Вчера в треде про коней в пальто поступило желание
yapet узнать немного больше о сумасбродствах грузинских деятелей культуры. Самой меметичной выходкой данной группы людей вне всякого сомнения является попытка угона Ту-134 в ноябре 1983 года. Но есть персонажи, которые не уступали в плане вызывающего поведения печально известным угонщикам самолета, представлявшим так называемое "проебанное поколение", то есть родившихся в ГССР со второй половины 1950-х по 1970 год выходцев из правильных семей. Просто они были слегка постарше и не тянули возрастом на золотую молодежь. Один из каноничнейших примеров - актер Гия Перадзе, мастерски спустивший свою жизнь в унитаз, достигнув каких-то 0,37 лигачей.
Герой данной публикации родился 20 апреля 1948 года в Тбилиси, его родителями были Бидзина и Тина Перадзе. Кроме Гии в семье был и старший брат Илья, родившийся в 1940 году. В отличие от младшего брата, Илья жив до сих пор, так как опасной для жизни и здоровья херней старался не страдать.
Братья Перадзе происходили из весьма правильной семьи. Бидзина Перадзе был учителем английского языка и неплохо зарабатывал на жизнь частными уроками (дети трамвайных кондукторов и поварих английский в те годы не учили), так что среди его знакомых были люди еще более высокого статуса, чем он сам. Позднее он начал работать в министерстве образования ГССР заместителем начотдела управления средними школами. Так что Илья и Гия с самого детства вращались в окружении людей, которые были нужнее и правильнее их.
Вот и сам Гия в середине 1960-х годов, где-то к концу школьного периода. После окончания школы он поступил в тбилисский театральный институт на актерское отделение, которое окончил в 1970 году.
Первые роли Перадзе получил еще во время учебы в театральном институте. ОФициально его кинодебютом считается короткометражный фильм "Стена" 1966 года, но в интернете его я не нашел. Зато нашел огрызок второго фильма, где играет Перадзе - им является "Рубежи" 1968 года работы Ланы Гогоберидзе (чьим отцом был первый секретарь компартии Грузии с 6 мая по 20 ноября 1930 года
Леван Гогоберидзе), в котором главные роли играют Гейдар Палавандишвили, Баадур Цуладзе и Софико Чиаурели. Перадзе в огрызке фильма лихо пляшет под рок-н-ролл.
Click to view
В том же 1968 году Перадзе снимаетя в еще одном фильме, которым является "Тревога", снятая почти целиком в Чиатуре. Там Перадзе уже не пляшет под капиталистическую музыку, а добывает марганец в забое. Но компанию начинающему актеру составляют уже именитые Ипполит Хвичия и Георгий Кавтарадзе.
Click to view
После этого в карьере Перадзе наступает перерыв аж на три года, шарага сама себя не закончит ведь. После окончания учебы в театральном его принимают в труппу Сухумского драматического театра, а уже в 1971 году он снова возвращается на экраны в фильме "Незадачливые похитители", причем исполняя одну из главных ролей.
Этот фильм интересен тем, что частично снимался в Имеретии на железной дороге между Самтредией и Саджавахо. Хорошо видны кутаисские электросекции СР3 и платформа Дапнари, которую я проезжаю каждый раз, если еду на поезде или машине из Батуми до Кутаиси.
Click to view
А вот и фотография, сделанная во время съемок фильма. Перадзе крайний справа на снимке.
В том же 1971 году он снимается в фильме "Я, следователь", но в эпизодической роли мелкого преступника и пропойцы Датико Гигаури. Но этот фильм мы рассмотрим более подробно при разборе игравшего главную роль Кикабидзе.
Уже к началу 1970-х Перадзе обзавелся семьей. Если быть точнее, то первой из семей - всего их будет 4.
Впрочем, наличие семьи и детей не мешало ходить Перадзе на сторону. Или же устраивать сумасбродства - в начале 1970-х он попал в тяжелейшую аварию, когда ехал из Рустави в Тбилиси вместе с Элисо Гудиашвили, дочерью композитора Николая Гудиашвили. Чтобы произвести на Гудиашвили впечатление. Перадзе решил вести машину с закрытыми глазами и ожидаемо вылетел с трассы. Итогом аварии была сломанная нога Гудиашвили и сотрясение мозга самого Перадзе. Как вспоминал Илья Перадзе, брат радостно сообщил пришедшей проведать его в больнице матери "Всю жизнь ты называла меня безмозглым, а я наконец тебе доказал, что мозги у меня все-таки есть!"
