Древнее «эллинство»: искажение Традиции. (Часть III)

Feb 11, 2024 13:50

Часть I - https://a-eliseev.livejournal.com/2218619.html
Часть II - https://a-eliseev.livejournal.com/2218853.html

Глава 3. Посейдон и атлантизм.

Германские средневековый автор Эббон сообщает: «1126 г. Щецин… заключает в себе три горы, из которых средняя и самая высокая посвящена верховному богу язычников Триглаву; на ней есть трёхглавое изваяние, у которого глаза и уста закрыты золотой повязкой. Как объясняют жрецы идолов, главный бог имеет три головы, потому что надзирает за тремя царствами, то есть небом, землёй и преисподней, а лицо закрывает повязкой, поскольку грехи людей скрывает, словно не видя и не говоря о них».
Это славянская триада, а вот в греческой триаде (Зевс- Посейдон-Аид) говорится о небе, море и подземелье. Как очевидно, огромнейшую роль играет Море и его повелитель - Посейдон. А ведь Море и Вода - символы тварного первобытного, бесформенного хаоса (о его «функции» - ниже), из которого был сотворен наш мир оформленных «вещей». Налицо ориентация эллинов на водную стихию, которая, конечно же, сыграла важную роль в становлении позднейшей талассократии (конечно, в качестве одного из факторов). Запад (по сути, синоним глобального капитализма) возник из античности с её «посейдонизмом». Это океаническая, водная, торговая цивилизация. (Цивилизация русская, напротив - континентальная и речная, она наследует изначальной, северной Гиперборее, Империи Золотого Века. (*)
Посейдон - «учредитель» Атлантиды, что также весьма символично. Этот древнейший Остров был центром некоей глобальной, «каиновой» цивилизации, погибшей в водах Потопа. Данную цивилизацию сейчас упорно восстанавливают, мечтая о создании Евро-Атлантики, которая видится как «реинкарнация утонувшей Атлантиды». Ещё недавно чуть не был реализован проект Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства (ТТИП). Однако, победа в 2016 году Дональда Трампа спутала все карты. Проект «отложили в ящик стола», но от него не отказались. Вот любопытная информация на данную тему: «Бывший американский посол в Евросоюзе Стюарт Айзенштадт заявил в статье, опубликованной газетой Financial Times, что для решения современных проблем необходима новая трансатлантическая структура между США и ЕС, сопоставимая с НАТО». («Экс-посол США в ЕС призвал создать аналог НАТО» - https://rusvesna.su/news/1690746777) И к таким заявлениям нужно относиться весьма серьёзно хотя бы уже потому, что FT является рупором могущественного ФинИнтерна.
Посейдон связан со змеиной темой. Согласно Овидию, он изнасиловал Медузу Горгону, которая изначально была девушкой с красивыми волосами. За это её (а вовсе не Посейдона) и наказали, волосы же Медузы были превращены в гидр, змей.
Интересно, что в русских апокрифах упоминается некий зверь Горгоний, препятствующий людям входить в Рай. Несомненно, это змеепёс Кербер, который находится на границе с нашего мира и Аида, охраняя последний.
Кроме того, Посейдон насылает на людей морских чудовищ. Так он поступил с жителями Трои. Морской дракон Кето был послан и для того, чтобы атаковать Эфиопию - родину Андромеды.
Посейдон-Гиппий повелевает лошадьми, являясь покровителем коневодства. При этом, его лошади, с помощью которых он поднимается на поверхность, имеют рыбьи хвосты и покрыты чешуёй. То есть, культ земного Коня здесь наложился на культ Моря.
Сам Конь символизирует Движение. Причём именно круговое, циклическое, ибо он запряжён в колесницу. Славенороссы считали, что в огненной колеснице едет Бог Грозы (Перун), разящий Противника. На солнечной колеснице едет бог Солнца, точнее, один из богов - славенорусский Хорс - ср. с англ. horse - «конь», чей символ Солнце, «взятое» как солнечный круг. (Даждьбог у древних славенороссов - бог солнечного Света, Ярило - бог весеннего, пробуждающегося, возвращающегося Солнца). Сам ход, или даже бег, Солнца символически выражает смену времен, воспроизводство Настоящего (Бытийного), которое выше Прошлого и Будущего. Оно продолжает, воспроизводит само наше Бытие. Движение здесь круговое, циклическое, а ведь и сам Круг - символ бытийной Полноты. (Тут речь идёт о циклическом движении, но оно сочетается и с движением линейным, см. «Линейное время» и глобальная антисистема» - https://zavtra.ru/blogs/linejnoe_vremya_i_global_naya_antisistema)
Конь-Движение покоряет Пространство, эту низшую бесконечность, холодное чудовище Космоса, не позволяет ему распасться и циклически воспроизводит земное бытие. Движение делает «бесконечное» (в плане «разъединения») пространство - конечным, сближая разные его точки, преображая не(недо)бытие разверзнутых просторов в бытие обжитого, возделанного пол-я (символ Пол-юса; кстати, конь возделывает и целину). Это Движение подобно исхождению нетварных божественных энергий (логосов, идей-волений), которые поддерживают бытие мира. К слову, Конь еще и символ нетварной вертикали Мирового Древа (Иггдрасиль - «конь Игга», т. е. Одина).
