Уроки чтения

Mar 18, 2012 23:40



Американский профессор Морти мер Адлер написал эту книгу в 1940 году, у нас она издана под названием "Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений" в 2011-м. За это время ситуация с количеством и качеством чтения едва ли улучшилась. Уже стало общим местом говорить, что читаем мы мало и не то. Адлер добавляет к этому, что читать мы не умеем вовсе.

Вопросу "как?" по логике должен бы предшествовать вопрос "зачем?", и автор на него тоже отвечает, пусть и в последней, семнадцатой главе: "Даже чтение великих книг не может быть самоцелью. Это средство для того, чтобы жить достойно, являясь свободным человеком и гражданином. Именно такой должна быть наша главная цель. Такова ключевая тема данной книги."


Получается, однако, такая вещь. Чтобы читатель взялся за эту книгу, он должен мало того что не уметь читать, но ещё и осознать, что он не умеет, и стремиться научиться, и понимать, для чего это ему. Между тем, большинство из нас книги открывает лишь изредка (в туалете или в поезде). Для них тема закрывается ещё на стадии первого вопроса "зачем?".

Те, кто читает много и всё подряд (но больше "лёгкую" литературу, ту, которая "по зубам"), тоже не самый вероятный кандидат на попадание в аудиторию Адлера. Уверенность в собственной начитанности может не позволить им поверить в ничтожность своих навыков в чтении. Не многих заманишь и подзаголовком "Руководство по чтению великих произведений". К великим произведениям (которые принято называть "классикой") отношение нынешних, особенно молодых, читателей довольно скептическое. Один мой знакомый журналист заявлял: "Как их можно читать, они все давно умерли", - находя это, по-видимому, остроумным.

Парадоксально, но "Как читать..." заинтересует скорее тех, кто в ней менее нуждается. Тех, кто действительно читает разборчиво, вглубь, не пасует перед сложной литературой, но тем не менее чувствует какую-то неудовлетворённость собой. Такие читатели интуитивно постигают многие правила из тех, что преподносит Адлер, а его книга лишь подтвердит, что они на верном пути, и укажет дополнительные ориентиры.



Уолтер Ферл. Три читающие девочки (Сказка) (?)

По данным 2005 года (свежее что-то не нашлось) самые читающие страны - Индия, Таиланд и Китай, мы седьмые. Но в случае с чтением количество может так никогда и не перерасти в качество. Именно последнему и посвящена "Как читать...". В первой же главе есть очень точное наблюдение:

"Получая любовное послание, влюбленные читают между строк и на полях, изучают мельчайшие детали и текст в целом, тонко чувствуют контекст и двусмысленности, намеки и скрытый смысл. Они улавливают цвет слов, запах фраз и вес предложений. Иногда они даже обращают внимание на пунктуацию. И еще - они перечитывают такое письмо постоянно, как в первый раз".

Видимо, это как раз то, к чему следует стремиться при встрече с каждой стоящей книгой - читать, как любовное письмо. Мы же большей частью возмутительно пассивны, потребляя литературу, музыку или кино. Что после такого потребления остаётся в головах и душах - чёрт его знает. Вероятнее всего, ничего.

Надо отметить, что "Как читать..." содержит руководство по чтению преимущественно научной (исторической, философской, естественно-научной) литературы. Беллетристике отводится одна глава, и автор честно признаёт, что в данном вопросе гораздо менее компетентен. Что касается художественной литературы, многие вообще искренне убеждены, что это прежде всего развлечение. Прискорбно, но даже Адлер разделяет это заблуждение ("Художественная литература скорее приносит наслаждение, чем учит" (глава 15), притом, когда он пишет об истинных целях чтения великих книг, то уж наверное имеет в виду не только нон-фикшн.



Мортимер Адлер на обложке журнала "Time" (1952 год, 17 марта)

Оценка Адлером назначения художественной литературы - вот, может быть, единственное, с чем ну никак невозможно согласиться. Зато во многом он бьёт прямо в точку, например: "Чем хуже мы пользуемся словами, тем охотнее обвиняем в заумности окружающих" (глава 5), или: "Все хотят жить в хорошем и справедливом мире, но редко когда хотят прилагать усилия к его улучшению" (глава 17).

Что ж, есть повод снова сесть за парту, друзья. Учиться читать никогда не поздно. А уж когда научимся - хорошему и справедливому миру от нас не скрыться.

дневник читателя и зрителя, в строчку, литература

Previous post Next post
Up