Книжку вот купила с рук на Ebay не столь давно - Class Act: How To Beat The British Class System за авторством ныне, к несчастью, уже покойной Линды Ли-Поттер. Вот такую книжку:
Как легко догадаться - книга о социальном расслоении в Великобритании. Ближайший аналог - "Наблюдая за англичанами" Кейт Фокс, но тут повествование куда менее научное и куда более личное. Как я давно люблю - о бедных и богатых, аристократах и плебеях, смешной претенциозности и верности себе. И пусть ни к социологии, ни к англичанам я не имею чуть более чем никакого отношения (да и в особые аристократы не мечу, была white trash и осталась, ёпт) - есть в этом что-то неуловимо завораживающее, мне нравится.
Интересно это читать - особенно с этнографическо-антропологической точки зрения. Вроде и не так далеко географически - но читается практически как хроники с какой-то другой планеты. Всё-таки английские социальные потрясения, войны и революции прошлись по социальному укладу далеко не таким слоновьим топотом, как российские. И там уже несколько сотен лет, в общем, крайне мало менялся социальный состав, и классовое устройство осталось плюс-минус зафиксированным законодательно и, если можно так выразиться, ментально. И те "плавильные котлы", что работали в России, в Америке и ещё в куче мест, как-то по большей части прошли мимо Англии. Потому и интересно - как своего рода атавизм, реликт, анахронизм - но поучительный, во всех смыслах.
Да, там до сих пор у каждой социальной страты есть свои неписанные, считываемые "кожей" культурные коды. Уже притчей во языцех стал пример такого кода - произнесение слова "туалет" (toilet) в "приличном обществе" однозначно клеймит человека как плебея. А как правильно? А правильно - "уборная" (lavatory). Этого вам не расскажут в вашем школьном учебнике английского! Как и наоборот, чересчур пафосный posh talk будет вызывать косые взгляды в более простой компании. Понимание этих самых культурных кодов, кстати, заставляет совсем по-другому взглянуть даже на английские молодёжные комедии - St. Trinian's, например, пересмотрела и совсем по-другому взглянула на внешние образы, манеры речи героинь, интерьеры и события... по итогу пришла к выводу, что стёб над пафосными boarding schools просто гениальный. Но без понимания подтекстов всё же не столь очевидный.
Причём даже несмотря на то, что современные, обусловленные социальные лифты вроде бы есть и работают (в конце концов, иные эстрадные артисты имеют денег побольше, чем у самой королевы), аристократизм как таковой остался на месте, став явлением не столько имущественным, сколько культурным. "Люди нашего круга" - для англичан отнюдь не пустые слова. Мало просто нанять дворецкого и горничную в свой большой дом - надо настолько давно свыкнуться со своим высоким положением, что без малейшей заминки идеальным командным голосом давать указания прислуге, например. И, да, утончённое оскорбление "нувориша", звучащее, дословно, "ему пришлось самому покупать себе мебель", цитируется и там. Нет, реально, в этом есть что-то совершенно инопланетное.
Да, там есть люди, которые настолько давно живут, окружённые прислугой и общественным вниманием, что они совершенно искренне могут не понимать, почему лифт в дорогом отеле может останавливаться на каких-то промежуточных этажах, когда они нажимали кнопку последнего. Да, там есть люди, которые не могут сами подобрать себе одежду - потому что за них это делает прислуга, вышколенная настолько, что куда лучше своих работодателей знает, какой прикид лучше подходит к какому случаю. И, да - что не делает им чести! - такие люди, несмотря на все их светские манеры, действительно могут воспринимать народ попроще как некий питательный субстрат для удовлетворения своих потребностей. В книге есть свидетельства того, как аристократичные юноши, заводя интрижки с девушками из простых семей, считали их исключительно объектом своего sex drive, и полагали ниже своего достоинства пойти с ними дальше домика для прислуги в поместье своих родителей (какое там "выйти в свет", вы чего?) - примеры межклассовых браков по сей день нечасты и зачастую несчастливы, и им даже посвящена отдельная глава. Жёны аристократов не возражали, если их мужья спали с какими-нибудь старлетками из шоу-бизнеса - но считали личным оскорблением связи с такими же аристократками (ведь это-то было было бы уже серьёзно!). Или хамили телеведущим на интервью: "Если бы у нас не было общество равенства, думаете, я бы сейчас разговаривала с кем-то вроде вас?" Как правильно замечает автор - "порода" кроется не в родословной, и даже самые "утончённые" персоны могут временами совершать исключительно naff и ill-bred поступки.
И тем забавнее, кстати, смотреть на то, как с подобными замашками пытается "подать себя" наш отечественный бомонд. Да, я долго читала и с трудом могла себе представить - а что же такое эти самые deb dances, про которые писалось, что там аристократичные невинные девы грациозно танцуют бальные танцы с уже набравшимися опыта по всяким простушкам, но не менее аристократичными мальчишками? Но вот пару дней назад, смотря с китайфона на беговой дорожке Fashion TV (каюсь, грешна, иногда посматриваю "фитнес-мотивашки" ради), увидела там видеоотчёт с "бала дебютанток", но уже из Москвы. Брррр... вы меня, конечно, простите, но я не увидела особых визуальных отличий от своего выпускного бала в провинциальной и изрядно гоповской школы 10 лет назад. Разве что платья у девок дороже, у кого Шанель, у кого Армани... но ровно те же раскрашенные лоснящиеся ряхи, манера речи, за километр выдающая косноязычность и быдловатость... и телеги отечественных гур стиля типа Эвелины Хромченко, про "билет в красивую светскую жизнь для избранных девушек Москвы". Чуть минералкой там на дорожке не поперхнулась, честно.
Возможно, я, конечно, Завидую (см. выше про патентованный white trash) - но, блин, смешно выглядит же! Учитывая, как и насколько у нас стёрлись все эти "вековые традиции", и как давно, простите, перееблись все возможные "породы" - выглядит это скорее потугами lower-middle class на "утончённость". Теми самыми потугами, что были неоднократно высмеяны в цитировавшемся и у Кейт Фокс, и у Линды Ли-Поттер стихотворении
"How to get on in society". Гениальное стихотворение, что в своё время, что сейчас, собравшее в себя все возможные штампы тех самых плебейских понтов с большими претензиями. Чисто интереса ради - а используют ли наши новоявленные "аристократы" на своих сборищах рыбные ножи? :)
Претенциозность, в общем - зло, камраден! А вот оставаться верным себе, и расти над собой, не пытаясь отрицать собственные корни - это, пожалуй, таки полезно, и тут я целиком и полностью согласна с автором. И да будет так!