Кинодневник. "Мстители: Война бесконечности"

Jun 07, 2018 12:30

Avengers: Infinity War (2018)
Режиссёры: братья Энтони и Джо Руссо
В главных ролях Джош Бролин, Роберт Дауни мл., Крис Хемсворт, Марк Руффало, Крис Эванс, Скарлетт Йоханссон, Бенедикт Камбербэтч, Дон Чидл, Том Холланд, Чедвик Боузман, Пол Беттани, Элизабет Олсен, Энтони Маки, Себастиан Стэн, Данай Гурира, Летиша Райт, Дэйв Батиста, Зои Салдана, Крис Прэтт

Фантастический боевик, девятнадцатый фильм Марвеловской кино вселенной.,


[Сюжет]Корабль с уцелевшими в Рогнарёке жителями Асгарда перехвачен Таносом. Тор и Локи у него в плену. Танос требует, чтобы ему отдали Камень Пространства - и он его получает, несмотря на попытку сопротивления. Хеймдал успевает отправить Халка на Землю, и тут же погибает от рук Таноса. Им же убит Локи, а Тор оказывается в открытом космосе, когда Танос уничтожает корабль.
Танос собирает шесть Камней бесконечности, Камень Силы он захватил ранее, теперь добавил к нему камень Пространства. Два Камня находятся на Земле - у Вижена и доктора Стренджа, за ними Танос отправляет своих подручных. Камень Реальности находится у Коллекционера на планете Забвение. Где находится Камень Души знает только Гамора.
На Земле Брюс Бэннер успевает предупредить доктора Стренджа об опасности, но два слуги Таноса захватывают его вместе с Камнем Времени, Тони Старк и Спайдермен успевают только проникнуть на их корабль, чтобы уже вдали от Земли освободить Стренджа.
Еще двое слуг Таноса атакуют Вижена и Пурпурную Ведьму, им на помощь приходят Стив Роджерс ("Капитан Америка"), Наташа Романоф ("Черная Вдова") и Сэм Уилсон ("Сокол"). Эта атака пока отбита, но чтобы защитить Камень Разума, вживленного в голову Вижена, им нужна помощь...
Тор не умер в открытом космосе - его случайно обнаружили Стражи Галактики. Они разделяются: Тор с Грутом и Ракетой отправляются туда, где Тор надеется получить замену разрушенному молоту Мьолнир, а остальные стражи пытаются опередить Таноса, отправившегося за Камнем Реальности. Они опаздывают - и в придачу к камню Танос получает Гамору. И он находит способ не только выяснить, где надо искать Камень Души, но и как его заполучить. При этом ему приходится идти на большую жертву...
Две группы: земляне во главе с Тони Старком и Стражи Галактики встречаются на родной планете Танос - Титане, где те и другие собираются дать ему бой. После небольшой драки они понимают, что находятся на одной стороне. Доктор Стрендж с помощью Камня Времени находит единственную из бесчисленного числа версий будущего, в которой они могут победить.
А на Земле в Ваканде сестра Черной Пантеры пытается извлечь Камень Разума из головы Вижена, пока Мстители и их друзья готовятся к обороне...

Популярный кадр, который является не только спойлером, но и обманкой :)




На этот раз я не собираюсь оценивать техническое исполнение фильма и логику сюжета (ограничусь тем, что я не согласен с некоторым критиками, которым сюжет показался дырявым). Ниже я еще скажу несколько слов о развитии характеров персонажей, но главное же, о чем я хочу сегодня поговорить, это общее развитие действия в Марвеловской киновселенной.

Компания Марвел обладает очень большим опытом развития сюжетов для комиксоидных персонажей: десятилетия выпуска комиксов со сверх популярными персонажами, интерес к которым поддерживался разнообразными приемами, затем - анимационные сериалы на ТВ, а теперь еще и десять лет развития тех же героев на большом экране. Комиксы я не читал, телесериалы не смотрел, зато фильмы посмотрел от и до, и, как мне кажется, отработанные ранее и теперь перенесенные в кино приемы, использованные сценаристами, можно отследить и классифицировать.

