«Как ни богато естество,
играющее в нас,
необходимо мастерство,
гранящее алмаз».
Когда мы активно занимались с Тимом чтением, математикой, анлийским… нас неоднократно спрашивали. А как вы потом отдадите его в школу? Или так и будете учить сами? Ему же скучно будет в школе. Могу уверенно сказать, мы рассматривали все варианты: и с домашним обучением, и школы в самых разных проявлениях: от лицея и гимназии до школы под окном, и английскую школу. Пожалуй, самые большие копья сегодня ломаются в беседах о преимуществах домашнего образования. И мы, размышляя, пробуя, выработали свое отношение к этому.
Наше мнение находится в зависимости от возраста ребенка.
До 3-4 лет - идеальный вариант когда ребенок находится с родителями. Когда первые знания в играх дают ему родители, вместе с заботой, любовью и своим отношением. Передают мировоззрение, отношение в неудачам и победам, свои ценности, по большому счету. Когда он получает от них главное - интерес к окружающему миру, наукам (пусть в тот момент еще в игровой форме), самому процессу узнавания нового. Да и этот возраст - время индивидуального подхода. В группе в эти годы учить сложно и малоэффективно, на мой взгляд.В эти годы ребенок сам не готов принимать обучение ни у кого кроме родителей. В то же время знаний родителей с лихвой хватает на то, чтобы объяснять ребенку практически любую область знаний. Это время индивидуального подхода, учета интереса.
Взрослея
он, во-первых, становится более самостоятельным, во-вторых, более знающим. И самое главное - ему начинает требоваться общество самых разных людей. Если первые 3-4 года родители провели не зря, то к 4 годам возрасту ребенок обладает достаточно обширным багажом знаний и умений. Ему уже требуются более глубокие знания в отдельных областях. Кроме того, нужно знать не только сам предмет, но и методики его преподавания. И тут главное - не упустить момент, во время начать искать учителей, с которыми ребенок быстро найдет общий язык. Причем на этом этапе важнее, чтобы они наладили общение, и процесс обучения приносил только радость. Любой учитель-специалист в этот момент даст ребенку многое - если сумеет наладить общение.
Я не говорю об академическом обучении чему-либо. Это может быть клуб любителей английского языка, творческая лаборатория и пр. Такие краткосрочные курсы в какой-то мере даже лучше. Они позволяют ребенку не перенапрягаться. Ведь концентрация пока невелика. Таким образом, с 4 лет идеально или найти небольшой коллектив (лучше постоянный), кружки, студии, чтобы ребенок мог не только улучшать знания, но и учиться общаться.
Немаловажно, что в зависимости от ребенка, его склонностей и предпочтений, в этом возрасте границы его мира начинают расширяться. Он понимает, что мир несоизмеримо шире, нежели семья. Что вокруг много людей: интересных, веселых, активных и пр. И начинает к этому общению тянуться. Что бы мы не говорили, но человек социальное существо. И общение для него значит все! Ведь не зря, самой тяжелой пыткой, наказанием считается лишение общения. Не зря без общения человек теряет волю ко всему, теряет человеческий облик. Да, есть домоседы (как я), а есть экстраверты (как Лена). Но даже у самых домоседов желание общения есть и есть потребность в этом.
Чем старше становится ребенок, тем больше потребность в общении, расширении границ мира: его мира общения. В этом мудрость родителей: не тянуть назад из эгоистических желаний. А тонко, аккуратно, помогая, советуя, помогая делать выбор разрешать ребенку ЖИТЬ в большом мире людей. А не только в семье.
К 6-7 годам дети начинают активно предпочитать общение со сверстниками: равными людьми и по жизненному опыту, и по уровню знаний и по общению. Как ни крути, а взрослый всегда дает общение неравное с позиции: взрослый - ребенок. Да и дети быстро учатся многому, перенимая это у других детей. Ведь у каждого свои сильные стороны. И оказываясь с коллективе они усиливают друг друга. Главное, чтобы коллектив был настроен на созидание (взрослыми) и правильно организован (максимально незаметно)
Что касается самого школьного или домашнего обучения.
