Aug 10, 2012 12:59
Вынесу несколько мыслей из обсуждения вконтакте. Сначала известный анегдод:
Встречаются русский с американцем. Американец говорит:
- У нас в стране демократия! Вот я могу выйти к Белому дому и кричать: "Рейган дурак!"
На что русский ему отвечает:
- Я тоже могу выйти на Красную площадь и кричать: "Рейган дурак".
Речь пойдет о том, почему поступок пасс-риотов важен. Или даже - почему он стал важен.
Суть в том, что оценивать надо не только собственно поступок, но и контекст, в котором этот поступок совершен. К примеру, не нужно большого мужества, чтобы дать другу кружку воды, сидя на кухне, и совсем другое дело - если дело происходит в пустыне, и кружка эта у вас последняя.
Ровно так же и тут. Возможность наказания конкретной властью за определенные поступки влияет на моральную оценку этих поступков. Грубо говоря - если бы дифчонки провели панк-молебен в соборе Парижской богоматери, или там где-нибудь в Швеции - это было стало бы всего лишь еще одним перформансом, который можно оценивать по-разному.
Совсем другое дело - в ХСС, под носом у Путина, сигаретного Кирилла и его кодлы. Тут уже очевидно можно было нарваться на неиллюзорные последствия, которые и произошли. Вероятно - отдача даже превысила ту, на которую они могли рассчитывать. Хотя Надя Толокно видимо уже могла аппроксимировать опыт "Войны". Но все равно пошла.
P.S. Ну, и пример специально для Юлички. Положим, некто выращивает в Гренобле красную герань.
Я не скажу, что это подвиг, но вообще что-то героическое в этом есть. Но тут внезапно приходят фошысты, и говорят - теперь красную герань нельзя! Кто выращивает - должен вырвать, т.к. это символ сопротивления. А тех, кто любит сопротивление мы бросим в реактор местной АЭС!
Соответственно - встает дилема. Либо выдернуть всю эту герань нахрен, либо продолжать выращивать. Как-то так.