Адвокат и немного креативщик

Jan 09, 2025 16:16

Настало время исследования предков французской черепахи Тортилы, которая все еще мнит себя президентом Грузии по велению глобопетушиного барина. О начале цикла историй в рамках проекта "Илитка", посвященного эмигрантским семейкам Зурабишвили и Кедия, я писал еще в прошлом году. И вот подошел черед первой публикации, героем которого станет дед с отцовской стороны ополоумевшей французской старухи.


Иван Иванович Зурабишвили родился в один год с грузинской железной дорогой. Было это в начале 1872 года, к тому же он появился на свет в том городе, откуда железная дорога и началась - Поти. Он был шестым и последним ребенком в семье Ивана Зурабишвили, который был начальником потийской таможни, а мать звали Анастасия Бодокия. В 1875 году Иван Зурабишвили-старший умирает, а вскоре за ним последовала и его супруга, оставив Ивана и остальных детей круглыми сиротами. Причина смерти родителей неизвестна, но вполне возможно, что кто-то из них мог умереть от малярии - эта болезнь была бичом черноморского побережья Грузии до 1920-х годов, пока после советизации страны не было принято решение искоренить малярию.

Ивана на воспитание взяла сестра матери Манана Цицишвили, но вскоре умерла и она. После этого он переехал жить из Поти в Кутаиси, где воспитывался у родственника по имени Беко Кежерадзе. Тот решить дать Ивану хорошее образование и отдал в семью учителя кутаисской гимназии Коляновского, который обучал мальчика русскому языку и готовил к поступлению в гимназию. В 1882 году Иван Зурабишвили пошел в подготовительный класс, а в 1884 году уже в пансион. На снимке он слева.


Кутаисскую гимназию Иван Зурабишвили окончил в 1891 году и сразу же после этого уехал получать высшее образование в Киеве. Сначала он поступил на медицинский факультет, но затем передумал и перевелся на юридический. Вот фотография студента Императорского университета св. Владимира Ивана Зурабишвили.


Тем не менее в Киеве Зурабишвили долго не задерживался. Уже в 1892 году он перебирается в Москву, где становится студентом юридического факультета Московского университета. Через три года Иван получает диплом и возвращается в Грузию.


Почти сразу же после возвращения в Грузию Иван Зурабишвили женится на Нине Николадзе, которая была внебрачной дочерью публициста и общественного деятеля Нико Николадзе и уроженки Петербурга Анны Макаровой, умершей при родах. Молодая чета селится в Кутаиси.


Там же в Кутаиси в 1896 году рождается первый сын - Арчил. В том же году Иван с женой и сыном переежают из Кутаиси в Тбилиси. Там у них в 1898 году родился еще один сын, которого назовут Георгием.


Несмотря на то, что Иван Зурабишвили был дипломированным юристом и выпускником одного из ведущих университетов России, он после возвращения в Грузию решил податься в креативщики. И начал писать статьи о литературных произведениях в грузинских печатных изданиях.


Он публиковался в газете "Иверия", которую издавал Илья Чавчавадзе, а также в журнале "Моамбе" (то есть "Вестник") и ежедневной газете "Цнобис пурцели" ("Информационный лист"). Даже друзья у Зурабишвили были почти исключительно креативщики. Вот он на фотографии с публицистом Николаем Тавдгиридзе, литературоведом Китой Абашидзе, писателем Яковом Панцхавой и журналистом Владимиром Лордкипанидзе.


Свободное время Зурабишвили тоже проводил в компании данных креативщиков. Вот он вместе с теми же Китой Абашидзе и Николаем Тавдгиридзе.


Но в 1897 году Зурабишвили вспомнил о том, что у него есть диплом юриста и начал искать работу по специальности. Вскоре он устроился помощником известного тбилисского адвоката Тер-Степанова.


Чуть позже Зурабишвили перебрался в юридический отдел Закавказской железной дороги, но креативщиком быть не перестал и продолжал заниматься литературной деятельностью.


В 1906 году у него и Нины Николадзе родился третий и последний сын Леван. С 1908 года Иван Зурабишвили стал уже главным юрисконсультом Закавказской железной дороги и занимал эту должность до 1919 года.


В 1919 году Зурабишвили решил стать политическим деятелем в новорожденной ГДР. Он вступил в национально-демократическую партию и вскоре стал членом ее ЦК. Но в начале 1921 года ГДР превратилась в ГССР, а Зурабишвили с семьей и многими однопартийами подался в эмиграцию. С марта 1921 года он с женой и детьми жил в Стамбуле.


