, чтобы во всей силе крайностей и преувеличений. Иначе - не интересно. Некоторые из нас даже полагают, что отстаивание той или иной крайности - есть суть демократии и свободы слова, напрочь забывая при этом про конструктивизм и разумный подход в отстаивании своих убеждений и стремлений.
Посему в данной работе я не стану придерживаться строгих принципов, принятых в научно-исследовательских работах - это никому не интересно. Но и в крайности впадать не собираюсь. Цель работы - ответить на второй извечный вопрос: что делать? А кто виноват - рассудит история.