Прежде всего - нижний уровень: одиночный герой вляпывается в неприятности, потом работает с напряжением всех своих сил, теряет старых друзей и находит новых, и в конце концов выходит победителем. Через это проходят практически все супергерои, но в МКВ, которая базируется на уже раскрученных комиксах тут есть отличия. Спайдермен, в частности, в первый раз появляется уже почти "в готовом виде", но и он в итоге получает свой "стандартный" фильм. Мало что мы знаем про Черную Вдову и и Hawkeye, Пурпурная Ведьма введена сначала как побочный персонаж, и так и не получила отдельного фильма. Шаблонные истории получили Тони Старк ("Железный Человек"), Халк, Капитан Америка, Тор, доктор Стрендж, Человек-Муравей, Черная Пантера. Но до бесконечности этим приемом пользоваться нельзя: похожие истории будут приедаться зрителям, и интерес к ним пропадет. Нужно или поднимать планку для конкретного героя (Iron Man 2), или как-то усложнять сюжет.
Iron Man. Первый фильм чутко укладывается в шаблон "Через тернии к звездам"

Следующий прием, использованный Марвелом - объединение разных героев в один сюжет. Такой сюжет во-первых привлечет поклонников разных героев, обеспечив кассу фильму (или тираж комиксу), а во-вторых позволит закрутить сюжет на новом уровне сложности. Пройти мимо такого ходя было нельзя. И - алле-оп! - встречайте команду мстителей (Avengers). Прием сработал хорошо: каким успехом пользовался первый фильм о мстителях вы все помните.


На минуту отвлекусь от мстителей. Куда отнести Стражей Галактики: к фильмам с одним центральным героям или к "командным" фильмам? вопрос спорный, я даже не возьмусь выбирать. В любом случае оба фильма о "Стражах Галактики" подходят под шаблон "через тернии к звездам" (через проблему к победе).
Да, "командные" фильмы тоже проходят через стадию фильмов, в которых "герою" приходится проходить через временное падение, чтобы потом подняться на новую высоту. И также, как с одиночным героем продолжать в том же духе в следующих фильмах опасно: интерес начнет падать. Что делать?
Для начала - уронить "героя" в яму поглубже, подвести к краю, за которым - гибель, и надо сделать так, чтобы зрители поверили, что вот вот случится нечто страшное. Благо - в команде героев много, и кем-то можно пожертвовать. Вся реклама перед выходом "Эры Альтрона" была направлена на то, чтобы зрители в возможный трагический конец. По-моему замысел удался, нужный настрой перед выходом фильма был создан.
Но во второй раз тоже самое сделать не получилось бы: мальчику, который кричал "все пропало" после наступления очередного хэппи энда могут не поверить, если он станет предрекать трагедию снова.


Поэтому когда-нибудь трагедия должна состояться. Но к ней мы еще вернемся, а пока Марвел использовал новый ход: отказался от чистого хэппи энда и заставил положительных героев драться не с "внешним" врагом, а между собой - в связи с различным пониманием моральной дилеммы. Этот ход - конфликт, основанный не на отношениях героев между собой, а на внешних обстоятельствах - оценили еще Древние Греки, именно на нем основываются настоящие трагедии. Этот ход Марвел использовал в "Гражданской войне" ("Противостояние" в русской версии). Каждый герой поступает так, как считает правильным, убедить оппонентов не удается, и только желание кинокомпании оставить побольше возможностей для продления серии приводит к тому, что никто из главных героев не погиб.


И вот теперь, наконец, серия подошла к моменту, когда герои должны начать проигрывать по-настоящему. Для этого, правда, пришлось вводить более мощных, чем ранее злодеев, но тут уже сказались законы бизнеса: можно было бы теоретически вывести причиной поражения что-то более реалистичное - от наличия внутренних слабостей характера до непредвиденных ударов судьбы, с которыми герои оказываются не в силах справиться ("Зоркий глаз" может, например, потерять семью и запить, а "Черная вдова" наконец получить несовместимые с жизнью травмы в виду отсутствия у нее суперспособностей). Но это было бы не зрелищно, а потому не приемлемо. А значит "Карфаген должен быть разрушен". в нашем случае Карфагеном (или Троей, если хотите) стал Асгард. Центральные положительны персонажи тут большей частью еще уцелели, но их соратники гибнут уже пачками.


"Война бесконечности" стала логичным продолжением тенденции: зрителя лишили счастливого конца (пока лишили, но об этом позже) и угробили массу положительных персонажей (кстати, перед этим выведя на новый уровень прием "создание команды" - в кучу были собраны почти все основные персонажи МКВ, появлявшиеся к данному моменту, "за бортом" остались только Ant Man и Hawkeye). Кино получилось из разряда "такого вы еще не видели". Самый мощный злодей, с которым прежние и рядом не лежали, и которого слуги на равных сражаются с с супергероями. Масштаб событий - вся вселенная. Масштабы поражения - гибнут даже те герои, которые раньше воспринимались как в принципе бессмертные или слишком важные для того, чтобы сценаристы ими пожертвовали.