После аварии Перадзе снова вернулся на съемочную площадку. В 1973 году он появляется в фильме "Горький урок", исполнив роль ленивого рабочего металлургического комбината в Рустави.
Click to view
Еще в 1973 году Перадзе снимается в фильме Резо Эсадзе "Щелчки", где играет роль вороватого сотрудника-подхалима.
Click to view
А в 1974 году Перадзе перебирается из Сухуми в столицу Грузии - его зачисляют в труппу главного театра страны, что носит имя Руставели и находится на одноименном проспекте.
На тот момент актеру было всего лишь 0,26 лигачей, но он уже обеспечил себе место среди тбилисской богемы. Или ему обеспечили, что тоже более чем вероятно.
Понятное дело, что актер из труппы театра им. Руставели котируется в среде креативщиков и их фанатов куда выше, нежели лицедей из театра в Сухуми. Народная (и не только любовь) усиляется в разы.
Теперь среди твоих друзей внезапно оказываются артисты, которым было плевать на тебя, пока ты устраивал антрепризы в Сухуми. Например, уже известный на всю страну Кикабидзе.
А еще таких артистов зовут сниматься куда более крутые киностудии страны. В 1974 году Гия Перадзе снимается сразу в двух фильмах студии "Ленфильм". Первым стал "Незнакомый наследник" с Михаилом Пуговкиным в главной роли, где Перадзе играет бригадира электриков.
Click to view
Второй же фильм куда более известен народным массам. Это "Соломенная шляпка", там Перадзе исполнял эпизодическую роль жандарма Жильбера. И именно тогда он стал знаком московской творческой богеме. Вот Перадзе встречает на вокзале (скорее всего в Тбилиси) исполнителя главной роли Андрея Миронова.
Впрочем, десант московских артистов был куда больше. На другой фотографии помимо Перадзе и Миронова видны Наталья Селезнева, Анатолий Папанов и Валентин Плучек.
В 1975 году Перадзе уже снимался на главной киностудии СССР. Он сыграл роль пляжного донжуана Аполлона в фильме "У самого Черного моря", который снимали в Абхазии.
Click to view
Но попытка закрепиться на "Мосфильме" у Перадзе не удалась. Следующим его появлением на экране станет среднеметражный фильм "Иваника и Симоника" 1976 года, снятый "Грузия-фильмом".
Click to view
И хотя покорение Москвы у Перадзе не вышло, в Грузии он уже был весьма знаменит. Здесь он на фотографии с актером Гурамом Лордкипанидзе, который обрел известность в 1968 году, исполнив главную роль в фильме Эльдара Шенгелаи "Необыкновенная выставка".
В Тбилиси Перадзе уже основательно застолбил за собой место хорошо известного народу молодого и перспективного креативщика. Потому и мог позволить себе радоваться этому.
И тем не менее, киностудиям особо нужен он на тот момент не был. После "Иваники с Симоникой" наступил перерыв в 2 года, пока Перадзе не позвали на съемки "Комедии ошибок" в 1978 году, которую клепал "Ленфильм".
Но после съемок у питерских снова наступает спад. Следующие три фильма с участием Перадзе - исключительно короткометражные. Первые два из них это знаменитые "Перерыв" и "Ретивый поросенок", а третим стал малоизвестный за пределами Грузии "Еж" 1979 года, который сняла студия "Грузтелефильм".
Click to view
В этот период Перадзе преимущественно работал в театре и на телевидении.
Судя по всему, на республиканском телевидении он принимал участие в съмеках музыкально-театральных программ.
Интересно, откуда телевизионщики такое количество довоенных машин нагребли? К концу 1970-х от трофейных машин из Германии уже почти ничего не оставалось.
Зато с дамами и выпивкой при позднем Брежневе было все в порядке.
Данный снимок в наши дни уже воспринимается весьма неоднозначно и может даже попахивать педобирством.
Кстати, в тбилисском дворце пионеров Перадзе тоже бывал неоднократно. Выражение его лица на данной фотографии весьма доставляет.
Были в те годы у Перадзе и гастроли в капстранах. Судя по надписи "Sortie" на двери, эта фотография снята во Франции, Бельгии или Швейцарии. Крайний слева - не менее известный актер и уроженец города Харькова Руслан Микаберидзе.
Судя по зонтам с рекламой пива "Slavia", Перадзе с коллегами по театральному цеху гастролировал все же во Франции.