Однако, символизм Коня, как и любой другой символизм - двойственный. К слову, божественные близнецы (Диоскуры, Ашвины) представляются в виде двух коней. А тема близнечности - это тема двойственности, расколотости нашего мира, которая проявляется как на космическом, так и на социальном уровне. Конь выступает и как чудовище, монстр. Так, Гераклу пришлось обуздывать коней-людоедов, принадлежащих царю Диомеду. Но при этом страшные кони всё-таки сумели растерзать Абдера, сына Гермеса.
Движение Коня может символизировать и движение хаоса. Здесь уже речь идёт о необузданном Коне - точнее его обуздывают низшие, инфернальные, подчеловеческие силы. Тут управляет «Невидимая Рука Рынка», которая есть хаос, чьи адепты - маги глобального Капитала.
Вода символизирует первобытный хаос, который был создан в самом начале творения: «Земля же была безвидна и пуста и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». («Книга Бытия». 1. 2)
Подобный хаос был необходим как некий не(недо)добытийный полюс, представляющий возможность сделать выбор, куда идти - «вверх» или «вниз». Если бы такой возможности не было, то человек просто-напросто стал бы «автоматом Абсолюта».
При этом, сами не(недо)бытийные воды были разделены на «высшие» и «низшие»: «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй». (1. 7-8)
Само разделение минимизировало изначальный хаос - и создало условия для его онтологической оптимизации. «Верхние воды» - это Навь, мир тонких форм, регион Души, но не райско-ангелического Духа. Это пространство сплошной психоэмоциональной витальной энергии, причём, внутри каждого человека есть такая энергия - душа («яростно-желательное» начало). Есть у него и дух - начало сверхинтеллектуальное.
Мир низших вод - это мир «Психеи», регион Чистого Движения, чьим символом является сверхподвижность и ликвидность воды. Это некий «высший», «светлый» хаос, не имеющий даже собственного центра. (В индоарийской традиции центром промежуточного мира - Бхуваса - выступает центр земного, плотного мира - бог Агни, «Вайшванара»). Указанный регион представляет собой одну сплошную Периферию, каждая его точка - конечный пункт перманентного движения. Его онтологическая функция заключается в том, чтобы оживотворять плотный, физический мир, быть его витальной энергией. Однако, данная стихия может быть и разрушительной, смертоносной. Можно даже сказать, что это - жизнь и смерть.
Символизм водного хаоса неизбежно выводит нас на тему глобального капитализма. Несомненно, глобального Капитал с его ликвидностью, символически ближе именно к стихии воды. Показателен и образ Капитала, переливающегося из одной точки мира в другую; капитала, размывающего национальные границы.
Стоит вспомнить, что капитализм Запада создавался усилиями «морских» сообществ. Ещё Карл Шмитт указывал на связь капитализма и морской стихии. История демонстрирует эту связь со всей очевидностью: Венеция, Голландия, Англия и США - все эти оплоты «торгового строя» (Жак Аттали) теснейшим образом связаны с морской экспансией и морской торговлей. (**) В то же время континентальная и речная, северная Россия упорно сопротивлялась капитализму на протяжении всей своей истории. Она позднее, чем какие-либо другие европейские страны, пошла по пути капитализации, причём довольно-таки быстро свернула с него в 1917 году.
Итак, хаос имеет своим символом воду с её ликвидностью, очень похожую на ликвидность Капитала. И «торговый строй», капитализм, возник именно как талассократия.
Вернёмся к Посейдону и его «коню». Это инверсия Движения, искажение солнечного Коня. На место небесного скакуна приходит подводный гибрид гиппокампус - конь с рыбьим хвостом. На нём и разъезжает Посейдон.
