Советское партизанское движение - явление, о котором ни один современный антисоветчик говорить спокойно не может. Факт существования советского партизанского движения вступает в непреодолимое противоречие с представлениями о том, что население Советского Союза встречало немцев как освободителей от ненавистного большевизма. В самом деле: если рассказы о том, что бойцов РККА гнали в бой исключительно заградотряды еще обладает какой-то (пусть даже исчезающе малой) правдоподобность - то ведь у партизан-то за спинами заградотрядов не было! И перейти на сторону немцев партизаны могли в любой момент - ан не переходили почему-то, а напротив - били оккупантов и их пособников все сильнее и сильнее.
Неудивительно, что антисоветчики постоянно пытаются советское партизанское движение дискредитировать. Они рассказывают, что это были бандиты, которые только и делали, что грабили и убивали мирное население оккупированных территорий. Они рассказывают, что партизаны были исключительно пришлыми - красноармейцами да чекистами. Да и было-то их не так уж и много…
С последним утверждением мы сейчас и разберемся.
Из всех оккупированных областей СССР самым масштабным было партизанское движение в Белоруссии. В советское время численность белорусских партизан определяли в 374 тысячи человек - плюс несколько сотен тысяч партизанских резервов - то есть людей, которые и хотели бы уйти в партизаны, да только оружия не имели. Сегодня цифра в 374 тысячи белорусских партизан очень часто подвергается сомнению. Нам говорят: согласно статистике Центрального штаба партизанского движения (ЦШПД) от 28 февраля 1944 г. общее количество людей принимавших участие в партизанском движении в Белоруссии составляло 145 тысяч. Так о каких 374 тысячах может идти речь?
Что ж, припадем к документам. Действительно, в отчете отдела кадров ЦШПД от 28.02.1944 по Белоруссии приводятся следующие данные: общее количество людей, принимавших участие в партизанском движении - 145 038 чел, в том числе действуют в тылу противника на 1.1.44 г. - 121 282 чел. Однако эти цифры совершенно явно не являются исчерпывающими. Во-первых, эти данные учитывают лишь тех партизан, сведения о которых имелись в ЦШПД. Многие партизанские отряды связи с большой землей не имели и сведения об их составе в отделе кадров ЦШПД не имелось. Во-вторых, партизанская война в Белоруссии не окончилась в начале 1944 г. - она продолжалась еще полгода, вплоть до освобождения республики от оккупантов. И естественно, число партизан за это время увеличилось.
За январь-март 1944 г. численность действующих во вражеском тылу белорусских партизан увеличилась с 121 до 135 тысяч чел. Эти данные мы находим в отчете ЦК КП(б) Белоруссии от 15 апреля 1944 г. (к тому времени ЦШПД был уже расформирован и потому статистика партизанского движения велась ЦК КП(б)Б и подчиненным ему Белорусским штабом партизанского движения, БШПД). В этом отчете имеется еще одна важная информация: «За период с ноября 1943 г. по апрель 1944 г. 22 партизанские бригады и 16 партизанских отрядов численностью свыше 50 000 партизан вышли на соединение с Красной Армией. Из этого количества свыше 45 тысяч человек с вооружением влились в ряды действующих воинских частей».
Таким образом, если на 1 января 1944 г. БШПД имел данные о 145 тысячах участвовавших в партизанском движении людей, то к 1 апреля 1944 г. это число увеличилось как минимум до 185 тысяч (на самом деле больше, поскольку в отчете от 15 апреля 1944 г. нет данных о погибших, проходивших по учету БШПД).
По мере продвижения советских войск с ними соединялись все новые и новые отряды партизан. Всего, по данным БШПД, с войсками Красной Армии соединилось 194 708 партизан.
Однако и эта цифра не является окончательной. Во-первых, в ней отсутствуют погибшие. Во-вторых, штабами партизанского движения учитывался лишь состав боевых соединений. ЦШПД не имело статистики о количестве партизанских разведчиков и связных, а так же членов организованных партизанами отрядов самообороны. Учет этих категорий велся непосредственно в партизанских соединениях - и после освобождения республики данные о них стали передаваться в БШПД. Штаб оказался буквально погребен под валом бумаг; 24 октября 1944 г. первый секретарь ЦК КП(б)Б Пономаренко писал замначальнику Генштаба Антонову: «Партизан, действовавших в Белоруссии насчитывается до 300 тысяч человек».
Оценка Пономаренко была недалека от действительности. Согласно базирующемуся на фондах БШПД фундаментальному справочнику «Партизанские формирования Белоруссии» число разведчиков и связных составило 54 959 человек, а членов отрядов самообороны - 79 487 человек. Количество погибших же, согласно итоговым данным учета БШПД составило 44 791 чел.
Таким образом, общее число проходивших по учету БШПД партизан действительно составляло около 374 тысяч. Однако и это число не является окончательным - ведь система штабов партизанского движения была создана лишь летом 1942-го. Данных о партизанах, погибших в 1941 - начале 1942 гг. ни в ЦШПД, ни в БШПД нет. Однако оно было значительным - в страшный первый год войны партизанские отряды погибали очень часто.
Если численность партизанских резервов во время войны определялась "на глазок", то данные о численности собственно партизан базируются на надежной источниковой базе - датируемых 1944 годом данных учета БШПД. И как бы это ни было неприятно антисоветчикам, факт остается фактом: прямое участие в белорусском партизанском движении принимало около 400 тысяч человек. И потому о весенародном характере партизанского движения в Беларуссии можно говорить с полным на то основанием.