Закарпатский анабасис Тринадцатого, часть вторая: Колочава, "Старе Село" и узкоколейка

Jan 06, 2014 17:28

Продолжение. Часть первую см. тут.

Как я уже говорил, село Колочава примечательно совершенно нереальным даже по меркам среднего города количеством музеев и памятников.


Но первым делом отправились мы не туда, а в колыбу - ибо кушать хотелось уже неиллюзорно.

Вот сюда:





В колыбе был обнаружен вот такой вот уй-юй:




Белочка на барной стойке, которая как-бы говорит нам "накати!":




А также очаг прямо посреди зала:







Обедик, извините, фоткать не стал ввиду отсутствия в хозяйстве айфончега и инстаграмчега.

Немного пейзажей Колочавы по дороге к музею "Старе Село". Включая речку со слабо пригодным для извращённого слуха названием Теребля:






















"Пам'ятник колочавским шумахерам" ©:




К сожалению, рассказ о нём местного экскурсовода Юрия Радивилова (которого мы между собой прозвали "дядя Юра") почти целиком прошёл мимо моих ушей. Как я понял, это сделали сами организаторы музея отчасти просто "по приколу", отчасти в качестве предупреждения для своих же местных - дескать, не спеши, а то приедешь!

Собственно, сам дядя Юра в естественной среде обитания:




Вообще экскурсоводов на нашу толпу выдали двоих, и второй группе достался более колоритный дяденька - в частности, в более традиционном костюме, да ещё и с очень интересной "альпийской" шляпой с пером. Но дядя Юра тоже оказался весьма хорош (в чём можно убедиться, в частности, на видео несколько ниже.

Ещё один памятник у входа.




Как я понял, это Микола Шугай - "последний карпатский Робин Гуд" (по другим данным - просто разбойник и убийца), действовавший в этих краях и воспетый чехом Иваном Ольбрахтом. Ольбрахт сам довольно долгое время жил в Колочаве, здесь же был снят по его сценарию фильм "Марийка-неверница" (1933 г., мелодрама!), причём играли в фильме не профессиональные актёры, а селяне - сами себя.

У входа расположен стенд на тему артефактов, найденных на территории Колочавы и переданных в городские хранилища. Печать:




Лощило:



(Гусары, молчать! Это рабочий инструмент!)

И почти что нюклеар девайс:




Музей. Хата не сильно зажиточного, но и не самого бедного селянина, вид с торца:




Вот этот размер окна считался средним и облагался соответствующим налогом (да-да, налоги в Австро-Венгрии были не только на дымоходы, но и на окна).

Хлев с хрюшками. Естественно, в виде чучел:




Хрюшки, правда, дикие, но так даже интереснее.

Лесопилка:




"Оно висить двуручна "Дружба", довга така..." © дядя Юра.

А это - летнее место для занятий церковно-приходской школы:




Зимой занимались, разумеется, внутри.

На здании ЦПШ висит вот такая вот табличка:




Она, правда, относится не к ЦПШ, а к первой светской школе, открытой в Колочаве при венграх... да-да, с венгерским языком обучения.
Ибо нефиг местному населению як мед, так і ложкою.

Вообще ЦПШ обычно размещались в обычных сельских хатах, арендованных у селян: в одной комнате жили хозяева, в другой располагался класс. Это кровать в жилой комнате:




А это уже в классе. Кресты:




Хитрый шкафчик для церковной утвари, не знаю, как он правильно называется:




Паникадило. Слева виден "шкафчик". Сегмент с крестом сделан поворотным - это цилиндр с вырезанными в нём нишами, предназначенными для различных предметов:




Набор канцелярских принадлежностей:




"Отакі калькулятори (показывает счёты) були тільки у вчителів" © дядя Юра.

А на этом видео он рассказывает про модный айпад - грифельную доску (на фотке выше - справа, на краю стола):

image Click to view



Также картинка с горем пополам позволяет оценить общий интерьер класса.

Идём дальше. Снаружи одной из хат:




Чесалка:




Корчма. Разумеется, у Вольфа - кто ж ещё в те времена мог держать корчму?




Вообще евреев в Колочаве было не то чтобы до чёрта, но немало - на 20-е года 20 века 452 человека из общего населения в 4164, т.е. порядка 10% населения.
Во вторую мировую из села забрали 464 человека.
Вернулось 15 (пятнадцать).
Жить в селе не остался никто, и сейчас еврейских семей в Колочаве нет.
Но память чтят наравне со всеми.

Таблички на стене корчмы. Оригинальные, со времён войны.