Кроме Руслана Микаберидзе вместе с Перадзе на гастролях во Франции были Нанули Сараджишвили и Георгий Харабадзе.
Артисты театра им. Руставели держат в руках дефицитный товар - пачки сигарет Marlboro. Что касается актера и чтеца-декламатора Георгия Харабадзе, то его сын Николай уедет с матерью Русудан Кикнадзе в Штаты после развала СССР и даже будет редактором звуковых эффектов в фильме "Самолет президента" 1997 году с Харрисоном Опелем и Гэри Янгменом, но в 2002 году
будет похищен бандитами из бывшего СССР, которые убьют его, а
труп утопят в одном из озер Коммифорнии, предварительно
отрубив руки для усложнения опознания.
Лежбище актера главного театра ГССР во время гастролей во Франции.
В 1980 году Перадзе приглашает "Мосфильм" для исполнения роли инженера из Тбилиси Анзора, который впервые попал на море в Сочи. Фильм этот известен почти каждому - "Дамы приглашают кавалеров" Ивана Киасашвили.
Click to view
Тут уже фотографии, снятые то ли во время работы над фильмом, то ли после него. Слева часом не Куравлев ли сидит?
Жить можно, если ты советский креативщик.
Именно так проводила свое свободное время творческая элита СССР.
Ну или так, все равно все свои и выпить есть чего.
"Мадам, извольте вон туда обратить свой взор".
В том же 1980 году Перадзе снимается еще в двух фильмах на "Грузия-фильме". Один из них это "Тифлис - Париж и обратно" Лейлы Абашидзе, где он исполнил роль грузинского эмигранта в Париже.
Click to view
Вот одна фотография со съемок того самого фильма, где Перадзе висит на корме едущего автомобиля.
А это принимавшие участие в съемках фильма артисты - Рамаз Чхиквадзе, Эроси Манджагаладзе и сам Перадзе.
Но по-настоящему знаменитым Перадзе проснулся после выхода на экраны фильма "Несерьезный человек" 1980 года, где он сыграл бездельника и алкоголика Нико Мачабели, который нигде на работает, присматривает за старым больным отцом, а в итоге приводит в дом к слепнущему старику РСП с 4 детьми!
Click to view
Раз уж речь зашла об алкоголизме, то с этим и за пределами съемочной площадки у Перадзе было все отлично. Он бухал как конь, не просыхая неделями, как утверждали знающие его люди.
Что касается первой семьи Перадзе, то она распалась из-за того, что отец семейства хронически бухал и поколачивал жену. Судьба второй семьи была такой же - женитьба, рождение ребенка, запои, побои и распад. Разница лишь в том, что
гостем на первой свадьбе Перадзе был сам Джеймс Ласт, который гастролировал по СССР в 1972 году (видеопруф спрятан под ссылкой). Но дамы любят креативщиков, даже не смотря на то, что многие из них крайне опасные люди.
В 1981 году Перадзе снимается в фильме Мераба Кокочашвили "Три дня знойного лета", исполнив роль археолога Левана, который был коллегой главного героя в исполнении Кахи Кавсадзе.
Сам фильм на ютубе есть, но только на грузинском.
Click to view
Среди друзей-знакомых Перадзе по актерскому цеху был также уроженец города Тобольска Александр Абдулов.
И жена Абдулова в 1976-1993 годах Ирина Алферова. Кстати, я не знал, что она была старше Абдулова.
В 1982 году Перадзе снова становится востребованным за пределами ГССР. Сначала на киностудии им. Довженко в Киеве, где он исполняет роль Чезаре Риччони.
Click to view
Режиссер фильма Олег Фиалко
позднее вспоминал о том, как Перадзе доставал всех на съемочной площадке, особенно Елену Сафонову, которая исполняла роль украинской певицы Саломеи Крушельницкой:
К тому же замечательный актер, но и редкий бабник - Гия Перадзе не давал ей проходу. По фильму он был одним из возлюбленных ее героини, играл итальянца, друга Пуччини. Так получилось, что о намерениях Гии приударить за Леной я узнал раньше, чем она сама. Обычно вытянуть актера из театра даже на пару дней очень тяжело, а Гия, который был на первых ролях в Театре имени Шота Руставели, прилетел на неделю раньше. Я подумал, может, он что-то перепутал. А Гия сразу же выпалил: «Слушай, Ленка ж сегодня приезжает? Знаешь, она мне очень нравится. Я уже пять дней не пью: вдруг она пьяных не любит».