Тут уже появляется конь-оборотень, фигура которого известна в мифологии. Таковым был и знаменитый Троянский Конь. Символизм его связан с темой поедания людей лошадьми (внутри коня находились люди, что символизировало их поедание). Троянцам подсунули некий культ, искажавший образ Коня. И, весьма вероятно, что речь шла именно о культе Посейдона.
Троя была славна своими замечательными лошадями, за которыми приезжали торговцы из разных стран. «Илиада» называла троянцев «hippodamoi», т. е. «укротители лошадей». Согласно легендам, троянский царь Дардан владел табуном великолепных лошадей. Причём, их происхождение вели от северного ветра Борея, что сразу же заставляет вспомнить о гиперборейской Скифии, о борисфенитах-борусках, о «полярных полянах».
Люди, находящиеся внутри коня - символ изначального универсума (тотального Субъекта, Адама в Раю, Первочеловека), где всё было едино, «часть» находилась в равновесии с «целым». Это, как уже отмечалось, изначальное единство было разрушено в результате метакосмической катастрофы - «Большого Взрыва», Грехопадения. Однако, осталось стремление - это единство вернуть. И тут есть два пути. Первый - вертикальный, направленный на соединение с Богом (в Христианстве - человеческая природа объединена в Личности Христа). Образом («символом», «иконой») Христа является Царь, поэтому объединение имеет и свой горизонтальный аспект - это единство подданных в Личности Царя (не случайно это царственное - «МЫ»). («Царская Полнота» - https://a-eliseev.livejournal.com/1936165.html)
Но есть и путь горизонтальный, которым мы все вынужденно пользуемся, но в разной мере. Например, мы вынужденно поедаем животных (здесь нет и речи о каком-то осуждении мясоедения или отказе от него) и, тем самым, пытаемся символически воспроизвести полноту изначального Субъекта, внутри которого находилось всё («инстинкт» здесь указывает на гораздо более глубокую мотивацию). Но находилось оно живым, а тут мы убиваем - для того, чтобы воссоединиться. Самая радикальная форма такого вот воссоединения - каннибализм, особенно, ритуальный. Выше уже говорилось о «Книге Эноха», которая рассказывает о допотопных исполинах, которые поедали людей. И весьма показательно, что эллинская традиция, повествуя о Потопе, устроенном Зевсом, указывает на одну из причин этой кары - людоедство древних.
Впрочем, каннибализм (вампиризм) имеет и более «глубокое» измерение. («Метафизика вампиризма» - https://varvar.ru/arhiv/texts/eliseev6.html) Собственно говоря, это и есть «эксплуатация человека человеком», во время которой одни поедают (потребляют) физические и душевные энергии других. Главный же потребитель всего этого - тотальный Объект, Змей, Робот, «Демиург», Периферия вселенной, небытийный антиполюс. Он как раз и находится в непосредственной близости к региону Души, «высших вод». («Бытийное небытие, «субъектный Объект» - https://zavtra.ru/blogs/bitijnoe_nebitie_sub_ektnij_ob_ekt)
Итак, подводим итог разговору о посейдоновом «коне» и обмане троянцев. «Люди внутри коня» - это квазирелигия «горизонтального могущества» (с перспективой вертикали, но только уходящей вниз), которая требует убивать субъектность бытия и присваивать убитое (отчужденное). Конь сожрал людей и стал могуч - так можно сформулировать основание некоей «традиции» (точнее - анти-традиции), которую подбросили троянцам носители контр-традиции, восходящей к Атлантиде и ставшей одним из источников создания западной цивилизации.

Часть IV - https://a-eliseev.livejournal.com/2219471.html

(*) На знаменитой карте Герарда Меркатора (16 в.) Гиперборея изображается как полярный Континент, разделенный четырьмя реками. Они образуют некий Крест, что свидетельствует о райском символизме Нордического царства. В связи с этим, Гиперборею можно назвать Речной цивилизацией.
Река символизирует собой подчинение и оформление первобытного хаоса. Реки подчиняются Земле - скованные её берегами, они катят свои воды по предначертанному руслу. И здесь хаотические воды чудесно преображаются. Они становятся подобными высшим энергиям, которые освящают Землю, двигаясь из великих Небес.
