В одном из прошлых постов я уже делал выкладки относительно эффективной дальности стрельбы в космосе. Но тогда я исходил из предполажения, что корабли могут маневрировать с перегрузкой в 5, а то и 10 же. А это означает чудовищную тягу двигателей, к которой ВАСИМРЫ и плазменники не добируться ещё очень долго. Поэтому следует рассмотреть случай, когда ускорение кораблей значительно ниже 1 же . Посмотрим что у нас выходит при максимальном ускорении в 0,5 же.
Зона эффективного огня увеличивается в 10 раз. Фактически из лазера можно стрелять на такое расстояние, на какое его можно сфокусировать, а из массдрайвера - на такое, на какое его можно нацелить. Возможность для манёвра у целей очень низка, поэтому в качестве оружия прокатят даже мелкокалиберные лазеры и масс-драйверы.
Другое дело, что мелкие корабли с лёгкой бронёй вообще в этом случае строить не имеет смысла. Потому что на дистанции 1 световая секунда за две секунды между отражением луча от корпуса и поражением его лазером 50-метровый корвет просто не успеет сместиться на величину своего корпуса. Есть смысл целиком и полностью полагаться на броню и лазеры ПВО. Впрочем нет - только на броню. Истребителей в этом случае просто не будет - их маневреность тоже будет слишком низкой. Не будет и ракет - на близких расстояниях лазеры и массдрайверы эффективнее, а на расстояние, на котором они уже не достают химическая ракета не долетит, а ракету с каким-либо магнитореактивным движком при таком уровне техники просто не создать. Корветов, скорее всего, тоже не будет - слишком тонкая броня.
Но это ещё не всё. В таких условиях отношение максимального ускорения кораблей к их максимальной скорости - просто смешное. А это значит, что корабли, летящие, скажем, от Юпитера к Земле должны либо очень долго тормозить, что глупо, но всё же делать надо, либо смириться с тем, что времени на атаку им будет отведено всего ничего, после чего они проскочат
куда-то далеко. Так что в этом случае всё будет решать правильный первоначальный расчёт и по большому счёту космические битвы будут длиться всего одну атаку, да и зачем больше, если для автоматических систем наведения обоих сторон цели будут представлять сидячую утку?
Отсюда мне видится такая картина развития военно-космической мысли. Космические банки будут увеличиваться в размерах и быстро обрастать бронёй, противолазерной пеной и прочими примочками. Лазеры и масс-драйверы будут оставаться основным оружием кораблей. Причём калибр и конструкция их будет постепенно меняться паралельно с ростом брони. Основное направление будет увеличением дальности стрельбы.
Основной вид боевых действий - снайперская дуэль (или не дуэль как посмотреть) двух флотов из тяжёлых крейсеров и бетлшипов. Лёгкие крейсера будут иметь ну очень вспомагательную роль и, пожалуй, единственные будут обмениваться ракетными залпами из химических ракет с ядерной БЧ на близком расстоянии. Ну иногда и по крупным кораблям ядерной боеголовкой бить будут. Но основным назначением ракет будет поражение наземных целей. Здоровенный бетлшип вполне может выгрузить сотню ракет с ядерными боеголовками и остановить их все будет крайне проблематично. В этих условиях большую роль будут играть космические станции - они и ракеты с помощью лазеров ПВО собьют и с бетллшипами сражаться могут - благо для этого маневрировать не нужно.
Но по мере того, как будут развиваться двигательные технологии (двигатели будут становиться меньше, экономичнее и мощнее) экипажи линкоров с удивлением начнут обнаруживать, что на определённых расстояниях по новым скоростным корветам и лёгким крейсерам противника попасть практически невозможно, тогда как они могут расстреливать вооружение о оборудование их кораблей сколько влезет. Теперь смысл жертвовать защищённостью ради маневрености будет. Для устаревшего линкора с максимальным ускорением 0,3 же корвет с ускорением 1,5 же покажется бешеным зайцем. Возможно даже появится корвет-убийца линкоров, единственным вооружением которого будет мощный масс-драйвер или лазер.
Ответом на это безобразие станет ПКШ - противокорабельная шрапнель, находящаяся внутри снаряда крупнокалиберного масс-драйвера, которые к тому моменту будут иметь солидный калибр. Тем временем битвы будут становится всё продолжительнее, а флоты сходится всё ближе. Станции будут становится всё менее конкурентоспособными. Рост маневрености позволит строить всё меньшие и меньшие корабли, пока какая-то хитросделаная звёздная нация не построит канонерку. Приблизительно в это же время кто-нибудь додумается, как втиснуть сверхмощный двигатель и источник энергии в корпус ракеты и эпохе снайперского огня начнётнаступать постепенный, но неотвратимый песец. Ракеты начнут летать всё дальше, быстрее и маневренее. Ими вооружат скоростные корветы и канонерки. Мелкокалиберные массдрайверы вымрут. Бетлшипы ощетинятся кластерами ПВО и начнут терять броню в пользу маневрености. Некоторые из них начнут нести канонерки на своей поверхности, а потом и во внутренних отсеках. Сами канонерки (не все, часть останется тяжёлыми) начнут эволюционировать в истребители. С ними появятся и носители.
Бетлшипы начнут уходить со сцены, уступая место ракетным крейсерам, оснащённым десятками пусковых установок ( хотя и лазеры с массдрайверами остануться). Бои станут очень маневренными и динамичными. Первоначальный план в исходе битвы будет значить очень мало...
А дальше..... А дальше я расскажу дальше, когда созрею. Там будут щиты, гравикомпенсаторы и гиперпрыжки.