(Продолжение, предыдущая часть
тут.)
Антисоветский идеологический миф
Как видно и из названия, антисоветский миф - это миф, анатагонистический советскому мифу, то есть его анти-миф. И это определяет его главные черты.
Попытки альтернативного осмысления сути советской системы усиливались по мере того, как росло разочарование советских людей в советской идеологии.
Хотя идейно несогласные с советской властью существовали всегда, но массовая публичная попытка выразить несогласие стала возможна только после смерти Сталина и разоблачения сталинщины самой властью ("осуждения культа личности", как это называлось на советском языке). Поколение "шестидесятников" впервые поставило под сомнение принцип "дело революции важнее всего" (="лес рубят - щепки летят"). Шестидесятники отказались считать человека щепкой, поставили человечность выше революционной целесообразности, и тем самым посягнули на советскую иерархию ценностей. Однако, пытаясь создать альтернативную идеологию, шестидесятники оставили неизменным лежащий в ее основе миф. Они по-прежнему верили в коммунизм, чтили революцию отбросив Сталина, апеллировали к Ленину и Марксу, и не отрицали базовый конфликт Пролетариата и Буржуазии. Поэтому выстроить последовательную идеологическую систему шестидесятникам не удалось .(Подчеркнем, речь не идет об индивидуальном осмыслении, в поколении были люди с очень разным уровнем и направлением взглядов.) К тому же возможности публичного выражения идей были ограничены цензурой.
В первый период эпохи гласности и перестройки шестидесятники вновь вышли на сцену и смогли уже бесперепятственно предъявить свои идейные наработки. Те из них, кто сохранил приверженность к марксизму, продолжали рисовать хорошего Ленина в противовес плохому Сталину. Однако были такие, кто пошел дальше. Этой радикализации сильно способствовали массовые настроения советской интеллигенции. Выросшая в большинстве своем уже в послесталинскую эпоху, она застала советский миф в нелучшую для него пору. Стиль советский пропаганды способен был отвратить даже самого благонамеренного человека, к тому же, как уже говорилось, объяснительная сила советского мифа была серьезно подорвана. Самым наглядным был контраст между советской действительностью и жизнью на Западе (особенно как она виделась через призму иностранных фильмов) . Сравнение витрин магазинов давало однозначный результат - на Западе лучше. Слово "импортный" для характеристики товара стало знаком качества. К тому же на Западе были такие разнообразные и явные блага как демократия, многопартийность, свобода слова, голливудское кино, рок-музыка и т.д. Массовое признание этих преимуществ (причем признание не только в среде интеллигенции) было хорошей почвой для популярности радикального варианта антисоветского мифа. В условиях, предоставленных горбачевской политикой гласности, переход к нему произошел очень быстро.
Радикальный антисоветский миф построен на полном и последовательном отрицании советского. Для марксистов в основе современной истории лежит борьба Труда и Капитала, в антисоветском мифе главный конфликт эпохи - борьба Свободы и Тоталитаризма (при этом СССР, социализм, все советское - это лагерь Тоталитаризма, а Запад, Европа, капитализм - это лагерь Свободы). Частная собственность - не Проклятие, а главное Благо. С отменой частной собственности наступило не начало светлой эпохи (как учили в СССР), а произошло отпадение от Цивилизации. Членение времени здесь таково: до 1917 года Россия шла по правильному, демократическому пути, и принадлежала к Западному цивилизованному миру. Но большевики столкнули Россию в бездну Тоталитаризма, уничтожили свободу и демократию. Так началась черная эпоха истории, которая должна завершиться победой Свободы и возвращением России в Европу.
Все достижения советской эпохи - пятилетки, победа в войне, освоение космоса и т.д. - по большей части мнимы (раздуты пропагандой), либо же объясняются чудовищными репрессиями, обманом и гигантскими ресурсами, в первую очередь человеческими. Если в советском мифе все достижения СССР объяснялись правильной коммунистической идеологией и руководящей ролью вождя, то в антисоветском все провалы и преступления объяснялись тем же самым - ложной коммунистической идеологией и идеологией и борьбой вождей за власть. Под влиянием порочной идеологии была построена неправильная система и на каждом шагу принимались неверные или просто преступные решения. Не нужно было делать революцию, не нужно было отменять НЭП, не нужно было устраивать коллективизацию, не нужно было заключать пакт с Германией, не нужно сеять кукурузу и распахивать целину и т.д. Все это ложь, ошибки и преступления.
Если в советской идеологии культивировался коллективизм, то в антисоветской - индивидуализм. Советский строй был основан на примате государства - здесь отталкивание от всего государственного и государства как такового. Государство вечно всюду лезет и все портит, его нужно как можно сильнее ограничить. Вместо него должны быть Рынок и Демократия, эти чудодейственные средства решат все проблемы (примеры на Западе).
В советском представлении внешней политики СССР (позже - "лагерь социализма") был окружен враждебными государствами ("враждебное окружение", "кольцо врагов"). Отрицание выглядит так: мы сами виноваты, что поссорились с "цивилизованными странами". Нужно вернуться в семью, которую мы опрометчиво покинули и которая нас ждет почти что с распростертыми объятиями. Наступит мир, дружба и братство.
Язык антисоветского мифа - это результат отталкивания от советского, смены знаков. Коммунизм - плохо, капитализм - хорошо. Коллективизм - плохо, индивидуализм - хорошо. Советское ("совок") - плохо, тут отсталость, убогая серость, дрянь, гниль. Западное ("цивилизация","нормальные страны") - это хорошо, это настоящее качество, комфорт, высший класс, образец и мечта.
Один из ключевых для советской идеологии сюжетов - Великая Отечественная Война и Победа. СССР в этой войне представлял передовое общество (социализм, мир Труда), Германия - худшее из мира империализма. Победа СССР была достигнута благодаря передовому строю, правильной идеологии, руководству Сталина (в позднем варианте - руководству Партии).
В антисоветском мифе война - это столкновение двух представителей Тоталитаризма, которые оба хотели завоевать мир Свободы. Тут Сталин=Гитлер, коммунизм=фашизм=тоталитаризм. Победа достигнута вопреки коммунистической идеологии, вопреки Сталину и советской системе, ценой немыслимых жертв. Некоторые считают, что победы не было вовсе (то, что было - не победа, раз принесены такие жертвы, да и побежденные живут лучше нас). Самые радикальные высказывают убеждение, что победа Германии над СССР была бы лучшим исходом - это уничтожило бы коммунизм. (Заметим, что с позиции радикального антисоветского мифа это вроде бы логично - ведь если советский тоталитаризм был полным отрицанием Запада и Частной Собственности, то Германия хоть и отошла от идеалов Свободы, но осталась страной запада и частная собственность там продолжала функционировать).
(Продолжение
следует.)