Северная сказка
Предыстория
Эта история началась в октябре уже прошедшего 2013 года, когда в какой-то беседе Тема спросил: «А можно ли доехать в Кижи на машине?», взвесив соотношение слабоумие и отваги в наших головах, я ответил: «Можно, только, чур на твоей…».
Посмеялись и забили на это, но мысль осталась. Буквально спустя 2 недели, взяв любимых женщин и хорошего друга, мы сели обсуждать эту идею в рамках поездки на новогодние праздники. Было много споров: я, вдохновившись в начале года блогом Климова о поездке в Каргополь, хотел посмотреть деревянные церкви в снежном убранстве, Тема активно пиарил идею с Кижами (уже согласившись отказаться от поездки по озеру на машине), остальные были вдохновлены рассказом Влада о Сортавале, зимней красотой Рускеальского каньона и Ладоги…
От многого пришлось отказаться, в жертву были принесены и Соловки, и Кемь, и Воттоваара, но маршрут был утвержден: Москва-Вологда-Каргополь-Медвежьегорск-Великая губа-Кижи-Сортавала-Выборг-Москва.
Прошли новогодние корпоративы, мы похмелились и 28 декабря начали наше путешествие. Дорогу до Каргополя описывать смысла нет, трасса «Холмогоры» достаточно скучна. Единственной проблемой был выбор пути после Вологды. Я, как человек, отвечавший в нашей команде за маршруты стоял, почесывая голову, как Илья Муромец возле дорожного камня: «налево пойдешь - коня потеряешь, направо пойдешь - время потеряешь…».
Вариант «налево» подразумевал поездку по трассе Вологда-Вытегра, с поворотом в сторону Каргополя на Р-1. Я прочитал много отчетов об этой дороге, почему-то все сходились в одном: она не фонтан.
«Это старая, полностью разбитая грейдерная дорога в одну полосу с бродами и огромными ямами, заполненными водой. Дорога около 40 км проходит в лесах и болотах, местность полностью нежилая, машины ездят очень редко. После посёлка Солза в сторону Прокшино на трассе Р1 находится длинный глиняный спуск, разбитый тракторами и грузовиками, и в плохую погоду являющийся серьёзным препятствием даже для полноприводных автомобилей».
«Р1 штурмовали в примерно в 2003 году на Газели! Сломали диван и разбили два ящика водки. 70 км пробирались почти сутки. Думаю сейчас что-то изменилось, хотя знаю, что вообще эта дорога топталась для снабжения двух Зон находящихся в тех краях, в ту поездку даже «посчастливилось» встретиться с «местными» жителями».
Учитывая тот факт, что я сток на зимней резине, а второй машиной был икстреил, и, соответственно, мы могли там ехать до тех пор, пока я не сяду, было решено идти «направо», т.е. по трассе «Холмогоры», а потом сворачивать на Няндому и Каргополь, делая крюк в 200 км.
Лишний кусок в 200 км после поворота с трассы «Холмогоры» был отвратителен чуть менее, чем полностью. Даже на стравленных до 1.5 атм. колесах офигеваешь от тряски, а также от количества льда на дороге.
Очень расстроило отсутствие снега, погода не сильно отличалась от московской 0 +2, все тает.
Каргополь
Название, его скорее всего, происходит от финских слов karhupuoli, означающих "медвежья сторона". Происхождение от русского слова "поле" кажется менее вероятным, а вариант с греческим "полис" (как Севастополь), видимо, следует признать ересью. Так или иначе, город был основан на стыке речных бассейнов Волги, Онеги, Северной Двины и Невы, что создавало самые что ни на есть благоприятные условия для торговли и развития города. В XVI - XVII веках Каргополь был одним из самых крупных торговых центров, да и вообще
городов России. Значение Каргополя начинает резко уменьшаться в XVIII веке, когда после Северной войны Россия получила выход к Балтийскому морю, значение водного пути по Онеге в Белое сильно упало, а затем постепенно водные пути стали уступать место сухопутным. В 1784 году Каргополь стал уездным городом в составе Олонецкого наместничества (позже Олонецкой губернии). Наконец, в XIX веке железная дорога обошла Каргополь, и он, как и множество других малых российских городов, остановился в своем развитии - до сих пор, к счастью, тут нет ни многоэтажных зданий, ни крупных промышленных предприятий, и мы можем в полной мере увидеть, каким город был сто лет назад.
В самом городе смотреть особенно нечего: центральная площадь с храмами, краеведческий музей и «медвежий угол». О «медвежьем угле» стоит сказать пару слов: это музей-мастерская, созданная мастером-резчиком Николаем Фоминым. Сейчас музей находится в стадии развития, постепенно его территория разрастается. Основатель музей провел нас с рассказами по всей территории. Приятно иметь дело с людьми увлеченными, любящими свое ремесло, вкладывающими в него душу.
Церкви в окрестностях Каргополя прекрасны, они восхищают одновременно своей простотой и собственной, не сравнимой ни с чем красотой, которую им удается сохранить даже находясь почти на грани полного разрушения.
С учетом малой продолжительности светового дня, мы посвятили этому занятию и 30, и 31 декабря. В первый день проехали Ошевенский и Плесецкий тракты, во второй - Пудожский.
