Декабрьские впечатления

Dec 24, 2011 23:59

Одно из главных впечатлений от митинга, как первого, так и второго, - это неяркость и ординарность выступлений с трибуны. Какая-то интеллектуальная жвачка, блуждание в трех соснах, неспособность вовремя завершить речь, закономерно подвести аудиторию к заключительным тезисам. Нет настоящих ораторов, нет никаких, прошу прощение за штамп, харизматических лидеров. Не произвел никакого впечатления Навальный. (Не хочу и не буду спорить сейчас о его взглядах.) Не заметил я ни народного обожания, ни готовности идти за ним. Это не значит, что ни того, ни другого нет вовсе - но, по-моему, даже претендентом на роль общего вождя он не является. Во всяком случае, пока.

Вождей нет - и это прекрасно. Не в том наша задача, чтобы объединиться вокруг единого лидера. Во-первых, наличие такового вызовет консолидацию правящей элиты - а именно эта консолидация, похоже, дает трещину, и этим необходимо пользоваться. Во-вторых, чаемая фигура единого лидера протестного движения - это лишь зеркальное отражение фигуры общенационального лидера, отца отечества, спасителя и избавителя, страшный кошмар и долгожданный мираж российского политикума. И тот, и другой - олицетворение одного и того же порыва, а именно бегства от политики. Мы должны перестать спорить и раскачивать лодку, а вместо того сплотиться вокруг... Мы должны оставить политические разногласия и споры, объединиться вокруг... То и другое, в сущности, есть добровольный (или нет?) отказ от того, что составляет основное содержание политики: спор об практических интересах и спор о ценностных ориентирах. С какой, собственно, стати? Человек животное политическое, сплачивайся или нет, споры будут продолжаться. Призывы забыть о разногласиях обычно исходят от тех, кто надеется обеспечить себе эксклюзивный доступ к вождю и пользоваться его харизматической мощью для реализации своих политических или коммерческих замыслов.

Настроения на митингах 10 и 24 декабря, по счастью, пока что не дают никакого основания рассчитывать на признание массовкой единого лидера. Она, эта массовка, ревнива и скептична, безжалостна и иронична. Ей никто по-настоящему не нравится, для всех находится критическое, порой соленое слово. В дружественном журнале довелось читать, что это свидетельство неспособности договариваться, идти на компромиссы и т.д., - а значит, социум обречен повторять «путинскую» матрицу нетерпимости и несвободы. Не могу согласиться. Терпимость - это другое. Это - соглашаться на совместное участие в митинге. Это - стоять бок о бок с идейными врагами, яблочники рядом с имперцами, коммунисты рядом с защитниками Ходорковского, и не вступать в конфликты и перепалки. Я вот помню другие митинги. Спорили до хрипоты, до взаимных оскорблений. Люди меняются, и не всегда к худшему, как бы ни было сложно в это поверить. А вот признавать над собой общего вождя они не обязаны.

Она, эта массовка, пока что практически всухую выигрывает риторическую битву у представителей власти. Последние всё прокалываются, всё попадают в молоко. Слили записи немцовских разговоров - никто не обиделся. (Кто ж на Немцова обижается?) Обозвали хомячками - смеются. (Симпатичный зверек, чего там.) Окрестили бандерлогами - сделали это чуть ли не самоназванием. (Да, мы бандерлоги. А тебе, земляной червяк, самому-то не страшно?) Сравнили белые ленточки с презервативами... лучше бы они этого не делали. Количество транспарантов, где изображение премьера соединялось разными способами с резиновым изделием, зашкаливало. Протест стремительно обретает свой язык, и язык этот не знает пощады.

Ну, и отдельное спасибо - за эпический провал националистов. Как нас уговаривали: вы что, говорили, не понимаете, кто придет к власти, если?.. Вы что, не знаете, на чьей стороне симпатии большинства? Мы увидели. Спасибо. Привет Радзиховскому.
Previous post Next post
Up