Все плохо? Ан, нет. Не могут продюсеры поставить точку в такой ситуации. Зацепки для возрождения и будущей победы "сил добра" оставлены. И это - следующий прием, который используют создатели киновселенной: после падения должен быть новый подъем.

На этом месте я от общих рассуждений переходу обратно к конкретному фильму. Хотя погодите, я еще кое-что едва не забыл. Еще один прием для сохранения внимания зрителей - ломка стереотипов, смена жанра. Большинство фильмов марвеловской киновселенной - боевики, иногда - эпического масштаба, обычно - с элементами мелодрамы и комедии. На это фоне первые "Стражи Галактики" - полный разрыв шаблона. Фильм фактически сначала - комедия, а уже потом приключенческий фильм и боевик. Во вторых "Стражах ..." комедии меньше, зато больше мелодрамы. В моем персональном топе МКВ "Стражи Галактики" стоят на первом месте.


Зато другой фильм, в котором тоже была попытка ломки стереотипов - "Человек-муравей" - стоит в том же топе на последнем месте. Такого идиотского сюжета я от Марвела никак нен ожидал...

Вот теперь действительно все о сюжетных ходах, и я возвращаюсь к нашим баранам "Войне бесконечности"


Первый очевидный намек на события следующих фильмов - послетитровая сцена, в которой Ник Фьюри перед своим исчезновением отправляет сообщение персонажу, которого зрители, не читавшие комиксов, знают только по анонсу фильма. "Капитан Марвел" выходит на экраны в марте следующего года. Надо понимать так, что именно она (ага, спойлерю, Капитан - она, а не он) в будущем спасет вселенную :).


Второй намек, который я склонен видеть - слова, которые произнес перед исчезновением доктор Стрендж. Ранее он просмотрел варианты будущего и выбрал единственный, в котором герои побеждают. В конце фильма он сказал Тони Старку, что так было нужно, и встретил свое исчезновение хладнокровно, то есть это развитие событий укладывается в его предвидение. И победа придет после поражения.
Вероятно в фильме есть еще какие-то намеки. Но тут я добавлю еще только пару, относящихся не к этому фильму, а к анонсированным следующим. Следующий "Человек-паук" выйдет после следующих "Мстителей" - в июле 2019-го года. То есть мы можем предполагать, что исчезнувший в числе прочих в конце "Войны бесконечности" спайдермен в последствии возродится. Наверное - не он один. Еще позже выйдут третьи "Стражи Галактики", и на сайте imdb среди актеров обозначена Пом Клементьев, игравшая также погибшую в "Войне ..." Мантис. Еще несколько "исчезнувших" уже числятся среди персонажей собственно следующих "Мстителей". Так что, господа любители комиксоидного кино, Keep calm, and wait for Untitled Avengers Movie

А пока я скажу несколько слов о персонажах "Войны бесконечности".
Прежде всего, Таноса в "чудовище по своему несчастное" - очень красивый ход. Он, конечно, безумен, но в его безумии есть логика, и он не является чистой воды воды. Он не ищет власти, его цель - счастье для всех (кто останется жив). Ну а что для для достижения этой цели надо удить половину разумных во вселенной - так это "лес рубят - щепки летят".


Халк/Брюс Бэннер. Халк все больше "очеловечивается", а доктор Бэннер вынужден менять привычки. Тенденция в их развитии очевидна.

Стив Роджерс фактически уже не является Капитаном Америка, тут он следует сюжету комиксов.

Тони Старк/Железный Человек. Характер пожалуй что не изменился, зато его оснащение вышло на новый уровень.

Тор. Пока в своем амплуа, хотя и столкнулся с врагом, который ему оказался не по зубам.

Спайдермен. Молодой человек взрослеет во всех отношениях :).

Вижен. На ряду с доктором Стренджем относится к числу персонажей, которые в фильме выглядят слабее, чем ожидаешь.

Локи. Что-то мне не верится в его окончательную гибель...

Гамора. Самый трагический персонаж фильма.

Грут. Как отметили уже многие - один из самых интересных персонажей второго плана.

Про остальных может быть добавлю что-нибудь позже, если что-то в голову придет.

Резюме: "Война бесконечности" - фильм, который я рекомендую даже тем, кто не слишком интересуется фантастическим и комиксоидным кино. Оно конечно многие детали без знания предыдущих фильмов что-то может быть непонятно, но в своем жанре фильм является событием уровня "Возвращения джедаев" и "Аватара". А разобраться с непонятками можно пост фактум - в интернете или посмотрев недостающие фильмы.

Кинодневник

Previous post Next post
Up