Думаю, нельзя быть профессионалом во всем. «Работа» родителем - и работа учителем это разные вещи. Родитель «учит», прежде всего, человеческим ценностям. Учителя учат профессионально вещам узкоспециализированным. Лучшие знания может дать профессионал, лучшие чувства и эмоции - чуткий родитель.
Можно стать и тем и другим, заявляют родители домашников. Да, наверное. Только для этого надо просто самому стать профессиональным учителем. Причем сразу по всем предметам. Как вы считаете, улучшится ли качество знания каждого из них в отдельности? Я считаю что нет. Не учитывая того, что взрослому надо будет отказаться от своей профессии. Возможно, кто-то открывает в себе призвание учителя. Но ведь не все?
Я бы так сказал: в целом если и выбирать домашнее образование - то только для начальной школы. Когда родители действительно в состоянии дать базу. Дальше сложнее и нереально, на мой взгляд.
Еще одной стороной является все-таки необъективность родителей по отношению к своему ребенку. Ведь не зря в том же сообществе «Свободное образование» так часты темы: ребенок все знает, но его якобы заваливают на аттестациях. Родитель может перегнуть палку, гонясь за результатом, и никто не сможет его поправить или удержать от неверного шага. Может наоборот быть слишком мягким или вообще двигаться по мере возможности и наличия свободного времени, в свободном режиме. Может не замечать явных пробелов, оправдывая это характером ребенка или его особенностями. Учитель ведет четко структурированную линию обучения, с конкретными задачами и результатами по итогам каждого этапа.
Часто родители выбирают домашнее образование из-за недоверия к общеобразовательной системе. Но ведь это в руках родителей найти того, кому вы доверите своего ребенка. Мне как предпринимателю понятно опасение людей, ведь нужно делегировать свою ответственность в воспитании ребенка. Это на самом деле сложно. Зачастую, кажется, что ТЫ и только ты можешь сделать это лучше других. Однако, как показывает опыт - найти нужного человека и уметь двигаться вместе - в разы эффективнее, нежели, разрываясь, всё делать самому кое-как.
На самом деле, найти можно всегда. К примеру, наша английская школа имела свои плюсы и минусы. Наша русская тоже объективно имеет свои нюансы. Но для каждого момента они являлись идеальным выбором. Главное искать.
Еще немаловажный момент
Быть на одной волне с ребенком. Ведь почему образование в школе столь малую эффективность еще имеет - да потому что ребенок учится, приходит домой. А дома никто знать не поддерживает изученное в школе и не применяет признаки прямоугольника, площадь круга, не знаю различия между весом и массой. Дальше больше. Кто из родителей будет общаться с детьми на тему электромагнитной индукции? Вот и получается, что ребенок не видит подкрепления своим так трудно добытым знаниям. И в этом успех домашнего образования - ведь ребенок видит, что мама/папа ему это дают, сами что-то ищут, общаются с ним. Такое общение мощная сила! Ведь это можно создать и не организовывая домашнее обучение.
Когда профессионал - учитель, с методиками дает знания, а мама это тоже вновь «открывает» с ребенком, изучает и поддерживает интерес - идеально. Да ей не надо лезть глубоко. Но поддержать разговор, чтобы интерес ребенка не пропал - уже сможет. В целом я уверен, родители могут дать детям образование. Среднее. Такое чтобы аттестации сдать. По той же самой причине - увлеченность не смогут обеспечить сразу по всем направлениям. Ну нельзя увлекаться одинаково и литературой, и русским и химией, и английским. Нереально это. А восторг преподавателя - это именно то, что зажигает интерес в ребенке.
Еще один момент: важно понять, кого вы хотите вырастить. Да, домашнее образование, как любое индивидуальное - более эффективно в плане знаний. НО только ли знания составляют будущую счастливую жизнь? Тем более знания сегодня добываются очень легко.