Ошевенский тракт идет от Каргополя на север до Ошевенска через Погост Наволочный. От Каргополя до Ошевенска около 50 км.
Саунино.
Храм в Саунино относится к наиболее распространённому типу построек «восьмерик на четверике». Церковь была закрыта, поэтому посмотреть внутреннее убранство не получилось.На срубе хорошо видно, что бревна в срубе уложены с нахлёстом концов друг на друга. Такой тип сруба называется «в обло». Если внимательно посмотреть на деревянные стены церкви, станут заметны следы гвоздей. Ими по всему периметру сруба крепили обшивку - тёсовые доски. Тёс вошёл в моду в XIX веке, и им крыли не только вновь возводимые дома и храмы, но и многие старые церкви. Церковь в Саунино тоже не избежала этой участи, но впоследствии тёс с её стен был снят, и остался только на шатре и маленькой маковке трапезной.
Рядом с основным срубом церкви Иоанна Златоуста стоит второй сруб - колокольня. Она выполнена в начале XIX века по редкому типу - это «шестерик от земли», или «от пошвы», как говорили раньше. Если получше приглядеться к колокольне, видно, что её сруб отличается от сруба церкви: здесь брёвна уложены без внешних выступов - они врезаются друг в друга самыми концами, как зубья. Этот тип сруба так и называется, «в зуб», или, по-другому, «в лапу». Третье название - «в шап».
Погост-Наволочный
Про деревню Погост-Наволочный информации найти почти не удалось. В ней сохранилась Георгиевская церковь (одна из редких каменных церквей в окрустностях Каргополя) и ряжевый деревянный мост через р. Чурьегу.
Ошевенское (Ошевенск)
Cело в 45 км севернее Каргополя (на реке Чурьюге - левом притоке Онеги), состоит из деревень Погост, Ширяиха и Низ. За ним Ошевенский тракт заканчивается, постепенно превращаясь в лесовозные колеи.
Несколько в стороне от жилья, на южном (ближнем к Каргополю) берегу Чурьюги сохранились постройки Александро-Ошевенского монастыря, основанного в 1453 году. В настоящее время монастырь находится в состоянии “романтические руины”, однако видно, что совсем недавно его начали восстанавливать.
Архангело (Шелоховская)
Cело в 65 км севернее Каргополя вниз по Онеге. Ансамбль из двух деревянных церквей: кубоватая церковь Михаила Архангела (1715), единственная в таком стиле на Верхней Онеге, несколько напоминающая кубические белокаменные храмы Каргополя, и Сретенская церковь (XIX век).
Пудожский тракт
Второй день был посвещен Пудожскому тракту, уходящему от Каргополя на запад к Онежскому озеру.
Лядинский ансамбль.
Сегодня названия «Лядины» нет на географических картах, именно поэтому табличку Б.Лядины найти не удалось (и нас это сильно опечалило). Автомобилистам Лядины известны теперь как деревня Гавриловская - она была одной из тех семи, что вместе составляли богатое северное село с двумя тысячами жителей. Прошлой весной был сильный пожар, поэтому из трех церквей ансамбля осталась только одна.
Красная Ляга
Местные жители называют эти места каргопольской сушью: здесь нет ни рек, ни озёр, ни болот. Точнее, озёра здесь когда-то были - карстовые. Жители села Красная Ляга выстроили свои дома вокруг такого озера, и однажды утром, выйдя из дома, обнаружили, что вода ушла под землю. За водой ушли люди, сгинули все до единого дома, и только Сретенская церковь осталась напоминанием о старинном селе. В отличие от остальных церквей, в эту была возможность проникнуть. Внутри вовся идет реставрация, снята обшивка, переложен потолок и каркас иконостаса. Вполне возможно, что церковь обретет новую жизнь и простоит еще не один век.
О третьем мессе на Пудожском тракте мы узнали случайно: с 60 км в сторону Пудожа есть отворот на д. Морщинино, одну из нескольких деревень, разбросанных по границе Кенозерского природного парка. Практически рядом с ней расположен водораздел Балтийского и Белого морей: дорога проходит по гребня между двумя озерами, относящимися к бассейнам разных морей. Кенозерский парк стоит посетить летом, останавливает только то, что на машине туда, кажется, не пускают.
На новый год природа нам преподнесла подарок, 31 декабря с обеда пошел снег, настоящий снег, притом большими хлопьями. Поэтому на новый год мы были обеспечены снегом. Праздновать мы начали с Пермского нового года, т.е. с 22.00 по Москве, утоптали снег, нарядили елку, настроили свет и музыку и начали шашлычить-пьянствовать.
На следующий день нас ждал 450-километровый перегон в Великую Губу, утром прекрасное новогоднее настроение поддерживала дорога, она выглядела так, как и должна выглядеть зимняя дорога.
Около Пудожа весь снег пропал и, напоминающего о зиме ничего не осталось. Дорога там такая же, как и на подъездах к Каргополю, то есть отвратная. Злые и уставшие мы часам к 10 вечера прикатили в Великую губу. Если бы не морошковая настойка, было бы совсем худо.
Продолжение следует...