Вернулся с авиасалона МАКС-2011. Там сегодня мы подписали четырехстороннее
соглашение между Роснано, Объединенной авиастроительной корпорацией, Всероссийским научно-исследовательским институтом авиационных материалов и нашей проектной компанией Композит. По сути, мы договорились о стратегии совместной разработки и внедрения в отечественном авиастроении современных композиционных материалов, которые: а) существенно легче алюминия и титана, и б) превосходят традиционные материалы по прочности.
Без композитов современное самолетостроение представить себе уже невозможно. Представленный на МАКСе Dreamliner - Boeing-787 - состоит из композитов на 52%.
Вопрос стоит предельно жестко: либо мы будем производить в России современные композиционные материалы, либо мы потеряем российское авиастроение. Поэтому в 2009 году мы создали компанию «Композит», которая занимается разработкой и производством высокопрочных материалов на основе углеродных волокон. Кстати, инициатива создания такой компании принадлежала президенту Объединенной авиастроительной корпорации Михаилу Аслановичу Погосяну. А научную основу производства под руководством академика Евгения Николаевича Каблова обеспечивает крупнейшее в стране материаловедческое предприятие - ВИАМ, которое уже 79 лет разрабатывает материалы для авиастроения.
Так вот, сегодня мы - М.А. Погосян, Е.Н. Каблов, Л.Б. Меламед и А.Б. Чубайс, по сути дела, утвердили «дорожную карту» создания в России кластера инновационных композиционных материалов.
После подписания Михаил Погосян показал павильон с самыми последними разработками ОАК.
Это салон нового ближне-среднемагистрального пассажирского самолета МС-21, который должен заменить Ту-154
Мне разрешили посидеть в кабине пилотов
Конечно, я не мог, побывав на МАКСе, не посмотреть самый большой в мире пассажирский самолет А-380.
Машина, конечно, впечатляет. Представьте себе 850 человек - целый пассажирский поезд. А-380 способен перевезти их всех на 15 тысяч км.
Что интересно, на А-380 можно устанавливать два варианта двигателей. Это зависит от предпочтений заказчика: одни авиакомпании традиционно работают с Rolls-Royce, другие с Engine Alliance. На этом самолете установлены двигатели EA
Прилетевший на МАКС самолет - учебно-испытательный. Поэтому внутри - только приборы и оборудование
Не удержался и опять забрался в кресло пилота. Особые ощущения
И снова о композитах. В А-380 их доля - 25%. Так вот, Михаил Асланович Погосян говорит, что уже во втором поколении SUKHOI SUPERJET - SSJ-130 - доля композитов тоже будет составлять 25%. А я твердо знаю - если с Погосяном договорился, так и будет.