В Книге Бытия сообщается: «Из Едема выходила река для орошения рая и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон (Пишон): она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель (Тигр): она протекает пред Ассирией. Четвёртая река Евфрат (Прат )». (2. 10-14)
Мы видим, что символизм четырех рек связан с символизмом одной пра-реки, которая была предназначена для орошения Рая. Это образ высших, небесных энергий, исходящих «вертикально» и образующих крест на горизонтали. Их воды символизируют преображенный изначальный хаос, пронизанный нетварными энергиями («идеями-волениями») Абсолюта.
Речные цивилизации есть образования гиперборейского типа. Одним из ярчайших примеров такой цивилизации была Русь-Россия. Она наследовала Великой Скифии, которую Геродот описывал как квадрат, что указывает на число четыре. (Квадрат, как и круг - одна из форм сакральной организации пространства. См. «Скифский квадрат» - http://www.gumilev-center.ru/skifskijj-kvadrat/)
Сама Скифия омывалась четырьмя великими реками - Дунаем, Днестром, Днепром и Доном (везде древнейшая основа «дн»). Самая главная река скифов - Днепр, который эллины называли Бор-исфеном. Здесь очевидна связь с Бор-еем, Бор-еей (Варахой) - Нордом, Севером, Гипер-бор-еей. Эллины сравнивали скифов с гипербореями, а иногда даже и отождествляли. Речной цивилизации Суши противостоит речная цивилизация Моря. Морские, океанические цивилизации восходят к Атлантиде, которая была противоположностью Гипербореи. Внутри этого экваториального Острова находилось три круга воды. То есть, Суша не была такой преобладающей как в Гиперборее, и уже, тем более, на разделялась крестообразно - реками. Сама по себе, окружность обладает огромный сакральным символизмом, она выражает круговое движение бытия вокруг Центра. Но, в данном случае, окружностей сразу несколько, и это сильно минимизирует символизм Круга, где главное - именно Центр.

(**) Именно США, из всех талассократических государств, полнее всего рвыразили символизм водной стихии, Атлантиды и Запада: «Однако континент Америка, судя по всему, являлся не самим западным континентом сакральной географии (Атлантидой), а его «продолжением» на Запад, - пишет Александр Дугин. - Иными словами, Америка была «За-Атлантидой», землей, расположенной «по ту сторону Запада». Возможно, это сакрально символическое местонахождение Америки объясняет и тревожную таинственность с ней связанную в контексте сакральной географии традиционных цивилизаций Евразии.
Согласно этой сакральной географии, на Западе расположена «зеленая страна», «страна мертвых», некий полуматериальный мир, напоминающий Хадес или Шеол. Это - страна сумерек и заката, откуда нет выхода для простых смертных, и куда может ступать только посвященный. Считается, что и название Гренландии (дословно «зеленая страна») относится к тому же символическому комплексу. «Зеленая страна» это не Атлантида (и даже не Мо-Уру!). Это нечто находящееся от нее еще дальше к западу, «мир смерти», «царство теней». И этот потусторонний аспект американского континента удивительным образом обнаруживается в такой, на первый взгляд, банальной вещи, как долларовый знак. Рене Генон заметил однажды, что символ на американских банкнотах - это графическое упрощение сакральной печати, встречающейся на древних монетах средиземноморского ареала.
В первоисточнике две вертикальные черты были изображениями двух «столпов Геркулеса», стоящих, согласно преданию, на крайнем Западе за гибралтарским проливом. Петля же на этом знаке ранее являлась девизом с символической надписью «nec plus ultra», то есть дословно «дальше некуда». Оба этих символа обозначали границу, западный предел человеческой сакральной географии, за которым расположены уже «нечеловеческие миры». И этот «пограничный» символ, указующий на то, что западнее Гибралтара двигаться нельзя, парадоксальным образом стал финансовой эмблемой Америки, страны, лежащей «за границей», именно там, «куда нельзя», там, куда надпись на прототипе доллара категорически запрещает отправляться. И в этом проявляется «потустороннее» символическое качество Америки, обнаруживающей теневые, запретные сакрально-географические аспекты человеческой цивилизации». (Мистерии Евразии. - М.: Арктогея, 1996)
В США имеет место весьма тревожный символизм «страны мёртвых», страны Зап-адения, Заката. Речь, прежде всего, идёт о президенте Джо Байдене, чьё поведение можно назвать потусторонним - в плане устремления к региону Души. (Байден у мира теней - https://zavtra.ru/blogs/bajden_i_mir_tenej)

Глава 4. Фактор Миноса и Минотавра.

