Кинодневник. "Дело для начинающего палача"

Nov 11, 2016 23:59

Prípad pro zacínajícího kata (1970)
Режиссер Павел Юрачек
В главных ролях Любомир Костелка, Клара Ернекова, Милена Загрыновска, Радован Лукавски, Иржи Янда

Чехословацкий черно-белый фильм, абсурдистская драма по мотивам "Третьего путешествия Гулливера".

«Если соотечественники Джонатана Свифта сочтут,
что после этого фильма Свифт перевернётся в гробу,
я приношу им свои извинения».
Павел Юрачек.
[О сюжете]Из книги Свифта Юрачек взял не так много - имена, названия и некоторые элементы сюжеты. Действие перенесено в Европу двадцатого века - в показанной в фильме кинохронике появляются Де Голь и Гагарин. Лемюэль Гулливер ехал в неназванном направлении на своей машине. Из-за перекрытых дорог ему несколько раз пришлось сворачивать в сторону, и в какой-то момент он оказался на лесной просеке, к тому же в горах. В тот момент, когда он вышел из машины, чтобы определиться с направлением, машина поехала вниз сама, выехала на асфальтированную дорогу и покатилась по нему вниз, благополучно проходя один поворот за другим. Гулливер сумел догнать её, сбегая по склону напрямик, и сесть, но дальше машина летела все быстрее, сквозь тоннель в горе и дальше, и на большой скорости на повороте сорвалась с обрыва. Гулливер успел то ли выпрыгнуть, то ли вывалиться, и остался один на пустой дороге. Впрочем, не совсем пустой: посреди дороги лежал заяц, сбитый его машиной. Обычный заяц в штанах, рубашке, жилете и с часами в жилетном кармане. Гулливер отнес зайца на обочину, забрал часы и пошел пешком.
Когда он увидел дом со стоящим на террасе велосипедом, он расслабился - велосипед напомнил ему об отце. Но как раз тогда, когда он зашел в этот дом, началось по-настоящему странное.
Сначала это было похоже на сон - длинные коридоры и прогибающийся пол, девушка, которую он когда-то знал, убегающие и преследующие люди... А потом он оказался в стране Бальнебарби, и ему объяснили, что это не сон, хотя он все еще не мог понять, что происходит - жизнь в стране подчинялась странным правилам и ограничениям, таким, как запрет говорить по понедельникам, а осужденные на казнь шли к "гильотине" как артисты на сцену. И Гулливера едва не казнили, но был приглашен наверх - на летающий остров Лапуту, которому Бальнебарби подчиняется. Остров, который летал над страной непредсказуемым образом, оказался почти пустым - а король, которого ему показывали в в кинохронике жители Бальнебарби, как оказалось уже одиннадцать лет работает портье в отеле Карлтон в Монте-Карло, и жители Лапуту не знают, как его вернуть...


Для Павла Юрачека этот фильм стал концом кинокарьеры, что не удивительно - снимать такое в Чехословакии после 1968-го года было поступком то ли смелым, то ли безрассудным. Аллюзии на современную ему Чехословакии, полагаю, были очевидны - если не по сюжету, то атмосфере.
Интересно, что официально фильм снят только по мотивам книги Свифта, при этом для зрителя, незнакомого с третьим путешествием Гулливера, первыми ассоциациями будут Кафка и "Алиса в стране чудес". От первого фильму досталась абсурдность, от второй - необычность, непредсказуемость и доля сказочности.

О чешской "Новой волне", к которой относят фильм, я практически ничего не знаю, могу только предполагать, что из известных мне фильмов два или три сняты её представителями. Ориентируясь на них, могу предположить, что из черт "Дела для начинающего палача" к характерным чертам этого течения можно отнести характерный чешский юмор и "идеологическую составляющую" - критику общества, в основном - подспудную, не прямую.

Не могу сказать чтобы фильм мне очень понравился. Своей необычностью (сколько раз я уже ее упомянул?) фильм привлекает, только понять все, что имел в виду передать режиссер без знания Чехословакии того времени очень сложно. Так что пересматривать его я вряд ли захочу.

Кинодневник

Previous post Next post
Up