Стены и башни Китай-города, ч.1

Jan 13, 2011 21:11

Поскольку стены и башни Китай-города лидируют в опросе, то с них мы и начнём. Излишне буквами я вас утомлять не буду, тем более, что о Китайгородских укреплениях написано немало. Но всё же несколько слов сказать необходимо.

Попытки создания дополнительного (помимо кремлёвских стен) оборонительного пояса в Москве предпринимались ещё в конце XIV века. Великий князь Василий I Дмитриевич в 1394 году повелел копать оборонительный ров от Кучкова поля к Москва-реке. Было разрушено большое количество посадских хором, что вызвало явное неудовольствие москвичей, но так в результате ничего свершено и не было.
Идея строительства второго пояса городских стен возникла, по крайней мере, ещё при Василии III (а возможно и раньше), но при нём идея эта осуществлена не была. А вот после его смерти, в годы малолетства Ивана Грозного, вдовствующая великая княгиня Елена Глинская план этот осуществила. Строительство началось в 1534 году. И за год были возведены деревянные стены - переплетенный прутьями частокол, состоящий из двух стен, с земляной забутовкой внутри. Но уже в 1535 году "майя в 16 день князь Великий Иван Васильевич всея Руси и его Мати Елена повелели град камен ставити Китай". К 1538 году работы, которыми руководил зодчий Петрок Малый Фрязин, были завершены.



Фото 1900-х гг.

Вот и давайте мы совершим с вами виртуальную прогулку вокруг этих стен.


А начнём мы прогулку от самых известных ворот - Воскресенских. Основной упор будет сделан на фотографии. Их много. В один пост всё не влезет. Будет два или три поста.
Воскресенские ворота, как и большая часть китайгородских стен, были снесены в 1934 году. А в 1990-е были восстановлены вместе с Иверской часовней.
Кстати, попытки снести древние стены предпринимались и ранее. Так, например, вскоре после пожара 1812 года, при восстановлении Москвы, появился план сноса стен и устройства на их месте Александровского проспекта (в честь Александра I). Но высочайшего утверждения этот план не получил - царь, совершенно разумно, посчитал стены памятником старины, который необходимо сохранить.
Стены периодически ремонтировали, столь же периодически застраивали лавками, а потом их сносили. Со времён Софьи Алексеевны их иногда белили. Со временем появились машикули в виде кремлёвских "ласточкиных хвостов". На примере отдельных башен мы ещё рассмотрим их видоизменения.



Вид на Воскресенские и Никольские ворота с Воскресенской площади. Акварель мастерской Ф.Я.Алексеева. 1800 г.
Воскресенские ворота (ворота в разные времена носили и иные названия: Иверские - по Иверской часовне, Куретные - по Куретному-Охотному ряду, Львиные, Святые, Неглименские - по реке Неглинной, Триумфальные - через них по традиции совершались торжественные въезды русских царей на Красную площадь; в народе их именовали ещё и Аблакатскими - по адвокатам, "торговавшим у Иверской своими аблакатскими талантами") - парадный въезд на Красную площадь.
Воскресенскими их стали именовать по государеву указу 1689 г. после помещением на башне иконы Воскресения Христова.

Почему Львиные? Всё дело в том, что ещё в 1508 году великий князь Василий III указал «вокруг града Москвы ров делати камением и кирпичием и пруды чинити вокруг града Алевизу Фрязину». Соорудив плотины по реке Неглинной, Алевиз Новый превратил ее в полноводную реку, преградившую подступы к Кремлю. Со стороны Красной площади итальянец устроил ров-канал. Он протянулся от Собакиной до Беклемишевской башни на 541 метр.
Ширина рва колебалась от 28 до 34 метров, а глубина от 8,5 до 13 метров. Несколько позже, в 1533 году, с двух сторон Алевизова рва появились невысокие зубчатые стены (эта стена видна на акварели), а в 1535 году оконечные части рва были защищены стеной Китай-города. В ней устроили трубы, по которым воду изо рва спускали в Москву-реку и Неглинную.



Вид на Воскресенские и Никольские ворота с Воскресенской площади. Акварель мастерской Ф.Я.Алексеева. 1800 - 1802 гг.

Как дореволюционные, так и современные историки считают, что вода поступала в ров Алевиза из Неглинной и Москвы-реки, чего, однако, не могло быть из-за большого перепада высот. Специалисты Центра историко-градостроительных исследований, ссылаясь на донесение архитектора Д. В. Ухтомского от 1756 года, пришли к следующему выводу: Алевизов ров питался водой «из специальных колодцев, устроенных на выходах водоносных пластов и приуроченных к секторам рва, перегороженного шлюзами. Один из таких колодцев сохранялся до середины 18 века у Спасской башни и служил для полива Аптекарского сада». При сооружении рва на участке от Никольской до Спасской башни итальянские зодчие на отметке 10-15 метров вскрыли первый водоносный горизонт и вода поступала через дно рва-канала. В этом случае становится понятным, почему ров имел столь значительную глубину.