Для дальнейшего уяснения сути эллинской инверсии следует обратиться к образу критского царя Миноса, который был искажением образа Царя Мира. Для начала отметим, что уже само его имя указывает на древнейший архетип. Рене Генон отмечает: «Титул «Царя Мира», понимаемый в самом возвышенном, самом полном и в то же время самом строгом значении, прилагается, собственно, к Ману, вселенскому законодателю первозданных времен, чье имя, в той или иной огласовке, встречается у многих народов древности; вспомним хотя бы Мину или Менеса у египтян, Менва у кельтов, Миноса у греков. Впрочем, все эти имена вовсе не принадлежат какому бы то ни было историческому или легендарному персонажу; на самом деле они являются обозначением некоего принципа, космического Разума, который, будучи отражением чистого духовного Света, изрекает формулы Закона (Дхармы), соответствующего условиям нашего мира или бытийного цикла; Ману является в то же время архетипом человека, рассматриваемого в первую очередь как мыслящее существо (манава по-санскритски)». («Царь Мира». - Коломна, Лига, 1993)
Тут требуется некоторое добавление. Следует различать Ману как сверхличностный Принцип, и Ману, как историческую фигуру. Согласно индоарийской традиции, есть Царь Мира - Вайшванара, Чакравартин. Ещё его называют Ману, имея в виду именно Царский архетип человеческого. Но есть и Ману земной, исторический, первый человек, который дал начало земному бытию всех людей. «Если Чакраварти представляет собой исключительно световой полюс архетипа (солнечный полюс), то Ману подобен луне, в полнолуние отражающей свет в максимальной степени (райский Адам), но могущей и не отражать его вовсе, как в новолуние, - замечает Александр Дугин. - Иными словами, Ману - это архетип отражающий. Любопытно заметить, что корни слов «человек» и «луна» во многих языках очень близки (нем. «Mensch» и «Mond», англ. «man» и «moon» и т.д.), что свидетельствует о естественности и осознанности символических взаимосвязей в языковых формах древних традиций. С другой стороны, этот же корень часто обозначает и «разум» - санскритское «manas», латинское «mens», русское «мысль» (этимологически родственное, кстати, слову «муж», т.е. «человек») и т.д. В этом случае речь идет уже о подчеркивании световой природы исторического Ману, замещающего в материальном мире субъекта, т.к. разум в пределах трибхуваны является наиболее субъектным качеством, происходящим прямо или косвенно от первоинтеллекта, буддхи. В этом смысле Ману как обладающий манасом (разумом) является одним из аспектов вираджа, глобального разума плотного космоса, свойственного Вайшванаре». («Пути Абсолюта». - М, Арктогея, 1991)
Сама индоарийская традиция повествует как об историческом Ману, так и о лунном боге Соме. Он тоже выступает как первый царь, именно Сомой был совершён первый обряд посвящения на царство (раджасуя). Однако, вскоре царь презрел благие обеты и похитил жену у своего двоюродного брата Брихаспати.
Иногда Сому отождествляют с Ямой, который тоже выступает в качестве царя - мертвых, владыки загробного мира. (Сам Яма представлялся своеобразным «заместителем» Царя Мира - он сын прародителя людей, солнечного Вивасвата, а Агни уступает ему место владыки загробного царства.) У Ямы же есть иранский аналог - Йима (Джамшид), который был праведным царем, но потом отклонился от праведности, в результате чего был свергнут с престола и убит собственным братом Спитьюрой, разрезавшим его напополам (символ двойственности, в которой и есть начало раскола и смерти).
Как представляется, Ману (брат Ямы), лунный Сома, царь Мертвых Яма и его аналог Ийма (Джамшид) - это всё разные имена одного первопредка, от которого взяло начало «лунное», историческое человечество, отражающее солнечный свет Архетипа. И тут, конечно, имеет место быть всё та же двойственность, в плену которой находится наш расколотый мир. С одной стороны, отражение света есть его искажение, с другой стороны - сам свет всё же оказывает благое воздействие. Луна - Солнце мертвых, но она же и освещает землю, когда заходит Солнце.
Как очевидно, имя Ману указывает на лунный, отражённый аспект Царского начала. Этот аспект, у разных царей, может по-разному соотноситься с Солнечным. Он может быть максимально близким к Солнцу, а может быть и максимально далёким.
Минос был от него максимально далёк. Считают, что именно он утвердил морское господство Крита, то есть - перед нами образ талассократа. Таким образом, Минос существенно исказил гиперборейскую, континентально-речную традицию.
