АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ ЛИБЕРАЛ

Jan 29, 2013 05:28




Сегодня приходится с горечью наблюдать во что выродилось современное монашество лавр и монастырей. Форма, чин, строй, шик, блеск! Каждый постригающийся мечтает об архиерействе, запасаясь мантиями, клобуками с крепдешиновой крипой, рясами с бархатными воротниками -оплечьями, ризами, митрами и прочими внешними формами, очень далекими от настоящего, внутреннего, духовного монашества.

Посему в монастырях сейчас очень редко встретишь незлобивых, свободных, просветленных людей. Все напряжены, словно струна натянуты, мрачны, часто недоступны и необщительны, ушедшие глубоко в себя, стремящиеся соблюсти правило, чин, форму. Все такие задавлены, словно дверьми зажаты. И, как правило, многие очень скоро ломаются и десятками покидают монастыри, уходя Бог весть куда. А все дело в том, что не с того начали…
В день памяти Аввы Антония великого, основателя христианского монашества, мне хочется взглянуть в начало начал, в корень, в его происхождение… взглянуть и сравнить… сказав еще и еще раз, что монашество - это философия жизни, образ бытования. Неучастие в соревнованиях, бешеных гонках, темпах мира.

Некий охотник, охотясь в пустыне на диких зверей, зашел в лавру Антониеву и увидел, как авва Антоний весело и остроумно шутил с братиями - соблазнился. Старец, желая преподать ему ценный духовный урок и уверить его, что нужно иногда давать послабление братии, говорит ему: "Положи стрелу на лук свой и натяни его". Он сделал так. Старец говорит ему: "Еще натяни". Тот еще натянул. Опять говорит: "Еще тяни". Охотник отвечает ему: "Если я сверх меры натяну лук, тот он переломится". Тогда старец говорит ему: "Так и в деле Божием: если мы сверх меры будем напрягать силы братий, то они скоро расстроятся. Посему необходимо иногда давать хотя некоторое послабление братии". Охотник, услышав это, пришел в сокрушение и пошел от старца со многой пользой. А братия, подкрепившись, возвратились в свое место.
*
Авва Антоний, скажу и это не будет преувеличнием - самый великий неформал, если можно так сказать и либерал. Представьте себе, что основатель пустынножительства, мерило монашества, во! парадокс, во! абсурд - не имел даже пострига, уже об одежде и не говорим. Ходил в простой мирской одежде.
Постриги, форма монашеской одежды, ее зачатки начались уже на столетие позже у отцов Пахомия и Харитона. У нас, повторюсь, сегодня, монашество формальное. Гонятся за внешним, за формой, а внутреннее богатство духа, в том числе и незлобие со смирением, увы, что то не усматривается. Итак я понял: монашество не может быть массовым, организованным, монастырским. Это редкий дар от Бога и очень одинокий путь.
Идеал неформального монашества очень хорошо выразил апостол Павел в своем послании к Фессалоникийцам: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь» (1Фесс.5:16-21)
Previous post Next post
Up