Причем жилось ему с семьей очень даже неплохо, так как Иван Зурабишвили начал работать юристом в турецко-иранском банке, основателем которого был Акакий Хоштария, ставший миллионером благодаря нефтяным концессиям в Персии. А до революции юристом Хоштарии в Иране был сам Буду Мдивани. Вот дом, в котором семья Зурабишвили жила в Стамбуле. Вряд ли он сохранился до наших дней, так как за 100 с лишним лет город очень сильно перестраивали не раз.


Кроме этого Зурабишвили и члены его семьи стали турецкими подданными. Вот паспорт гражданина Турции Ивана Зурабишвили, выданный в четвертом отделе полиции города Константинополя. В документ вписаны его жена и младший сын Леван, который на тот момент был несовершеннолетним.


Еще одно подтверждение тому, что в эмиграции Иван Зурабишвили не бедствовал - эта фотография с семейного пикника, снятая где-то на окраине Стамбула. Нуждающиеся эмигранты вряд ли могли себе позволить такую жизнь, но юрист из банка запросто.


Тем не менее в Турции Иван Зурабишвили задерживаться не стал. Большинство эмигрантов начало перебираться дальше на запад и он решил последовать за ними.


В 1924 году Иван Зурабишвили с семьей покинул Стамбул и отправился в Париж.


После переезда из Турции во Францию он уже не стал искать себе работу юриста, а решил взяться за старое и снова стал креативщиком. Тем более что вместе с эмигрантами из бывшей Российской империи появлялись и эмигрантские издания.


Причем публиковался Зурабишвили почему-то преимущественно под псевдонимами. Одними из них были "Вин-Зен" и "Жанзет". Вот он вместе со своими знакомым по фамилии Деканозишвили и неизвестной женщиной в 1930-х годах.


Иногда он даже путешествовал по Франции. Согласно описанию данной фотографии Иван Зурабишвили вместе с тем же Деканозишвили посещает Мюнстер в 1935 году, но мэрия данного немецкого города не может иметь надписи на французском. Поэтому скорее всего это деревня Мюнстер в департаменте Верхний Рейн региона Эльзас. За 90 лет это место изменилось мало, вот координаты в гуглокартах: 48°02'27.9"N 7°08'13.6"E


Тоже 1935 год, но это уже Париж. Здесь семья Зурабишвили навещает историка и однопартийца Эквтиме Такаишвили, который сохранил часть вывезенных меньшевиками грузинских сокровищ и произведений искусства, а в 1945 году вернулся вместе с ними домой в ГССР, где и умер под домашним арестом в 1953 году. Мальчик на коленях жены Зурабишвили - это внук Тариел Арчилович Зурабишвили 1930 года рождения.


Были и поездки с детьми и внуками. На этой фотографии кроме самого Ивана Зурабишвили и его жены видна невестка Рашель Мюссо, жена их старшего сына Арчила и ее дети - уже знакомый Тариел, а также его младшая сестра Молли 1934 года рождения.


К сожалению, место съемки данной фотографии, в отличие от снимка из Эльзаса, я определить не смог. Но это 1935 либо 1936 годы. В 1936 году Иван Зурабишвили опубликовал книгу под названием "Международное положение Грузии".


Это уже конец 1930-х годов. К тому времени от преуспевающего юриста уже ничего не осталось, только побитый жизнью старик-эмигрант. Тут вспоминается последняя глава из "12 стульев":

Между тем Ипполит Матвеевич переменился необыкновенно. Если бы он пришел сейчас в свой родной загс, его, пожалуй, приняли бы за просителя и на приветствие ответили бы довольно небрежно. И походка у Ипполита Матвеевича была уже не та, и выражение глаз сделалось дикое, и ус торчал уже не параллельно земной поверхности, а почти перпендикулярно, как у пожилого кота.

14 июня 1940 года Иван Зурабишвили умер в возрасте 0,68 лигачей и был похоронен в пригороде Парижа Левиль-сюр-Орж. В 1962 году вышла последняя его книга, которая называлась "В память о хороших грузинах". Так что "хорошие русские" - термин совсем не новый.


После смерти мужа Нина Николадзе поселилась у старшего сына Арчила. Вот она вместе с невесткой Рашель Мюссо в 1948 году.


А в 1959 году Нина Николадзе умерла в возрасте 0,87 лигачей и разлеглась в одной могиле с мужем на территории грузинского кладбища в городке Левиль-сюр-Орж.


Но исследование семьи Зурабишвили только начинается. Ведь у него было трое детей и множество внуков.


И это мы еще про семейку Кедия не говорили. Которая во многом еще более эпична, но об этом уже в другой раз. Белой акации цветы эмиграции, они такие предсказуемые, что аж до зевоты.

А ю лаки мен! ты живешь наверху, чисти вилкой!, 5БВ, КБД, Турция, Українські народні казки, какие корабли?, Франция, элитная блядва, ЗС, Поехавшая Россия

Previous post Next post
Up