Вид на Воскресенские ворота Китай-города и Кремль со стороны Тверской улицы. Акварель мастерской Ф.Я.Алексеева. 1800-1802 гг.

С помощью шлюзов отдельные сектора рва в разное время осушались. В правление Ивана Грозного без воды был сектор, прилегавший к Воскресенским воротам Китай-города. Здесь содержались львы, присланные из Англии, отчего Воскресенские ворота и называли часто Львиными. В «Описи порух и ветхостей», сделанной в 1629 году, дозорщик Федор Оладин записал: «Возле стены в городе, во рву, двор львиной, пригорожен к стене». В 17 столетии во рву поселился слон - подарок персидского шаха царю Алексею Михайловичу.



Никольские ворота Кремля и Алевизов ров.Алексеев,ученики.1800-е годы.
Вот тут то во рву львы со слоном и обитали - первый московский зоопарк.



А.Васнецов. Уличное движение на Воскресенском мосту в XVIII веке. 1926 г.



Вид на Московский Кремль и Воскресенские ворота со стороны р.Неглинной. Реконструкция на вторую половину 17 века. Худ.В.М.Неделин.



Фото 1880-х гг.



Фото 1880-х гг.



Фото кон.1890-х гг.



Фото 1900-х гг.



Фото 1895-1896 гг. B. Avanzo. Иверская часовня.

В начале царствования Алексея Михайловича в Москву приехал архимандрит Афонского Иверского монастыря Пахомий для сбора пожертвований в пользу своей обители. Ближайший друг царя архимандрит московского Новоспасского монастыря Никон, будущий знаменитый патриарх, просил его прислать в Москву точный список (так называли копию с икон) с чудотворной Иверской иконы. Сохранилось предание, будто царь и Никон хотели получить настоящую икону и просили прислать им подлинный Иверский Образ Божией Матери из надвратной церкви. Но иноки не осмелились нарушить волю Пресвятой Богородицы и отдать чудотворную святыню из обители, куда она сама явилась и где пожелала остаться.
Тогда иконописец Иверского монастыря Ямвлих Романов выполнил список с Иверской иконы, который ни одной деталью не отличался от подлинника. Краски для нее были замешаны на святой воде, которой прежде облили доску из кипарисового дерева, предназначенную для написания иконы.



Фото 1900-х гг. Иверская часовня.

13 октября 1648 года икону торжественно встретили в первопрестольной у Неглиненских ворот Китай-города и временно поместили в Никольском монастыре. Спустя некоторое время Иверскую икону отправили в Валдайский монастырь, а для Москвы Иверскому монастырю заказали сделать еще один список с иконы.
Он прибыл в Москву 19 мая 1669 года, и его поместили на Неглиненской башне. Для защиты иконы и молящихся людей от ветра и дождя, над ней возвели небольшой деревянный навес. Так появилась в Москве Иверская часовня.



Фото кон.1900-х - нач.1910-х гг.

Свой окончательный (и современный) вид Иверская часовня получила в 1791 году, когда ее перестроил Матвей Казаков, а в начале XIX века трудами художника Гонзаго часовня была "благолепно украшена": снаружи обита жестью, украшена медными пилястрами с капителями, гирляндами и восьмиконечными звездами. Наверху установили позолоченную фигуру ангела с крестом. Дореволюционная часовня могла вмещать не более пятидесяти человек.
Москвичи всегда очень любили свою часовню, и никто не начинал своих дел, не помолившись перед чудотворным образом. Ее называли "отрадным перепутьем для всех верующих". Благодатная сила московской Вратарницы была настолько велика, что ее чтили не только москвичи и даже не только православные: на поклон к знаменитому чудотворному образу приходили католики, лютеране, сектанты и даже вовсе нецерковные люди - вера и надежда на помощь оказывались сильнее человеческих убеждений. Купцы приходили сюда перед торговой сделкой, студенты и гимназисты - перед экзаменами. Прославилась Иверская икона исцелениями больных.
Подробнее о чудотворной иконе и Иверской часовне ЗДЕСЬ



Фото 1912 г. К.Буллы.
Открытка из набора, посвященного 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Подпись: " Высочайший выезд Государя Императора с Августейшей семьей из Кремля. (Бородинские торжества)". На фотографии царский кортеж проезжает через Воскресенские ворота Китай-города (Иверские ворота). 28(?) августа 1912 года



Фото 1912 г.



