Комедия вышла на экраны в 1985 году, в первый год горбачёвского правления, что весьма символично. Она не вызвала какого-нибудь серьёзного резонанса - несмотря на звёздный состав артистов (Куравлёв, Удовиченко, Вицин, Филиппов, Кокшенов) и хорошую игру.
Ощущалась как вещь сатирическая, но лёгкая. А, между тем, смыслов здесь полно - и они явно катастрофические. Уже само название фильма говорит о многом. И начинается всё с якобы катастрофы - обнаружился провод высокого напряжения. Одновременно, в кафе «Родничок» - культовом месте для пьющих граждан, обнаружилась бомба, которая там пролежала долгое время.
Главный герой - Спартак Молодцов (Леонид Куравлёв) - советский гражданин с активной позицией, который не может пройти мимо всяких безобразий и постоянно попадает в «ситуацию». Сам он работает в какой-то бюрократической конторе, причём, его шеф (Борислав Брондуков) - без самого Молодцова боится подписывать хоть что-нибудь. Спартак, по поручению милиции, охраняет провод, вокруг чего происходят разные забавные коллизии. Система советского бюрократизма показана как нечто предельно уродливое. Чего стоит хотя бы тот факт, что провод обесточили уже с неделю, не удосужившись как-то сообщить об этом прохожим. Зрителю как бы говорится - вот она Катастрофа - во всей её красе. Выясняется это вечером суматошного дня, но, как говорится, ещё не вечер.
Отдельный яркий персонаж - товарищ Кипиани (Тамаз Толорая), прибывший с солнечного Юга - что-то пробивать и готовый на многое, если не на всё.
Но главное не это.
Спартак, затыкающий собой чёрные дыры разных катастроф - реальных и мнимых - упускает свою жену, которая выходит замуж на пробивного эстета с явно западнической ориентации.
То есть, тут вот такой интересный ход. Вначале мы видим
Спартака вместе с Катериной (Лариса Удовиченко) и мальчиком Климентием. Они живут в одной квартире, вместе завтракают, Спартак отвозит мальчика на сборный пункт для поездки в пионерлагерь.
У зрителя создаётся чёткое впечатление того, что перед нами обычная советская семья - муж, жена и их сын. И это впечатление поддерживается до самого конца фильма.
При этом, Катерина общается с Максимом Аркадьевичем Дмитриевым - и явно видно, что они друг друга любят. И Катерина всё хочет рассказать Спартаку что-то очень важное и шокирующее его. Ну, и вот что должен подумать зритель? Правильно, что жена Спартака собирается покинуть мужа. И уже в самом конце выясняется, что она - его сестра. Происходит молниеносный хэппи-энд - и все довольны.
Между тем, ощущение-то остаётся прежним - Спартака бросили. Не знаю, хотели ли создатели фильма именно такого вот эффекта, но он произошёл. Де факто - Спартака, благонамеренного и активного советского гражданина, бросили. И бросили ради вестернизированного хлыща, который, что показательно, читает «Морнинг стар» - орган английских коммунистов. А её тогда демонстративно почитывали вовсе не адепты мирового коммунистического движения, но легальные диссиденты, выражавшие тем самым своё прозападничество в совершенно лояльной (якобы) форме. При этом, надо учесть, что само комдвижение на Западе было уже насквозь пронизано антисоветским еврокоммунизмом. КПВ, с её «славными пролетарскими традициями», также была под мощнейшим влиянием еврокоммунизма. Символично, в бывшей её штаб-квартире, располагавшейся по адресу 16 Кинг-стрит (район Ковент-Гарден»), ныне находится филиал ротшильдовского банка HSBC.
Максим Аркадьевич не вылезает из зарубежных длительных командировок. Америка ему уже надоела, он хочет в Финляндию - вместе с будущей женой. О себе сообщает интересно: «По национальности... пишу, что русский!» (Момент довольно острый, на самом деле.)
В фильме он, конечно, большой учёный и всё такое. И никакая семья разрушена не была. И даже Александр Петрович Чоколов (Вицын) - сознательный алкоголик с человеческим лицом. Но вот если бы убрать указанные выше моменты «маскировки», то вышла бы совершенно серьёзнейшая и «убойная» вещь, сравнимая со «Всё впереди» Василия Белова.
Но вышел фильм, который выглядит как лёгкая комедия - с лёгким же сатирическим уклоном.
Ну, а уж сам финал катастрофичен по-настоящему. Прорывает подземную трубу водоснабжения, происходит Потоп. Спартака поднимает фонтан - на солидную высоту. И, комедия - комедией, а понятно - человека ничего хорошего не ожидает.
Итак, что получается. Сознательные советские граждане (Спартак) теряют страну (Катерина), СССР вступает в разрушившую его катастрофу.
1985 год - перестройка начинается...
На тему советского кинематографа
«Гасиловщина» и «прохоровщина» -
https://zavtra.ru/blogs/gasilovshina_i_prohorovshina«Всё было показано» -
https://a-eliseev.livejournal.com/2003361.html«Вместо Стройки - Перестройка» -
https://a-eliseev.livejournal.com/2004613.html«Еврокоммунистический эпизод» -
https://a-eliseev.livejournal.com/2005313.html«СССР: сырьевая сверхдержава» -
https://a-eliseev.livejournal.com/2005815.html«Белорусский вокзал»: мощная сцена» -
https://a-eliseev.livejournal.com/2213640.html