Разумеется, рядом они в то время не могли висеть: на левой написано "Место обитания евреев, останавливаться запрещено!", на правой "Евреи здесь не обслуживаются". Так что здесь это именно часть экспозиции, а не реконструкция.

Во дворе корчмы стоит вот такая скульптура "Шабатні гуси".




О них неплохо написано на сайте Колочавы.
(Хто не розуміє українською - в правом верхнем углу страницы можно сменить язык. Перевод, правда, кривоват, ну да понимание даёт вполне).
На заднем плане - здание ЦПШ.

Внутри корчмы.
Это в сенях между основным помещением и комнатой корчмаря.




А это уже в комнате корчмаря. Стол:




Подоконник:




Швейная машинка у входа:




Вроде бы это называли миквой, но источники говорят, что правильная миква по размерам больше похожа на бассейн.




С другой стороны, в сельской местности-то...

Утюг:




В основном помещении на стойке была замечена кошерная бутылка:




Снаружи корчмы:




И другое помещение еврейской тематики - молельный дом. Это жилое помещение:










Идём дальше. По дороге я попробовал режим "макро" на мыльнице, благо очень фотогеничные грибочки подвернулись:




В одной из хат. Как вы думаете, что это такое?
Подсказка: на видимую внутри лавочку садился человек, проём закрывался крышкой так, чтобы наружу торчала только голова....




Правильно, [это...]это баня.
Точнее, тогдашний аналог того, что у нас сейчас называют фитобочками.


Прялка:




НемножЕчко инвентаря:







Кровать в хате чабана. Как вы думаете, в чём смысл этой ограды под ложем?




Это загон, куда в холодное время помещались ягнята.
Они играли роль дополнительных живых обогревателей, да и сами находились в более тёплом помещении, нежели хлев.

Обувка и пояса:







Та були-и!..
В ку-ума!..
(хто?)




Правильно - Бджо!..
В смысле бджоли.
Инструментарий пасечников и бортников.

Ещё одна загадка: что это такое, по-вашему?
Ответ довольно очевиден тем, кто сталкивался с современными аналогами.




Да, это ТОКАРНЫЙ СТАНОК.
С ножным приводом, ага.
Вроде как у швейных машинок.

А это изделия, сделанные на нём:




Ещё один фрагмент хаты снаружи:




По таким направляющим (видно плохо, однако на полном размере разобрать можно) спускали с гор срубленные деревья:




"Летюча естрада Карпатської України" - передвижной агитационный пункт.
Карпатская Украина - изначально автономная область в составе Чехословакии, затем непризнанное государство, просуществовавшее в марте 1939 года около суток. Детальнее - Гугл и Вики вам в помощь.




Автобус, надо сказать, не оригинальный - 50-х годов выпуска. Однако все местные старожилы, видевшие "Летючі естради", в один голос утверждали, что тогдашняя матчасть была практически идентичной. Поэтому коллектив музея вполне обоснованно включил реставрированный и перекрашенный автобус в экспозицию.

И вот мы подходим к музею узкоколейки.

Пара общих видов.







Если открыть фото в полном размере, можно рассмотреть (хотя и в довольно замыленном качестве) общий вид санитарной мотодрезины (серенькая) и одного интересного вагона (справа от неё, зелёный). Об этих экспонатах дальше, а начнём мы с паровоза и с...




Да, правильно - это дрезина с кузовом от "Волги":




На фотографии интерьера через стекло запечатлелось больше отражение нашей группы, нежели собственно интерьер. Увы, не додумался к водительской двери подойти, где стекла нет... Тем не менее, пусть лежит для истории:




Паровоз:










Пара вагонов советского образца:




Санитарная мотодрезина СМД-1:










Впрочем, внутренность не оригинальная - дрезина переоборудована в импровизированный кинозал с возможностью дальнейшего использования в качестве подвижного состава для турЫстов (да, есть и такие планы, о них ниже).




А вот тот самый зелёненький мотовагон.
И снова загадка: как вы думаете, каково его предназначение?




Это личный ПЕРЕДВИЖНОЙ РАБОЧИЙ КАБИНЕТ Ивана Васильевича Чусы - Героя Соцтруда и победителя Международных соревнований лесорубов в Монреале, Канада (Всемирная выставка "Экспо-67").
В одном из окон - экспозиция, посвящённая ему:




Получилось, традиционно, не фонтан, но в целом представление составить можно.
Судьба же у этого вагончика была далеко не безоблачна: после раздачи колхозного имущества на паи он попал в руки какому-то деду и был переделан то ли в курятник, то ли в другое полезное в хозяйстве помещение, уже точно не помню. И только когда взялись организовывать музей - вагончик нашли, дали деду мзды отмыли, отреставрировали и поставили в экспозиции.