Фото 1913 г. Празднование в Москве 300-летия дома Романовых. Посещение царской семьей Иверской часовни.

План участка возле Воскресенских ворот (из книги Бондаренко "Красная площадь Москвы", 1991)

А мы пойдём дальше по Воскресенской (Революции) площади.



Вид на Китай-город с руин Пушечного двора. Акварель начала XIX века неизвестного художника.
В правой части акварели видны Воскресенские ворота. В центре - Круглая башня, слева - Птичья.

Китайгородская стена в районе Воскресенской площади была ещё в старину застроена сперва зданием Присутственных мест (на снимке слева):


Фото нач.1870-х гг.
Воскресенская площадь. Здание присутственных мест.
Ещё нет здания Городской Думы и Исторического музея, построенного на месте здания Земского приказа, башенка которого видна в левой верхней части снимка.



Фото кон.1880-х гг. из альбомов Найдёнова.
На месте здания Земского приказа уже построен Исторический музей.

а позже зданием Московской городской Думы:


Фото 1890-х гг. Почти современный вид.

А мы, двигаясь вокруг китайгородских стен против часовой стрелки, подошли к Круглой башне.


Фото 1908 г. Круглая башня.
В начале 20 века в башне разместился Музей птицеводства Российского общества сельскохозяйственного птицеводства.

При строительстве метро башня вместе с пряслом стены была уничтожена.
В 1990-е гг. примерно на этом месте возвели её реплику. Хотя в общем-то это и репликой не назвать. Скорее это можно рассматривать, как своеобразный памятник Китайгородской стене и Круглой башне: находилась неподалёку, круглой формы и вообще была кирпичная.




Фото кон.1920-х гг.
На заднем плане в центре видна Круглая башня.
Рассмотреть подробнее

Далее, левее от Круглой башни и за зданием гостиницы "Метрополь" единственный сохранившийся участок китайгородской стены.



Фото 1884 г. из альбомов Найдёнова. Вид с Театральной площади на стену Китай-города.



Фото кон.1890-х - 1900-х гг. Воскресенская площадь. Китайгородская стена.
Взятое в трубу и засыпанное русло Неглинки позволило возле Китайгородской стены (вплоть до нынешнего здания Гордумы - бывшего, в советское время, музея Ленина) создать ставший популярным Цветочный рынок. Здесь выросли аккуратные полотняные домики, где продавалась цветочная рассада, саженцы плодовых деревьев и кустарников и с весны до глубокой осени - прекрасные садовые и оранжерейные цветы.
Вскоре здесь же высадили деревья, на проложенных дорожках установили скамейки, устроили куртины с душистыми цветами. Москвичи полюбили здесь гулять, отдыхать в тени стены Китай-города. Молодежь назначала тут свидания, и это было неспроста: в благоухающих лотках можно было подобрать букет со смыслом - люблю, тоскую, страдаю - азбука цветов тогда была в самом ходу. Ароматную эту торговлю лишь в 1851 году перенесли на Трубный бульвар, что с той поры вот уже 150 лет зовется Цветным.
В книге «Москва или исторический путеводитель» было дано описание рынка у Китай-городской стены, дающее нам представление о том, какое впечатление этот рынок производил на современников: «Близ стены Китая Цветошной рынок. Не воображайте, чтобы это был просто рынок, то есть наставленные горшки с цветами в беспорядке, или безобразные балаганы, наполненные вырытыми деревцами, кустами и банками; напротив, это огражденный перилами искусно планированный сад, где можно гулять между куртин по прекрасным дорожкам, можете сидеть на устроенных скамейках и любоваться Театральной площадью и огромным и великолепным портиком Театра; здесь в нескольких местах расставлены полотняные домики, взойдите в любой из них, и чистота и порядок удивят вас, банки цветов и плодовитых деревьев расставлены в порядке, как бы в лучшей оранжерее, вокруг сих домиков куртины различных форм, образованные из цветов в грунте и во множестве банок; до леем извивам дорожек расставлены банки с померанцами, лимонами и /различными- растениями, и во всем соблюдена приличность и симметрия, и все сие находится в ведении не иностранцев, славных садовников, но русских огородников. Каждый из них есть ученик природы, и каждый из них не уступит в познании садоводства лучшему иностранцу; спросите его, он вам скажет латинское и русское название каждого растения, расскажет правила посадки их и не возьмет с вас за это ничего, тогда как иностранец-садовник или просто семянщик хранит познания свои в тайне и желал бы, кажется, скрыть от покупателя самую щедрость и красоту природы. Цветошной рынок сей отделяется от стены Китай-города широким бульваром, образовавшимся также в 1825 г. Бульвар сей чисто содержится, дорожки усыпаются песком, в разных местах выкрашенные зеленой краской скамейки предлагают прогуливающимся приятное отдохновение».

