«Начнем братие непорочный пост, иже есть душам спасение, поработаем Господеви со страхом, елеем благотворения главы помажем и водою чистоты лица умыем, НЕ МНОГОГЛАГОЛАНИЕМ В МОЛИТВАХ, но якоже научихомся, тако и воззопием: Отче наш, иже еси на небесех, от лукавого избави нас!» Стихира из великопостной Триоди.
(Это не мнение Церкви, а мой личный субъективный взгляд, так как взгляд на молитву бывает очень многообразный).
Первые дни Великого Поста. И началась шаблонно торопливыми чтецами сухоспрессованная, пустопорожняя, бессмысленная и ненужная перегонка богослужебных текстов далекого прошлого. Ого, а текстов накопилось за тысячелетия и столетия много. Мы приходские храмы норовим не отставать от служб в великих монастырях - Почаева, Киева, или Троице Сергиевой лавры, где два, а то и три полносоставных хора, десятки иеромонахов и чтецов. А мы своим маленьким хором тянемся, тянемся... И получается у нас не богослужение, а сплошной коллективный невроз и карикатура на богослужение...
Самое антиевангельское богослужение - это богослужение Великого Поста! Так есть! Почему? Да, потому что сам Господь наш Иисус Христос запрещал в резкой и категоричной форме длительные молитвы. Забыли. Забыли Евангелие
Религиозные тупички из которых не выкарабкаться. А, нужно начинать...
Наши храмы в райцентрах, год от году, делаются все пустыннее и малолюднее. Причин этому много. Это и открывшиеся множество новых храмов не востребованных запросами духа народного, и общий процесс дехристианизации(христианство выветривается, выгорает), секуляризации в странах Европы и вообще в мире… и проч… Но, я замечаю также одну особенность в наших храмах(в райцентрах) - люди хоть и меньше, но все же заходят. Заходят и уходят. Вот, идет рядовое воскресное, или срединедельное богослужение, даже в праздники, человек зашел, постоял помолился поставил свечу, еще постоял благоговейно, какое то время и перекрестившись ушел. Стоят до конца только старушки, выключенные из активной жизни, ну еще психически больные(это отдельная тревожная тема!), которым идти кроме храма больше уже некуда. Никто из вошедших молодых в храм людей не стоит службу до конца. Почему? Да, потому что служба сия, не обращена к человеку ни одной своей гранью, человек никоим образом не может в ней участвовать, или расспросить, задать вопрос; или если не участвовать(ладно), так хотя бы понимать ее смысл...
Часто бывает так, что за строгой и неукоснительной преданностью форме, церковному уставу, священник прячет свой бедненький, бледненький духовный мирочек. Батюшке, кроме как держаться устава, сказать, предложить людям нечего, у него нет собственных озарений, нет личных духовных прозрений и тогда он прибегает к тому, что накопилось за многие столетия, даже тысячелетия. Ого! А накопилось много текстов обратившихся в огромные склады, целые залежи пласты окаменелостей разных периодов церковной истории. При помощи швейной машинки(псаломщицы) выдает эти окаменелости-тексты на гора. Но тексты сами по себе мертвы, их нужно оживлять собственной харизмой. Вот почему читается в церквах долго, предолго, и торопливо и бегло, а люди стоят, стоят ничего не понимая и в конце концов уходят.
Продолжительность церковных служб не должна отуплять, одурять и не должна опустошать наши храмы. Богослужение сегодня должно быть молитвенным и недолгим. Сколько раз приходят в храм люди, стоят, стоят, силятся что то понять, но слышат только скороговорку-тарабарку шаблонно торопливого чтеца и в конце концов, ничего не понимая, поставив свечку и перекрестившись уходят. Эфект такой службы, ну, прямо таки отрицательно нулевой, антимиссионерский. Это еще мягко сказано. Это мое мнение. Хотя, я знаю, большинство людей в церкви любят длительные уставные богослужения и находят в этом для себя источник жизненного вдохновения. Ну, честь и хвала их бодрствованию и подвигу. Бог же в мире проявляет себя в многообразии форм бытия. К церковной миссии, и к богослужению в том числе, должны быть разные подходы.
Мне рассказывали, как однажды в Троице Сергиевой Лавре, богомольцы встретили одного странника - монаха с гор Кавказа. Их внимание привернуло просветленное, полное блаженства лицо этого человека. Заинтересованные богомольцы спросили у него: "О чем вы молитесь? Что вы просите у Бога в данный момент?" И он ответил: "Ничего! Ничего не прошу. Я просто живу в присутствии света Божия, блаженствую и созерцаю. Все что мне нужно Бог мне, вот, сейчас в изобилии посылает. А просить у Бога нечто большего, это неделикатно, да я и не уверен что это полезно мне..."
Поистине, самое высокое молитвенное состояние духа, которое только может быть у человека!
И тут, в пику, митрополит Антоний вспоминается... Митрополит Антоний Сурожский из своей богатейшей пастырской практики, рассказал случай, можно сказать урок духовный, который он преподал и взамен получил от своих прихожан.
Молитва бывает созерцательная, без слов, умная молитва, просто сияние чистого разума сознания…
Из его книги «Школа молитвы». Раз к нему заявляется целеустремленная старушка с молитвенником: «Владыко я года четыре молюсь по этой книге: «Дай Боже что бы я была такая, да что бы мне было такое, да чтобы другим было то… и вот, знаете, не очень уверена что Бог слышит мою молитву?! Вот, не уверена и все. (Тарабарщина какая то!) Что мне делать?» «А давали ли вы Богу вставить Свое слово в вашу молитву?» «О! А, как это? Я об этом и не подумала!» «Ну, вот когда приедете домой, в следующую ночь затеплите лампаду перед образами, или свечу, закройте свой молитвослов, отложите его и просто посидите в тишине Божественного присутствия…»
Через какое то время она опять приходит к нему, и благодарит за молитвенное научение. «В первую ночь, когда я сидела в тишине безмолвия, я ясно, явственно ощутила присутствие Бога… пошли хорошие мысли и я пережила невиданное доселе блаженство». Потолка словно не стало, и надо мной глубина звездного неба… И я поняла - жизнь вихрь внешних вещей и внутренняя пустота. Храни покой ума, не поддаваясь никаким устремлениям, и суетные наши просьбы, желания отпадут и исчезнут. Бог знает прежде нашего прошения, чего нам требуется и по мере необходимости подает их нам.
Прекрасно говорит о молитве митрополит Сурожский Антоний: «Дайте Богу сказать, не заглушайте Его голос своими молениями, помолчите, когда молитесь».
В Талмуде описывается состояние покоя созерцания, как в древности благочестивые люди, прежде чем начать молиться, час пребывали в молчании. Молчание важно и для каждого из нас, потому что иначе мы не войдём в присутствие Божие. Слово «час» не обязательно понимать в астрономическом значении - на деле это могут быть три-четыре минуты, но обязательно иметь в виду, что какое-то время для молчания абсолютно необходимо каждому.
"Над строками Нового Завета" о.Гоергий Чистяков.
Прекратите постоянно повторять Богу - дай, и не останется ничего не ясного, чего бы мы не могли осознать, что нам нужно. В момент внутреннего духоозарения Божественным Светом, вы ощутите, как уходите за пределы всего кажущегося, призрачного и суетного. Даже находящегося в церкви.
«Пред иконой склонивши колена, помолись при ночной ты тиши,
Бог невидимо будет с тобою, скорый врач - исцелитель души!»
Народная псальма.