Мы счастливы, когда мы любим и нас любят. Когда у нас интересный круг общения. Когда есть с кем поговорить, что обсудить. Понимание и чувства единства.
Сможет ли ребенок, выросший с домашним образованием доказывать свою (пусть и правильную и научную) точку зрения? Сможет ли общаться не только с теми, кто нравится, но с кем надо общаться. Ведь рано или поздно он окажется в большом мире. Начнет работать. И столкнется с не очень умными и образованными клиентами, наглыми заказчиками, хамоватым персоналом и пр. Не важнее ли учить его с детства отделять хорошее от плохого, уметь противостоять злу, отстаивать свои позиции?
Не окажется ли ребенок, выросший и сформировавшийся как личность вне детского коллектива наивным и глупым в каких-то ситуациях общения? Я, занимаясь бизнесом, вижу, что бизнес общение - это 10-20% - остальное это личное общение. И тут крайне важен опыт. А уж сколько раз мы обсуждали школу, университеты, детство с партнерам - не пересчитать. Психология говорит однозначно - люди не любят тех, кто не похож на них. А значит лишая ребенка этого опыта - мы лишаем его огромного пласта общения в будущем. Не вызовет ли это подсознательных нюансов отторжения домашнего самого прекрасного и умного ребенка со стороны окружающих?
Плюсы домашнего тоже очевидны для нас: индивидуальный подход, все настроено на одного человека, нет сверхтребований, можно больше уделить внимания тому что интересно, меньше - тому что нет. Нет предвзятости. Это нереально круто! И так хочется спрятаться в этом оазисе радости, семейного уюта и не вылезать. Мне как человеку домашнему и большому домоседу это очень понятно. Но как говорят, все наши большие победы, интересные события в жизни лежать вне зоны нашего комфорта. И смотришь - хулиган, подравшийся с вашим сыном в первом классе станет к концу школы его лучшим другом. Другом на всю жизнь. Тем, кто будет с ним рядом в то время, когда нас, родителей уже не будет.
Да и каким будет человек, привыкший, что все настроено только на него, для него - как сможет он при необходимости работать в неидеальных условиях. В жизнь часто - не легкая прогулка под луной. БЫвают и экстремальные ситуации, и когда приходится выживать.
Но чтобы не выбрали родители…Домашнее образование или школьное, .я уверен - все дело в личности УЧИТЕЛЯ (и тут учитель не в плане профессии, в плане того, кто обучает ребенка). Любая увлеченная, ищущая личность даст ребенку многое. И личность ли это мамы, тренера, школьного учителя, преподавателя музыкальной школы или курсов - не играет большой роли с точки зрения получения знаний. А вот увлеченность родителей, наличие у них интересов, личных планов, достижений - куда важнее. И если домашнее обучение не оставляет маме времени на это - зачем оно? Чтобы ребенок видел человека, не имеющего своей жизни, своих увлечений, своих планов? Это хороший опыт для него.
Когда мы выбираем образование - мы должны понимать, что за все приходится "платить". В школе - поступиться эффективностью обучения, дома - социальными связями и навыками.
И мы сделали выбор, что в жизни нашего сына будет школа. По возможности хорошая и с мягким почти индивидуальным образованием. Пока у нас получается. Хотя уже сейчас Тимур говорит: "Вот было бы интересно, если бы в нашем классе было 30 ребят!». Мы, взрослые, хотим одного - знаний. Но школа - это куда больше, нежели ЕГЭ, экзамены, контрольные и пр. Это друзья детства, это веселые проказы и воспоминания на всю жизнь, это первые секретики, первые симпатии, первый опыт лидерства и подчинения, первый опыт пойти против коллектива и согласиться с ним и многое другое. Мы не хотим,ч тобы у нашего ребенка этого не было.
Пусть школа будет. По возможности хорошая. И такая, чтобы на всю жизнь вспоминать с ностальгией и теплыми чувствами!
А как там в школе после раннего развития - напишу заключительным постом к первому классу.