Позже я узнал, что он запойный и загульный, но присутствие Сафоновой в картине избавило меня от этого букета бесшабашности. Правда, он часто заставлял нас нервничать, когда без предупреждения исчезал: ловил попутку и встречал Лену в аэропорту или на вокзале, умудряясь разминуться с нашей съемочной машиной. Как-то сорвался с гастролей по Владивостоку - прилетел к нам в Баку; где мы снимали Италию, и вместо положенных ему по графику двух дней пробыл две недели, повторяя: «Я послал Роберта Стуруа на…». Не представляю, как гениальный режиссер терпел его выходки. Хотя допускаю, что Гия мог с ним нормально договориться, а бравировал только передо мной.
В нем преобладало позерство, по где бы он ни появлялся - становился душой компании, затмевал всех. Настоящий шоумен, пластичный, неуемный. Как-то в Юрмале заставил таксиста заехать на пляж и вынул из багажника ящик шампанского. Потом неизвестно где достал мангал. Жарил шашлыки и тут же, на пляже, шутя, продавал их по рублю.
Чудил, шиковал, завоевывая Лену. Ему тогда было под сорок. Думаю, и, будучи женатым, Гия не сильно себя сковывал, а тогда он только развелся с третьей женой - и его понесло. Я видел, что Лена не теряет голову, и не считал нужным вмешиваться. До тех пор пока от нее же не узнал, что они вместе ездили в Тбилиси: Гия знакомил ее со своей мамой. Тут уж я не мог молчать - поговорил с Леной. Сравнивал Гию с бенгальским огнем, который горит ярко, но недолго, говорил о различиях менталитетов. Лена призналась, что ее мучат те же сомнения. Обычно я не влезаю в чужие любовные истории. Но, признаюсь, был рад, что эта встреча на моем фильме не обернулась для Лены трагедией.
Начало 1980-х, Перадзе и тогда еще мало кому известный актер и певец Георгий Хуцишвили.
После съемок на студии им. Довженко Перадзе уезжает в Москву, где его ждет роль в фильме "Предчувствие любви", главные роли в котором исполняют его хорошие друзья Абдулов и Алферова.
Click to view
В андроповском 1983 году кинокарьера Перадзе снова переживает застой, он нигде не снимается. Зато находит себе третью по счету жену - дочь известного в ГССР скульптора Дмитрия Микатадзе Ирину.
Вот что писали о тесте Перадзе знавшие его люди:
Площадь у дворца спорта украшает скульптура античного атлета, которую сам автор назвал «Солнечный мальчик». Скульптор Дмитрий Микатадзе был очень талантливый мастер. Эта фигура ещё с детства поражала меня своей анатомической достоверностью. Нет, не то, что вы подумали... То, что вы подумали, как и положено у античных атлетов, прикрыто фиговым листочком! Просто и гениально... Микатадзе достоверно изобразил красивую фигуру атлета. Зачем что-то выдумывать, когда отец наш Господь и мать наша природа уже давным-давно создали такие красивые формы. Надо просто на это обратить внимание людей.
Кроме своей художественной гениальности, Дмитрий, или как его ещё называют, Джуна Микатадзе, преподавал в тбилисской академии художеств и как настоящий кавказский, да и чего там говорить не только кавказский, а просто мужчина, обожал лицезреть прелести молодых студенток. Нет! Ни в коем разе он не был замечен в романах за зачёт. Тогда времена были другие, да и воспитание было иным. Делал он это украдкой, пытаясь быть не замеченным. Но, как настоящий мужчина и художник, задерживал свой взгляд на прелестях юных студенток и все, включая этих студенток, прощали гению эту шалость. Тем более делал он это очень деликатно. Подходя в мастерской к очередной прелестнице, ваяющей своей учебный шедевр, маэстро произносил: «ну что тут у нас?» и убедившись, что взгляд юного дарования устремлен на своё произведения, он позволял себе бросить взгляд на декольте студентки! Я не имел счастья даже быть знакомым с этим прекрасным художником, но моя тетушка была его студенткой.
В 1984 году Перадзе женится на Ирине Микатадзе, а вскоре у них рождается дочь Марика.