А в начале 20 века на Воскресенской площади у китагородской стены разбили прекрасный розарий. Он тянулся до здания Гордумы. При строительстве метро он был уничтожен.



Фото кон.1890-х - 1900-х гг. Воскресенская площадь. Китайгородская стена.



Фото 1896 г. Воскресенская площадь. Извозчик и продавец кнутов. На заднем плане слева - Челыши, справа - китайгородская стена.



Фото 1902 г. А.А.Насветевича. Воскресенская площадь. Справа на заднем плане китайгородская стена.



Фото 1920-х гг. Вид на китайгородскую стену с Большого театра.



Фото 1959 г. Carl Mydans.



Фото 2007 г. tehi4ka. Бой китайгородской стены со стороны Театральной площади.



Фото 2007 г. brusnik. Бой китайгородской стены со стороны Театральной площади.



Фото 2007 г. hitrovka. Правильная палата и Китай-городская стена со стороны Театральной площади. В задумчивости под зонтом стою я.



Фото 2007 г. hitrovka. Фасад Правильной палаты с боя Китай-городской стены.



Фото 2007 г. dedushkin1. Бой китайгородской стены со стороны Театральной площади.



Фото 2009 г. tanyacher.



Фото 2009 г. tanyacher. Стена за гостиницей "Метрополь".



Фото 2009 г. tanyacher. Птичья башня.

А мы пришли с Вами к Птичьей башне. Происхождение этого названия я не знаю. И вообще надо учесть, что ряд названий башен носит условный характер (например, как раз вот эта - Птичья). Как их называли в средневековье неизвестно.



Фото 1890-х гг. Птичья башня. Справа Челышевские бани.
Птичья башня - единственная сохранившаяся башня китайгородской стены.

А слева от неё находятся Третьяковские ворота.



Фото 1900-х гг.
Третьяковские ворота - самые "молодые" ворота китайгородской стены.
Ворота вместе с пассажем и Третьяковским проездом построены на деньги купцов Третьяковых в 1870-1871 гг. (архитектор Каминский). Не забыв и себя, Третьяковы подарили городу удобный дополнительный проезд с Театрального проезда в Китай-город. И им самим стало удобнее добираться до своих владений в Китай-городе (плюс дополнительные торговые площади), и имя своё увековечили (и это помимо знаменитой художественной галереи), и городу хорошо - был разгружен вечный затор в Никольских воротах.



Фото 1881 г. из альбомов Найдёнова. Третьяковские ворота и Птичья башня (справа).
Слева храм Троицы в Полях, но о нём мы как-нибудь поговорим отдельно.



Фото 1890-х гг. Вид от Троицкой башни. Третьяковские ворота и Челыши.



Фото кон.1890-х гг. Вид на Челыши и Никольские ворота со стороны Театральной площади.
В подписи ошибка. Китайский проезд от Лубянской площади начинался.



Фото кон.1900-х гг. Вид от Троицкой башни. Третьяковские ворота и "Метрополь".



Фото 1913 г.



Фото 1931 г.



Фото 1932 г.



Фото 1928 г. А.Шайхета. Вид от Троицкой башни.



Фото кон.1920-х - нач.1930-х гг.



Фото кон.1920-х - нач.1930-х гг.



Фото нач.1930-х гг. Прясло китайгородской стены между Троицкой башней и Третьяковскими воротами.



Фото 1930-х гг. Третьяковские ворота и Птичья башня.



Фото 1934 г. Стены нет и ц. Троицы в Полях тоже...



Фото 1934 г. Какая там есть известная фраза по поводу вида на Москву из кабины бомбардировщика?



Фото сер.1940-х гг.



Фото 1951 г.



Фото 1959 г.



Фото 1959 г.



Фото 1960-х гг.



Фото 1981 г.



Фото 1984 г.



Фото 1969 г. Птичья башня.



Во время последнего ремонта. sevka1.

Современный вид:


Фото 2009 г. tanyacher.

Вот здесь мы с вами сделаем небольшую остановку. А завтра пойдём дальше и заодно постараемся выяснить откуда произошло название: "Китай-город".
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!

Театральный проезд, Китайгородская стена, дореволюционные фото, советские фото, старая Москва, Воскресенская площадь, Китай-город, советская Москва, Москва

Previous post Next post
Up