Кинодневник. "Рука дьявола"

Apr 28, 2021 12:24





Для французской кинорулетки


La main du diable (1943)
Французский черно-белый фильм ужасов по рассказу Жерара де Нерваля "Заколдованная рука"
Режиссер Морис Турнёр
В главных ролях Пьер Френе, Жосселин Гёль, Пьер Пало



[Сюжет]Группа людей ожидает ужина в небольшом отеле в Альпах. Погода и лавина в горах не позволяет им покинуть отель. В таких условиях в отель приходит странный человек: мужчина, у которого вместо левой руки - протез. Из вещей при нем только шкатулка, к которой он не позволяет прикоснуться никому. Мужчина очень нервно реагирует, когда вскоре после него в отель заходят полицейские, которые ищут невысокого человека в черном.

Позже во время ужина кто-то вызывает его по телефону. В тот момент, когда он отвечает на звонок, в отеле гаснет свет, сама собой открывается дверь, несколько гостей ощущают чьи-то прикосновения, и дверь снова закрывается, а когда свет снова загорается, мужчина обнаруживает, что его шкатулка пропала...

Под давлением остальных гостей отеля Ролан Бриссо, художник без левой руки, рассказывает свою историю...


Для того, чтобы понять, что фильм создан по произведению "готической" литературы, не нужно быть знакомым с рассказом де Нерваля. Собственно от рассказа в фильме совсем немного, создатели фильма развернули историю в будущее и подняли её идею на другой уровень: история главного героя должна ответить на вопрос: какую цену человек готов заплатить за успех? В каком-то смысле это близко к "Фаусту" (ага, вот так), но детали сюжета смазывают впечатление. Герой, покупая талисман, не верит в существование души, то есть он не принимает сознательного решения о связанном с ней риске. В то же время его цели не столь высоки, как у Фауста, он ближе к героям других готических рассказов, просто наслаждающихся удачей, пока она им доступна. В то же время он не имеет в виду возвысится за чей-либо счет. И его отношение к его возлюбленной вполне чисто - в отличие от её к нему: как только с нее спадает действие заколдованной руки, она из любящей и заботливой жены превращается в меркантильную и холодную эгоистку.
В итоге фильм оказывается историей об обращении обычного парижского художника-неудачника с долей таланта и отсутствием веры в сверхъестественное в озабоченного спасением своей души невротика.
Кстати, пришло в голову, что можно было бы снять эту историю с другой стороны: душевно-больной художник начал рисовать очень необычные картины, окружающие его люди раскрутили их популярность, хорошо на них при этом заработав. Болезнь художника прогрессировала, у него начались галлюцинации, которые заставили его бросить все и бежать с его "заколдованным" талисманом, и в конце концов он гибнет, упав на камни в руинах брошенного монастыря в горах. И только в конце фильма можно добавить маленькую деталь, намекающую на то, что "галлюцинации" могли быть и не галлюцинациями...

Но вернемся к фильму. С технической точки зрения для своего времени он снят очень хорошо: спецэффекты вставлены очень аккуратно - даже на меня они произвели хорошее впечатление. Очень хорошо сопровождает сюжет фильма музыка - но её, что интересно, я замечал только до того момента, пока не втянулся в наблюдение за сюжетом.
С режиссурой ситуация не очевидна: Морис Турнёр использовал именно те приемы, которые нужны работают на сюжет, вот только для меня эти приёмы слишком очевидны и ожидаемы. Это плохо? Не факт. Фильм снимался для зрителя того времени - сороковых годов 20-го века, когда те приемы еще не превратились в шаблоны, и когда эмоции на экране играли более отчетливо.
В итоге: для своего времени и для выбранного жанра фильм сделан очень хорошо. Среднему современному зрителю может быть и не пойдет, а любителям ретро - очень рекомендую. Только лучше смотреть его с озвучкой на том языке, который вы очень хорошо знаете: диалоги идут в хорошем темпе, моего французского для понимания было совсем недостаточно, а чтение субтитров не давало сосредоточиться на игре актеров. Прямо хоть заново пересматривай...

Моя оценка: 7 из 10.


Странный постоялец


"Это началось больше года назад"


"Ты - неудачник"


"Я могу тебе помочь"


Соблазн




"Никогда сюда не приходи"


Успех, деньги, любовь...




Пришло время платить


Всего за один цент. Вернешь душу, но потеряешь все.


Время истекло


"Я был королевским мушкетером..."


"Он здесь!"


Цепь замкнулась...


Кинодневник, Готика, Франция, Ужасы

Previous post Next post
Up