Согласно статистике по ДТП, в Краснодарском крае с начала 2013 года по ноябрь
случилось 5734 аварии. Число погибших ужасающее - больше тысячи человек.
Жертвам ДТП в календаре официально отведен
Всемирный день памяти - каждое третье воскресенье ноября. Но есть и каждодневные напоминания - траурные венки вдоль дорог, установленные родными погибших. Но это нарушение закона. И сейчас развернулась дискуссия о том, нужна ли такая память.
Марина похоронила старшую сестру полгода назад. Свое лицо девушка показывать не хочет. Говорит, это ее личная трагедия и вопросов от посторонних не желает слышать. Ее сестра Полина свои последние мгновения прожила на обочине. На скользкой дороге девушка не справилась с управлением и врезалась в дерево.
«Врачи сказали, что она умерла мгновенно. Удар был очень сильный. Она буквально впечаталась в дерево. Надеюсь, она в тот момент ничего не почувствовала», - рассказывает Марина.
После похорон Марина приехала на это место, установила небольшой венок. Но месяц назад его убрали дорожные службы: они приступили к расширению дороги. Место гибели сестры теперь закатано асфальтом.
- Не знаю, куда венок делся. Наверное, его выбросили и дерево спилили.
Федеральный закон России об автомобильных дорогах запрещает установку на обочинах каких-либо объектов, не предназначенных для обслуживания или реконструкции полотна. За это даже штраф предусмотрен - до полутора тысяч рублей. Это относится и к похоронной атрибутике. На вопрос, стоит ли устанавливать в местах гибели людей венки, надгробия или кресты, сотрудники дорожных служб дают однозначный ответ.
«Конечно же, не допустимо. Однако люди ставят, причем, естественно, они не берут согласования у владельцев дорог, в частности, у нашего управления. Ставят самостоятельно», - утверждает заместитель начальника управления федеральных автомобильных дорог по Краснодарскому краю Андрей Манохин.
Венки, небольшие кресты, по словам дорожников - это еще полбеды. Иногда на обочинах появляются громоздкие псевдомогилы. Они не только отвлекают внимание водителей, но порой и мешают обзору.
«Пока никаких жалоб от участников дорожного движения именно по поводу установки памятных знаков в ГИБДД не поступало. В случае если такая возможность представится, Госавтоинспекция выпишет предписание на ликвидацию такого памятника», - сообщает старший инспектор отдела пропаганды ПДД и взаимодействия со СМИ УГИБДД ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю Ирина Заватская.
Закон об автомобильных дорогах хоть и запрещает установку не относящихся к трассе объектов, но не конкретизирует, что именно это за объекты. В сентябре 2013 года тема ритуальной символики на обочинах обсуждалась в Госдуме. Представитель фракции ЛДПР предложить обозначить в административном Кодексе запрет на установку именно похоронной атрибутики. Однако документ не прошел и первого чтения. Так как, по сути, является дублирующим закона о дорогах. К тому же вопрос оказался слишком спорным.
«Неохота ездить по дороге, которая больше напоминает кладбище. Но, тем не менее, есть поверье такое, что старые памятники и эти места, в которых совершались ДТП, каким-то образом притягивают нехорошее. И когда я лично проезжаю на автомобиле, видя такое надгробие, я приостанавливаюсь чисто автоматически», - говорит член совета при губернаторе Краснодарского края по развитию институтов гражданского общества Эдуард Идрисов.
Традиция отмечать места трагедий на дорогах ведется с давних времен. В Древней Руси кресты устанавливали на распутьях и в местах массовой гибели людей. Однако однозначного мнения о ритуальной атрибутике на обочинах дорог нет и у православных священников. После исчезновения венка Марина решила новый не устанавливать.
- Я то знаю, где это произошло. И это моя личная трагедия.