Flexible Fall Pipe Vessels - суда для отсыпки грунта и камня при различных подводно-технических работах, например, при прокладке подводных трубопроводов и кабелей; самое большое на сегодняшний день судно такого типа - т/х «NORDNES».
![](http://i073.radikal.ru/0902/2e/7d4f59f96bbf.jpg)
кликабельно, взято с
http://www.shipspotting.com Для отсыпки камня и гравия судно оборудовано специальным гибким шлангом, установленным в центральной части, через который производится выгрузка, и из-за которого суда и получили свое название. Сквозь все грузовые трюма проложен конвейер, по которому груз через носовой элеватор и специальную стрелу с транспортерной лентой подается к накопительному бункеру на палубе в средней части и затем поступает в приемное отверстие гибкой трубы.
![](http://i081.radikal.ru/0902/93/e0782a02b6c2.jpg)
Чтобы обеспечить требуемую точность и аккуратность укладки грунта на больших глубинах необходимо зафиксировать нижний конец грузового шланга над точкой укладки.
Положение разгрузочного шланга контролируется закрепленным на его нижнем конце дистанционно управляемым модулем - ROV ( Remote Operated Vehicle).
![](http://s56.radikal.ru/i152/0902/d4/7d95ec5ff887.jpg)
Для удержания судна на точке работ оно снабжено системой динамического позиционирования класса DP-2, среди прочего включающей в себя 6 подруливающих устройств: 3 туннельных подруливающих устройства в носу, одно - в корме, и две выдвижные полноповоротные колонки в корму от места установки грузового шланга.
До 2003 года судно называлось «KVITNES» и было самовыгружающимся балкером, но в мае 2003г., по завершению значительного переоборудования, оно приобрело нынешний облик и имя «ROCKNES».
![](http://s45.radikal.ru/i108/0902/dd/a82b6c0da9bb.jpg)
кликабельно
Переоборудование, помимо прочего, включало в себя следующее:
- Модернизация движительного комплекса и системы динамического позиционирования (к имеемым двум подруливающим устройствам были добавлены еще два тоннельных подруливающих устр-ва в носу и две выдвижные полноповоротные колонки в середине кормовой части корпуса).
![](http://s43.radikal.ru/i100/0902/a0/6421ddddb59b.jpg)
- Установка оборудования для отсыпки грунта (трюм №5 был разделен четырьмя палубами, на которых устроили различные помещения для обеспечения рабочего процесса; по правому борту трюма №5 и частично в примыкающем к нему справа балластном танке была оборудована шахта для спуска грузового шланга и подводного аппарата).
![](http://s58.radikal.ru/i161/0902/92/cda1d50504d9.jpg)
- Увеличение экипажа с 20 до 50 человек (переоборудование надстройки, установка дополнительных спасательных шлюпок и т.п.)
Грузовой шланг или труба, через который осуществляется отсыпка, представляет собой металлические конические направляющие (типа ведра с выбитым дном, высотой 2250мм и диаметром широкой части 1100мм), соединенные между собой цепями. Длина «шланга» - 1300м.
![](http://s59.radikal.ru/i164/0902/a2/a2dc3b56744c.jpg)
кликабельно
ROV представляет собой подводный аппарат, снабженный четырьмя винтами в фиксированных насадках, соединенный с судном тремя трос-кабелями. На ROV может быть установлено различное оборудование для контроля процесса отсыпки: телекамера, гидролокатор бокового обзора, батометр и пр. Посредством трос-кабеля информация с установленных приборов передается в пост управления.
Размеры аппарата: высота - 4.0 м, диаметр - 3.8 м, вес - 15.0 т.
![](http://s40.radikal.ru/i088/0902/5a/ba35e197a94b.jpg)
![](http://s51.radikal.ru/i134/0902/58/0ce11554ee37.jpg)
кликабельно
19 января 2004 года при следовании с грузом щебня из норвежского порта Skalevik в немецкий Emden т/х «ROCKNES» в проливе Vatlestraumen юго-западней Бергена из-за касания подводной скалы получило несколько пробоин в днище и перевернулось в считанные мгновения (об этом
здесь).
В результате аварии погибло 18 из 30 находившихся на борту человек.
Судно было поднято, по завершению восстановительного ремонта переименовано и сейчас продолжает работать под именем «NORDNES».
![](http://i011.radikal.ru/0902/92/942a7562a5ad.jpg)
ТТХ т/х NORDNES
Длина - 166.3 м
Ширина - 24.5 м
Осадка - 10.5 м
DWT - 28,115 т
Грузоподъемность - 25,500 т