Slam (1998) Режиссер Марк Левин В главных ролях Сол Уильямс, Соня Сон
Американская драма. Я посмотрел этот фильм в рамках кинорулетки по лучшим фильмам фестиваля "Сандэнс", "Слэм" получил там главный приз в 1998-ом году. Кроме этого фильм получил приз зрительских симпатий на международном кинофестивале в Сент-Луисе и "Золотую Камеру" в Каннах.
[Сюжет]Рэймонд "Рэй" Джошуа - молодой афроамериканец из района в Вашингтоне, который местные жители называют Dodge City. Рэй обладает поэтическими способностями и пишет рэп-тексты совсем не "гангста-стайл", но избежать влияния среды не может - дружит с наркодилерами и сам приторговывает травкой. На это он и попадает: в его друга Майка стреляют как раз в тот момент, когда Рэй читает написанный по заказу Майка текст. Рэй пытается сбежать с места происшествия, но не вовремя (или наоборот слишком вовремя) появившаяся полиция задерживает его - с пакетом марихуаны в кармане. Государственный адвокат объясняет Рэю, что он получит два года, если признает вину, или до десяти лет, если будет отрицать вину. Третий вариант для него - стать информатором полиции. А пока, за отсутствием необходимых для залога десяти тысяч, Рэя отправляют в молодежную тюрьму, где у него возникают большие проблемы:одна из банд убеждена, что он то ли слил информацию полиции, то ли подставил Мафка, и поэтому его могут просто убить. Лидер другой банды давит на Рэй, требуя, чтобы он тоже вошел в банду. Сам же Рэй, все его в шоке от перспективы, которую он воспринимает как очень большую несправедливость, осознает, что ему необходимо оставить путь, по которому он шел, уйти от наркотиков и насилия. Благодаря своему стихотворному таланту он сумел заразить своим настроением других заключенных, что избавило его от одной проблемы. Его "выступление" услышала Лорен Белл - учительница, занимающаяся с заключенными. Рэй произвел на Лорен очень сильное впечатление, она пригласила его на свои занятия, а потом в расчете на будущее - и к себе в гости. Эта встреча на свободе оказалось не столь отдаленной - за Рэй снесли залог, и его отпустили до суда. Рэй обнаружил, что Лорен и её друзья увлекаются поэзией. Из-за общности интересов, обнаружившегося взаимопонимания или из-за чего другого - между Рэем и Лорен возникла близость. Но уже на следующий день их отношения подверглись серьезному испытанию: Рэй продолжал колебаться с решением, что же ему делать, он категорически не хотел еще на годы возвращаться в тюрьму, а Лорен считала, то для него самого важно принять наказание за то, что он делал. В горячей перепалке выяснилось, что прошлое у Лорен было мягко говоря небезоблачным. На самом деле то через что она прошла, было даже страшнее того, что переживал Рэй. Несмотря на ссору Рэй вечером пришел на слэм - поэтический вечер. И, выступив сама, Лорен пригласила на сцену Рэя...
Фестиваль "Сандэнс" - очень своеобразное явление. Организованный как арена для начинающих независимых кинематографистов, он уже в 1985-ом году - на третьем фестивале - стал пропуском в большое кино для братьев Коэнов. Затем на годы пошла череда победителей, о которых я, например, даже не слышал, пока в 2009-ом году не началась "серия" победителей, номинированных на Оскара - Precious, Winter's Bone, Beasts of the Southern Wild, Whiplash. И практически все победители фестиваля последних лет заслуживают внимания.
"Слэм" по кинематографическому и эмоциональному уровню уступает победителям последнего десятилетия, а вот среди своих "соседей" - победителей и конкурсантов "Санденса" 90-х фильм смотрится, кажется, очень неплохо. Рэп-культура от меня очень далека, зато тематика фильма - выбор пути в условиях, когда хорошего выбора не видно - интересна для любого мыслящего человека. Ну и конечно очень актуальна собственно для черных американцев. И знаете, что в фильме было для меня самым удивительным? Этот "совершенно черный" фильм снял Марк Левин, даже из его фамилии очевидно - не афроамериканец.
Резюме: по техническим параметрам фильм - далеко не шедевр, а по игре актеров в центральных ролях и теме - очень даже заслуживающая внимания работа.