Друг мой Колька (1961) Режиссёр Алексей Салтыков, Александр Митта В главных ролях Александр Кобозев, Анна Родионова, Алексей Борзунов, Анатолий Кузнецов, Антонина Дмитриева, Виталий Ованесов, Игорь Косухин В эпиходах: Савелий Крамаров, Юрий Никулин, Борис Новиков, Евгений Тетерин, Александр Лебедев, Людмила Чернышёва
Черно-белый фильм, драма, дипломная работа учеников Михаила Ромма.
Я пересмотрел этот фильм в рамках тематической кинорулетки по советскому кино времён "оттепели" [Сюжет]Шофера Сергея Руденко направили с завода в подшефную школу пионерважатым. Старшая поинерважатая школы Людмила Михайловна Иванова поставила его в 7-ой "Б", в котором эта "должность" в очередной раз освободилась. Класс считался проблемным, но уже в первый раз оказавшись на пионерском собрании класса Руденко увидел, что проблема - не в "главном хулигане" Кольке Снегирёве и его одноклассниках, а в том, что деятельность пионерской организации в школе стала сугубо формальной - выполнять распоряжения сверху, создавать видимость благополучия и ставить галочки о проведенных мероприятиях. Сергей нашел способ увлечь школьников, создав в школе кружок по изучению автомобильного дела. Только Снегирёва, которого конфликт с пионерской организацией оттолкнул в "руки" компании хулиганов, поначалу увлечь не удавалось. А тут еще председатель совета дружины, образцово-показательный ученик и активист Валерий Новиков узнал о придуманной Снегирёвым и его одноклассниками Тайной Организации Троечников и подал её Ивановой как "подпольную организацию в школе"...
Фильм, рассчитанный в первую очередь на подростков, фактически построен вокруг стандартного конфликта: "за всё хорошее против всего плохого". Только время, когда этот фильм был создан, повлияло на то, что именно выбрано в качестве плохого и хорошего. Заглавный персонаж - Колька - уже отшатнулся от одной "плохой" стороны, казённой системы, убивающий (к счастью уже только в переносном смысле, хотя воспоминания о сталинских временах еще проскальзывают) все живое в душах. И другому главному персонажу - Сергею Руденко, теперь приходится бороться ха то, чтобы все та же система не вытолкнула Кольку в другую плохую сторону - к уголовникам. Главная с моей точки зрения заслуга авторов фильма в том, что они не ограничились одним центральным конфликтом и создали вокруг него целый спектр образов находящихся в разных частях "палитры" отношений с обществом и пионерско-комсомольско-коммунистической системой. В минусе с нашей современной точки зрения - большая (и бОльшая) часть героев показывает в итоге образцовое с точки зрения интеллигентов-шестидесятников поведение. Верю, что таких можно было встретить в жизни. Знаю, что система в то время не везде была такой (из фотографий и воспоминаний родителей - практически ровесников героев фильма - об их школе). Но ощущение искусственности сюжета осталось. Отдельно еще нужно отметить, что все центральные персонажи сыграны очень точно, сами образы могут быть шаблонными, но актёры в этих ролях не выглядят ненатуральными. Резюме: интересное кино, которое может заставить задуматься и о нашем времени, и о нашей жизни, и о том, как бы мы сами повели себя на месте героев. Плюс настоящий "документ" эпохи и просто хороший образец советского кино того времени.