Да, кстати, о планах музея на будущее.
Сейчас вся вышеприведённая матчасть стоит без основного дела, а-аднака!!™: если всё будет нормально, вокруг "Старого Села" будет проложена полноценная узкоколейка длиной около километра, и одним из элементов подвижного состава станет как раз вагон-музей Ивана Чусы.

Семафор:




Отснять узкоколейку детальнее не получилось ввиду, во-1, садившихся батареек, а во-2, уже упоминаемого мной в прошлом посте постоянного дефицита времени.

Неподалёку от этой части музея располагается вот такая вот корчма. Вроде бы даже действующая, судя по современного вида столикам и стульям на фотках ниже.




Название "Vasuti resti Egan" переводится вроде как "На перроне у Эгана".

А вот и сам Эган в виде своеобразного памятника:




Интереснейшая историческая личность: ирландец по происхождению, хорват по месту рождения, венгр по подданству, горячо сочувствовавший русинским селянам Закарпатья - вплоть до титула "Спаситель русинського народу". Это его стараниями была разработана и успешно развёрнута "Верховинська господарська акція", она же "Акція Еґана" - программа, призванная облегчить положение селян Закарпатья. Понравилась она далеко не всем: не у дел остались посредники, хорошенько гревшие руки на перепродаже сельхозпродукции, альтернативой евреям-ростовщикам стали кассы взаимопомощи с намного более мягкими условиями, да и многие политические деятели побаивались, что от хорошей жизни закарпатцы могут начать слишком вольно мыслить... Эгану угрожали, он пережил несколько покушений, но увы - 20 сентября 1901 года был смертельно ранен и умер через два дня. Это ощутимо затормозило программу.

Идём дальше. Колокол на входе в корчму:




А это, можно сказать, мобильная корчма:




Вполне действующая, кстати, на всяких массовых мероприятиях её используют.

Также неподалёку стоит вот такая вот матчасть:




Следующей остановкой стала хата сельского головы. Батарейки уже дышали на ладан, поэтому заснято было немного. В частности, стол писаря:




И вешалка в сенях:




Идём дальше. Жандармская станция (да, там и такое есть) представляла собой небольшую хатку на одну комнату с соответствующей вывеской и террасой, где стояли средства передвижения - велосипед, лыжи, снегоступы и т.п. Увы, их заснять не получилось, да и вообще не так много снял, как хотелось бы. Однако кое-что всё же есть.

Вот у нас, к примеру, мундиры - парадный и повседневный:




Это у входа:




Это камера для задержанных. Располагается в подвале, имеет отдельный вход в склоне горки, на которой расположена станция:




А это внутри самой станции - окно для наблюдения за задержанными и выдачи им пищи:




Газета. Начало прошлого века. Мало что изменилось...




Авто военных времён (если совсем точно, это Opel Kapitän) вы могли заметить ещё раньше, на фото летней площадки церковно-приходской школы. Расположено оно непосредственно у жандармской станции, край которой и виден в правой части фото:




...Вообще в своих постах об этой поездке я решил принципиально использовать абсолютный минимум личных фото. Но в Колочаве, когда в связи с дефицитом батареек, встал вопрос - снимать только машину или любимую рядом с машиной - выбор оказался для меня очевиден.

На борту же "Опеля" висит вот такая вот канистра:




Ага, 1940 год, вермахт.
Не уточнил, правда - канистра оригинальная или реконструированный новодел. Но учитывая таблички на корчме - не исключены оба варианта.

Хата образца советской эпохи, со слегка утрированным оформлением:




В скансене есть кузница. Тоже историческая, но вполне рабочая.

Это набор инвентаря над верстаком:




А это встреча поколений - ручной сверлильный станок плюс WD-40.




И пара фото по ещё одной профессиональной сфере - на сей раз ткацкой:







Напоследок же отмечу, что создан музей практически без участия государственных структур, энтузиастами вроде директора местной школы (тот самый дядька в шляпе с пером, идеолог и вдохновитель всей идеи) - что, ИМХО, весьма положительно сказалось на комплексе, а потому респект сотрудникам и уважуха. А деньги же и на этот музей, и на другие интересности Колочавы в порядке меценатской помощи выделяет, в частности, уроженец этих мест, обитающий нынче в Киеве банкир Станислав Аржевитин (за что ему также респект и уважуха).

На этом пока всё.
Однако оставайтесь на радио ДЫДЫЩЬ. 
У нас ещё многое будет.

история, фото, поездки, коньскрЫпт рыпортын'

Previous post Next post
Up