О художественной выставке Дмитрия Кондратьева
Дмитрий Кондратьев. На новую квартиру. 1974
Сегодня популярность можно поверять Википедией. Да что популярность! Первое знакомство с любым мало-мальски значимым понятием, предметом, явлением, событием, исторической или современной личностью начинается для многих именно там. Новгородского художника Дмитрия Кондратьева (1928-2008 гг.) в Википедии нет. Более того, во всей Сети лишь скудные крохи информации о нём.
Единственная его фотография, которую удалось найти, вот такого качества (из
материала, посвящённого прощанию с художником):
Старая, как мир, история - признание приходит после смерти. Постепенно, но приходит. Должно прийти. При жизни художника состоялись всего две персональные выставки, после - уже более двенадцати. Нынешняя передвижная выставка стартовала в Кирове, затем проследовала по маршруту Йошкар-Ола - Казань - Чебоксары и завершает свой путь в Сыктывкаре, что само по себе выглядит редкой удачей для нашего города. Масштабная экспозиция содержит более 100 работ мастера, включает как живопись, так и графику.
При посещении выставки (и в особенности после неё) не покидает ощущение встречи с явлением большого самобытного искусства. Мир, созданный Д. С. Кондратьевым, мифологичный и трагичный, ещё долго время не выпускает. Поразителен эффект единства художественного пространства, сочащегося со всех сторон из отдельных полотен как из распахнутых окон. На выставке картины расположены не по времени создания, и между соседними работами может быть сорок лет разницы, но изменения манеры письма или системы образов неискушённому (а может, и искушённому) зрителю не заметить. Такое чувство, что этот фантастический мир возник весь и сразу, а потом время в нём застыло.
Дмитрий Кондратьев. Корова наша. 1983
Переходишь от картины к картине, и вместе с тобой перелетает журавль как образ мечты-надежды, текут неспешные воды в изгибах реки-жизни и вдали всё та же будто игрушечная белая церквушка как вечный ориентир и пристанище души, - всё это ещё больше укрепляет впечатление цельности художественного мира, окружающего посетителя выставки.
Дмитрий Кондратьев. Хлеб. 1982
В этом, может быть, сумрачном (но никак не мрачном), подлунном сказочном пространстве живут бок о бок простые крестьяне и герои античной мифологии, персонажи библейских сюжетов и русской классической литературы, и даже сами писатели-классики. Это отнюдь не дантовский лимб, где великие люди прошлого пребывают в загробном спокойствии и печальном обществе друг друга. В здешнем мире они существуют как бы всё в той же реальной действительности, только вне времени и пространства, все вместе и каждый сам по себе, увиденные оком, наделённым каким-то особенным даром.
Здесь распятие Христа и вечная бессонница булгаковского Пилата соседствуют с крестьянской косьбой или обедом, но волшебством художника и его душевным усилием факты быта поднимаются до явлений бытия, уравниваются в правах с ними.
Дмитрий Кондратьев. Поэт (Б. Пастернак). 1989
Искусство Д. С. Кондратьева глубоко человечно, и в этом смысле по-хорошему несовременно в наш век перформансов и прочих постмодернистских экзерсисов. Специалисты обнаруживают в нём черты примитивизма и экспрессионизма, отмечают близость к творчеству
Франца Марка,
Марка Шагала (кстати, выставка в Национальной галерее Республики Коми проходит как раз под названием «Добрая весть. В унисон с Марком Шагалом»),
Казимира Малевича.
Жизнь могла бы ожесточить художника: отец - "враг народа", погибший в ГУЛаге, полуголодное детство, в юношестве - участие в боевых действиях (в 1945 г. против Японии), в зрелом возрасте - отсутствие признания и понимания творчества (из
интервью с вдовой художника Л. Д. Кондратьевой: "Нет, официально Кондратьева не запрещали, но делалось, обычно, так: берут, к примеру, на выставку три работы. Потом приходит цензор: эту и эту - убрать. Мрачно слишком"). Однако, ожесточения не случилось. Работы Дмитрия Сергеевича озарены тихим светом чистой души. Именно тихим - ни на одной картине не увидим мы кричащих или искажённых лиц.
Дмитрий Кондратьев. Без струн. Облачко. 1981
Балалайка без струн и храм на облаке, где, правда, в опасной близости разъезжает огромный танк. Безнадёжность, но и надежда. И никогда - ненависть. Никогда - отчаяние. Танк стоит очень уверенно, но что-то подсказывает, что на облаке ему не удержаться.
Удивительное, неподдельное смирение, терпение перед лицом самых ужасных тягот и бед демонстрируют жители живописной вселенной Д. С. Кондратьева. Даже когда гороподобный красный бык наваливается на их собственный дом, они ждут на снежной улице у плетня. Не умоляют пустить, не бросаются с кольями наперевес. Просто ждут.
Дмитрий Кондратьев. Бык. 1984
Герои полотен Кондратьева часто босоноги, будь то одинокая беременная девушка, переезжающая на новую квартиру, или Аркадий Райкин, сидящий на двух стульях. Это - связь со своей землёй, подлинная, а не словесная. И это же - фатальная незащищённость от неё. Современные же "патриоты" всё больше в сапогах... Дай Бог нам всем не уподобиться зрячим слепцам с одной из самых убедительных картин Дмитрия Сергеевича.
Дмитрий Кондратьев. Слепцы. 1972
Выставка в Национальной галерее Республики Коми будет работать до 18 апреля. Обязательно пойду ещё раз, что и другим сыктывкарцам желаю непременно сделать. И знаете, очень хочется, чтобы как можно больше людей узнали о художнике Дмитрии Кондратьеве и увидели его работы. А Википедия... Бог с ней, может и образумится когда.
Ссылки:
Фотографии картин Д. С. Кондратьева с выставки в ГМИИ Республики Татарстан. Большая часть иллюстраций для настоящей статьи взята именно оттуда.
Искусствовед Ю. В. Мудров (Санкт-Петербург) о творчестве Д. С. КондратьеваСеливерстов Ю. Дощатые крылья (из газеты "Псковская губерния")
Интервью с Л. Д. Кондратьевой