К слову, у Миноса есть некий аналог - русский Садко. Последний также был искушён талассократией, причем, искушал его Морской царь. Однако, «богатый гость» всё-таки сумел отказаться от навязанной ему инверсивной роли. («Садко и торговая талассократия» - https://a-eliseev.livejournal.com/1933660.html)
Однако, вернёмся к Миносу. Показательны его постоянные из-мен-ы своей супруге. Они указывает на инверсивную, из-мен-чивую роль Европы (шире Запада), которая в веках прошла через серию нигилистических революций. («Древняя программа Запада» - https://zavtra.ru/blogs/drevnyaya_programma_zapada)
С образом Миноса тесно связан образ Дедала - легендарного инженера и художника. Он совершил преступление, подобное из-мен-е. (В основе «ликвидной» талассократии вседа лежат - из-мен-а, об-мен и об-ман. Показательно созвучие со словом «Ман-у», здесь можно увидеть указание на лунный, ветхий его аспект, требующий преодоления и преображения.) Самолюбивый Дедал попытался убить воего ученика и племянника Талоса, возревновав к его успехам. Он завёл юношу на горную кручу и сбросил вниз. Однако, Афина не дала Талосу разбиться, обратив его в куропатку. Афинский ареопаг, возмущенный поступком Дедала, приговорил его к изгнанию.
Убийцу и из-мен-ника приютил Минос, которому Дедал оказал множество услуг - в частности, сделал его статую. Для Пасифаи он изготовил деревянную корову на колёсах. В ней царица пряталась для того, чтобы удовлетворить свою страсть к быку. Собственно, именно от соития с ним и родился Минотавр. Последний обитал в лабиринте, который Дедал построил по египетскому образцу. И здесь не следует забывать о том, что Египет испытал мощное влияние контр-традиции Атлантиды. А сам Крит представлял собой чисто талассократическое, то есть «атлантистское», образование.
Дедал стал тяготиться «опекой» Миноса и убежал от него - вместе со своим сыном Икаром. Последний, как известно, погиб - Солнце расплавило его крылья. В этом можно увидеть указание на солнечное начало, которое препятствует усилению начала лунного. Дедал потом построил храм солнечному Аполлону, явно пытаясь усилить своё искажённое солярное начало.
Дедал нашёл приют в сицилийском Камике. Но Минос сумел найти его и потребовал выдачи мастера у тамошнего царя Кокала. Тогда последний зазвал его в баню и там дочери Кокала облили критского царя кипятком. Так, Минос принял смерть от водной стихии, на которую ориентировался. Подобным же образом талассократическая Атлантида погибла от вод Потопа.
Минос родился от связи Зевса и Европы, которую предводитель олимпийцев (в образе Быка) украл и с которой появился на Крите. И теперь крайне важно разобрать образ Минотавра. «Сюжет» здесь таков - Минос попросил у Посейдона (который сам принимал образ Быка) прислать животное для жертвоприношения. Ему был выслан (из моря) белоснежный бык. Минос был просто поражён его великолепием. Поэтому, он отослал быка в собственные стада, а взамен принёс другого. Тут возможна следующая интерпретация. Минос был не готов к жертвенному преодолению лунного, бычьего начала. Поэтому он просто спародировал его. И последствия оказались ужасающими - во всех смыслах. В наказание за об-ман богов Посейдон внушил царской жене Пасифае страсть к этому самому прекрасному быку. От этой страсти, собственно, и родился Минотавр («бык Миноса»). Сам человеко-бык был усмирен Гераклом, а затем убит Тесеем. Сын Миноса - Андрогей - был убит в Афинах. Тогда Минос принудил царя Эгея к дани. Последнему полагалось поставлять семь юношей и семь девушек каждый год. Они были обречены на съедение Минотавру, обитавшему в Лабиринте. Тут крайне любопытна версия Плутарха, согласно которой блуждающие по лабиринту умирали сами. Это уже образ духовной погибели, когда блуждание по фрагментам умозрения как бы фрагментирует и саму личность. Здесь существенное различие между интеллектуальным рассудком и умом (разумом), сверх-интеллектом. В православной Традиции ум (раз-ум), нус противопоставляется рациональному логикону. И если нус собран в себе, то логикон определяется как «блуждающий». Он блуждает повсюду, его приходится собирать. Блуждающий логикон может встретиться с бычьей, лунной рациональностью. Лунное рацио отражает свет солнечной духовности, что искажает познание. Сама рациональность основана на аналитическом расчленении (надо вспомнить «Большой Взрыв») объекта познания. И посколько субъект сливается, совпадает с его объектом, то расчленяется и блуждающий, «логиконствующий» человек. Катастрофа расчленения Пуруши-Имира происходит уже на уровне рационального познания.
