Медвежьегорск и финские оборонительные сооружения.
На пятый день #onegoexp2015 наш экипаж оказался в Медвежьегорске. Этот небольшой городок расположен на самом севере Онежского озера.
* *
Его история насчитывает без малого один век, только в 1916 году было принято решение о строительстве железнодорожной станции возле Медвежьей горы.
Здание вокзала сохранилось с тех пор, не смотря на войны, которые ему довелось увидеть на своём веку.
В настоящее время станция "Медвежья гора" представляет собой довольно крупный железнодорожный узел.
Выход железной дороги к Онеге, Беломорско-балтийскому каналу и возможность строительства порта сделали Медвежью гору важным стратегическим пунктом на карте России и Советского Союза. К 1939 году поселок разросся и было принято решение о присвоении ему статуса города.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, 5 декабря 1941 года в город вошли части Финской армии. Дальше Беломорканала пройти им не удалось, но чтобы закрепиться на этих рубежах, финны построили укрепрайон, который растянулся более чем на пять километров в ширину и на два км в центре.
В настоящее время сохранились остатки 40 оборонительных сооружений, вырубленных в скалах. Их соединяют ходы-траншеи, так же вырубленные в горных массивах. Их уже сложно разглядеть, всё поросло деревьями и травой.
А вот противотанковые укрепления до сих пор хорошо сохранились.
С основного рубежа открывается прямой вид на порт и железнодорожную станцию. В то время деревьев на склонах гор не было и вид они не закрывали.
Здесь были установлены крупнокалиберный пулемет и пушка. Свою задачу они выполняли хорошо и советским войскам удалось вернуть контроль над этими высотами только 23 июля 1944 года.
Обойти все сооружения нам не удалось ввиду их большой протяженности, но вот искусственная пещера “Казарма” впечатлила!
Сколько труда потребовалось, чтобы вырубить в скале, а потом ещё и отделать бетоном такое помещение, в котором могут свободно размещаться более двухсот человек с приличным парком техники и вооружений! В ворота мы могли бы въехать на нашем Ford Explorer!
Кто догадается, что это за круг на скале?
Ежегодно в конце июля в программу празднования дня города включается военно исторический фестиваль “Карельские рубежи”, где воспроизводится картина освобождения города Советскими войсками.
Вид с этой горы открывается великолепный, кажется, что лес простирается далеко-далеко и его просторы безграничны. Но это не так. По рассказам местных жителей, леса вокруг Медвежьегорска уже давно вырублены, а замещающие лесопосадки не проводились с 90-х годов прошлого века, никто не хочет задумываться о будущем. Сейчас лесоперерабатывающие предприятия в городе вынуждены закрываться одно за другим. К сожалению, в последние годы наблюдается значительный отток населения из города. Может, всё потому, что всё меньше почтения к "Духу леса"? Видите "лицо" на скале?
Но, несмотря на всё это, город активно живёт, на улицах чисто, работает вся инфраструктура. Жаль, что мне не удавалось фотографировать, я был за рулем. Но Медведя, ставшего символом города, сфотографировать на телефон я, всё же, успел.
Мы весьма неплохо пообедали в одном из кафе, где прямо за столиком заполнили конверты и открытки для тех, кто дал нам свои адреса
и отправили корреспонденцию из местного отделения Почты России.
Заехать к месту, где в 1984 году снималась кинокартина "Любовь и голуби" мы не успели. Кстати, в Медвежьегорске, благодаря красивым местам, снималось довольно много фильмов:"Четвёртая высота", "И на камнях растут деревья", "Охота на пиранью", "Платина 2".
После Медвежьегорска в этот же день нам предстояло преодолеть много километров до Беломорска, где находятся знаменитые Беломорские петроглифы. Рассказ о них впереди!