Сияние

Mar 31, 2009 00:01

Среди моих знакомых нет человека, не смотревшего фильм "Сияние" с Джеком Николсоном.
Так что давать рецензию на этот фильм глупо, да я и не собираюсь.
Хочу рассказать о другой экранизации, ну и сравнить его немного со старым знакомым.

Итого, предмет рассмотрения - трёхсерийный фильм, снятый в 1997 году. Из внешних плюсов - автор сценария Стивен Кинг. И минусов - отсутствие звёзд в ролях.
Формат - минисериал, 3 серии по 1.5 часа, т.е. примерно в 2 раза длиннее первой экранизации.

Надо сказать, увеличение экранного времени пошло на пользу. Нет никакой лишней размазни, но добавлены ньюансы, весьма сильно изменяющие ощущение от фильма.

Общее впечатление от фильма - настоящий мистический.
Посмотрев первое "Сияние", лет примерно 20 назад, поставил ему mem - "нестрашный фильм ужасов". Кто не помнит, "Сияние" проходил тогда по разряду ужастиков. Посмотрев его в более зрелом возрасте, добавил к этому мему ещё один "вот так сходят с ума". В сущности, "Сияние" Кубрика - это спектакль одного актёра. Все остальные там настолько на вторых ролях, что их лица даже не запоминаются. Пересмотрев по третьему разу то старое "Сияние", с удивлением посмотрел на актрису, игравшую жену героя - "это она, что-ли?"... Только повар-негр там более-менее запоминающийся, да и то, исключительно за счёт на редкость идиотского выражения лица, но никак не за счёт актёрских талантов.

Краткий сюжет фильма Кубрика в моей трактовке - старый писатель приезжает в заброшенный отель, где постепенно сходит с ума. Небольшой антураж, в виде рек крови, ясновидящих мальчика и негра, - это просто мизансцена, на которой всё и происходит.

В сериале всё иначе. Главный герой там - мальчик. Папа проходит по разряду героев второго плана. И оказывается, кстати, положительным. В итоге. Впрочем, хэппиенд несколько портит впечатление от фильма, но что есть то есть.
По ходу фильма мистики, реальной мистики (как я её понимаю), хоть отбавляй. Что радует - это не тупые голые мертвецы, бегающие по фильмам ужасов с ножами и топорами, а что-то в духе поттерианы. Оживающие предметы не в пример натуральнее и многочисленнее, чем у Кубрика. Вместо лишённого мистики лабиринта у Кубрика - оживающий кустарник. Вместо топора, появляющегося неизвестно откуда только в самом конце фильма, - молоток, интрига вокруг которого постепенно нагнетается и акцентируется. Ночной бал мертвецов - красочнее и интригующе.

Спецэффекты, за исключением мистических сцен, - очень слабые. Взрывающийся отель очень неубедителен - сразу видно, что горит фанерная поделка. Но всё, что касается малых форм, - весьма на уровне. При этом эффект достигается не за счёт моря крови, на которые напирает первый фильм, а более тонко.

Ещё из минусов - актёр, игравший Джека Торрентса, Стивен Уэббер, во многих эпизодах копирует Николсона. Некоторые сцены, например проламывание двери, как под копирку. Идеальным сочетанием возможно(!) был бы сценарий этого сериала и Николсон в роли Торрентса. Впрочем, для Торрентса 1997 года Николсон уже слишком стар, да и нельзя в одну реку войти дважды. Однако это вполне компенсируется игрой Ребекки де Морней, сыгравшей жену намного более ярко, чем Шелли Дювальд в первом фильме.

Кто читал "Сияние" Кинга - какая трактовка ближе к тексту книги?
Впрочем, это вопрос риторический. Если Кинг писал сценарий сериала, он видимо понимал, что делает.

В общем - несмотря на отсутствие звёзд и невзирая на мою любовь к Николсону, по совокупности параметров считаю этот сериал намного более удачным фильмом, нежели фильм Кубрика.

Всем спасибо, все свободны.
Скачать фильм можно тут, например
http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=1464555

Кинокритика

Previous post Next post
Up