В русской сказочной традиции существует некий аналог Минотавра - Кот Баюн, который обитает в некоем Тридевятом царстве. Он обладает волшебным голосом, с помощью которого заговаривает людей, усыпляет их и съедает. Заговаривание людей - явно указывает на рациональный дискурс.
Баюн - это символ Рацио, присущего именно региону Души (Нави), а не региону Духа (Раю). Духовный раз-ум един, тогда как Душа двойственна, символически воспроизводя поедание плодов именно с Древа познания Добра и зла (то есть, познания именно двойственности). С одной стороны, она представляет собой некую сплошную эмоциональную Стихию.
Рацио посредством аналитики постоянно дробит какую-либо «вещь», пытаясь реконструировать из её частей - всю сущность. Тем самым, «вещь» как бы убивается, съедается растворяющей, ничтожащей стихией. рацио и есть такая вот, смертоносная стихия. Вот и Баюн - «уговаривает» человека, то есть совершает убийство его интеллекта, рационалистически съедает его.
В то же время духовное познание предполагает непосредственное созерцание нетварного логоса (Божественной идеи), присущего каждой вещи. Оно и приводит к нерасчлененному познанию её сущности. И здесь существенное, кардинальное различие между интеллектуальным рассудком и умом (разумом), сверхинтеллектом.
Сам Баюн (Рацио) вполне поддаётся укрощению, усмирению. Его удаётся приручить Ивану Царевичу, который проникает в Тридевятое царство. В результате, волшебный Кот поселяется в царском дворце, где исцеляет больного Царя. «Рациональное» познание может быть направлено и в Высь - например, с его помощью можно обосновывать необходимость духовного (мистического) познания. (Безусловно, логикон необходим и в плане «практическом», это некая неизбежность, главное не ставить его на первое место.) И навий кот Баюн прилежно служит Царю - после своего укрощения. А его укрощение Иваном Царевичем есть один из вариантов воздействия Царя Мира (сверхличностного Принципа, центра, полюса нашей Вселенной) на регион Души (Нави). Собственно, в этом смысл и самого сказочного путешествия в Тридевятое царство. (*)
По одним версиям Тесей именно убил Минотавра - мечом или кулаком. А вот на троне в Амиклах Тесей изображается весьма необычно - он ведёт Минотавра - хоть и связанного, но живого. (Можно вспомнить образ Дракона - не убитого, но ведомого на поводке.)
Здесь указание на два пути Героического. Славный, хоть и «низший» (относительно) путь - это убийство внешнего чудовища. При этом, герой, невольно, но, более-менее, уподобляется самому чудовищу-убийце. Имеет место феномен драконоубийцы, который сам становится Драконом. (**)
Но, есть и другой, высший, путь - наряду (или невзирая) с борьбой против «внешних» чудовищ - бороться против чудовища «внутреннего», со змеем у сердца. («Усмирить Змея» - https://zavtra.ru/blogs/usmirit_zmeya).
Надо отметить, что оба пути хоть и разнятся, однако, не противоречат друг другу. Они могут быть объединены, что и является наилучшим выходом из Лабиринта страстей.

Часть IV - https://a-eliseev.livejournal.com/2219471.html

(*) Данное царство есть регион Души (Нави). Существует, так сказать, «космологическая» версия расположения сказочного Тридевятого царства. Обращают внимание на то, что 27 диаметров Земли (тридевять земель) есть расстояние от нас до Луны. Это когда она в перигее, а 30 диаметров (тридесять земель) - когда спутник находится в апогее. Получается, наши далекие предки знали космологические реалии ещё до всякой астрономии. И данное знание (ведение) давала сакральная наука.
Луна, «солнце мертвых», символизирует мир тонких форм, царство теней, Навь. В принципе, это регион тотального Движения, которое вполне соответствует постоянному блужданию логикона. В указанном регионе даже нет своего центра. Точнее сказать, данным центром является центр нашего мира. Так утверждает индоарийская традиция, согласно которой «полюсом» Луны, лунного мира является Агни-Вайшванара, Царь Мира. Славяне же почитали его как Царя-Огня, Сварожича. («Тайны русской Троицы» - https://zavtra.ru/blogs/tajnyi-russkoj-troitsyi)
В этой оптике Иван Царевич (Сварожич) выступает как Царь Мира, который осуществляет воздействие на Тридевятое царство, на Лунную Навь. Он освобождает царевну, которая и есть Мировая Душа, то есть, всё та же Навь. И помогает ему Баба Яга, которая тоже является Мировой Душой, но только уже в её ветхом аспекте.
Воздействие Ивана омолаживает регион Души, облегчает гнёт инферно.

(**) В данном плане весьма показательна история, произошедшая с «Орденом Дракона», который был создан в Сербии в XIV веке, а потом возродился стараниями венгерского короля Сигизмунда Люксембургского, будущего императора Священной Римской империи. Уже само название подводит к мысли о контр-инициатическом характере данной структуры. Было бы намного более уместным создать «Орден Святого Георгия», но названия было выбрано двусмысленное. С одной стороны, Дракон здесь символизирует побежденное, связанное зло. С другой же стороны, название легко истолковать в том плане, что орден состоит из почитателей Дракона. Тем более, что сам Дракон является важнейшим, центральным символом ордена.
Как представляется, орден создавали с благой целью, но при активном участии подрывных сил, которые умеют навязывать всякие ложные смыслы, выдавая их за смыслы истинные. (Примерно такая же история произошла с орденом тамплиеров.)
Показательно, что православный орден был трансформирован в некий католический интернационал, объединяющий старинные знатные роды (впрочем, там нашлось место и православным, о чем чуть позже). «Орден дракона» сражался с турками (изначальное предназначение), укреплял позиции венгерских королей, участвовал в разнообразных политических интригах того времени и боролся против гуситов. А ведь гуситы, требовавшие причащения из Чаши, выступали за воссоединение с Православной Церковью. Получается, что некогда православный орден превратился в орудие антиправославной борьбы. Драконоборцы превратились в драконов - сработал «зловещий аспект» названия. (Превращение Героя в Змея - важная мистическая проблема, см. - «Малахитовая шкатулка Пандоры» - https://www.metakultura.ru/vgora/konspir/kom7.htm)
И здесь весьма показательна судьба валашского государя Влада III Цепеша, который, как и его отец, был адептом «Ордена Дракона» (отсюда и Дракула). Это был выдающийся правитель, несомненный патриот, поборник «железной справедливости». Он сражался против внешнего врага, защищал простых людей, жестоко урезонивал бояр-олигархов. При этом, Влад отличался патологической жестокостью, которая как бы обесценивала все его благие дела. Особенно любил он сажать на кол - причём, в массовом порядке, когда мучительной смертью умирали тысячи людей (отсюда и прозвище «Цепеш» - «колопротыкатель»). Конечно, многое было преувеличено (особенно постарались латинские памфлетисты). Но сам факт отрицать нельзя - запредельную жестокость Влада признавали даже византийские авторы, которые явно благоволили ему. (Владу Цепешу было посвящено древнерусское «Сказание о Дракуле-воеводе».)
Сажание на кол - это опять-таки, очень символично. Именно осиновый кол считался надежным орудием против нечисти, точнее - против вампиров. Сам кол символизировал нетварную вертикаль, пронзающую все миры, отсюда и его «волшебные свойства». Понятно, что враг в древности воспринимался как своего рода нечисть, особенно это касалось предателей. Однако, так сказать, заднее направление вертикали кола указывает на инверсию.
Надо сказать, что Влад превратил борьбу с врагами в массовые экзекуции, ставшие чем-то вроде кровавых мистерий. То есть, преследуя благие цели, он сам стал кровавым повелителем, вампиром, исповедующим культ крови. И дело здесь не только в жестокости. Как известно, находясь в венгерской тюрьме, Дракула был вынужден принять католичество. И это вполне вписалось в его вампиризм, доведя его до логического завершения.
«У румын… существует поверье: православный, отрекшийся от своей веры, непременно становится вампиром, - пишет Михаил Одесский. - Возникновение этого верования, видимо, обусловлено механизмом своеобразной «компенсации»: переходя в католичество, православный, хотя и сохранял право на причащение Телом Христовым, отказывался от причастия Кровью, поскольку у католиков двойное причастие привилегия клира. Соответственно, вероотступник должен был стремиться компенсировать «ущерб», а коль скоро измена вере не обходится без дьявольского вмешательства, то и способ «компенсации» выбирается по дьявольской подсказке». («Миф о вампире и русская социал-демокатия» // «Литературное обозрение,». N 3, 1995.)
Что ж, адепт «Ордена Дракона» полностью повторил его судьбу. Из драконоборца он превратился в Дракона.
Previous post Next post
Up