В том же 1984 году Перадзе едет на гастроли в Италию и каким-то образом привозит оттуда...стреляющую авторучку. После чего устраивает переполох на "Грузия-фильме", стреляя из нее в стены киностудии. Уже после трагических событий марта 1985 года видевшие выходки Перадзе люди заговорили, что надо было уже тогда отнять у него ту самую авторучку и выбросить, но кто же знал, до чего все это дойдет.
Во все том же черненковском 1984 году Перадзе снимается в последних своих фильмах. Первым из них был "Путешествие молодого композитора", снятый Георгием Шенгелая. В нем Перадзе играет одну из главных ролей, его персонажем является Леко Таташели, попутчик того самого компоизтора, чью роль исполнил Леван Абашидзе.
Click to view
Помимо Абашидзе, в фильме играли и другие известные актеры из Грузии. Например, Зураб Кипшидзе.
Именно в этом фильме Перадзе сыграл последнюю из своих главных ролей.
А последней работой в кино стал фильм "Человек-невидимка", снятый на "Мосфильме". Там Перадзе появляется лишь в эпизоде на 22:34.
Click to view
После съемок на "Мосфильме" можно было жить и радоваться дальше.
Но Гия Бидзинович Перадзе уже не мог побороть зеленого змия.
19 марта 1985 года Перадзе пришел бухим домой в 3 часа ночи, что очень не понравилось Ирине Микатадзе, которая начала пилить его. Придя в ярость от долбежки со стороны жены, Перадзе выхватил стреляющую авторучку и пальнул ею в Ирину. Выстрел пришелся в аорту, от чего жена скончалась на месте, ей было 0,26 лигачей.
После этого существуют две версии ареста Перадзе. Его защитники утверждают, что он якобы сам сдался милиции, а вот критики настаивают на другом варианте: после гибели жены Перадзе спрятал труп под одеялами, вытер следы крови и пустился прочь, но вскоре был пойман в одном из тбилисских борделей. Какая из версий правильная, сказать сложно. Но то, что жизнь одного человека была оборвана выстрелом, а две другие превратились в ужас, это факт.
Именно поэтому я написал в заголовке, что человек типа Перадзе мог запросто стать угонщиком того самого Ту-134 в ноябре 1983 года. Просто он уже был постарше и полет сумасбродной мысли у него был пониже.
Отец убитой жены Дмитрий Микатадзе взял на воспитание внучку и приложил все усилия, чтобы зятя-стрелка упаковали под шконарь надолго. Вот фотография 1985 года из СИЗО, где Перадзе ждет приговор.
Ему дали 8 лет. Все же Дмитрий Микатадзе был весьма приближенный к партноменклатуре ГССР человек и без особого труда добился своего.
Эти 8 лет Перадзе преимущественно мотал в Якутии. Приговор он отсидел полностью - от звонка до звонка.
Вторая половина 1980-х, Перадзе на зоне в Якутии. Заебись жизнь у ребят на нарах, ага.
Как утверждает старший брат Илья, Перадзе на зоне навещали Абдулов и Миронов.
Но ездили ли они в Якутию? Ведь Перадзе успел сменить не одну зону до тамошних красот - он чалился и в Свердловской области, и в знаменитом Владимирском централе.
1988 год, Перадзе на якутской зоне.
Это уже где-то снаружи тюремного барака.
Уже после убийства жены режиссер Эльдар Шенгелая скажет про Перадзе: "Его часто заносило. Мы все ему прощали. Его обожал весь Тбилиси, но в один день мы поняли, что он ничтожество..." Вот только что мешало понять это немного раньше?
Впрочем, даже в тюрьме Перадзе умудрился обзавестись семьей. Он женился на
Ирине Кузубовой, от которой у него родился сын Гия Перадзе-младший. Вот они в наши дни.
Но зона штука тяжелая и не щадит даже креативщиков, которые кормятся куда лучше обычного бродяги-арестанта. Во время отсидки на якутской зоне Перадзе подхватил туберкулез. Вот он в 1989 году.
А это уже 1991 год. Почувствуйте разницу, как говорится.
В том же году основательно подгнившего на якутских нарах Перадзе переводят в колонию на территории Дагестана, где он и досиживает оставшийся срок. На свободу Перадзе вышел в 1993 году, это были уже остатки человека. Да и Грузия тоже стала останками ГССР, если уж на то пошло.
Большинство друзей и бывших коллег отвернулись от него. Перадзе продолжал спиваться.
Незадолго до смерти директор уже переселенного в Тбилиси сухумского театра Дмитрий Джаяни привел Перадзе на сцену. По словам Джаяни, он хотел в последний раз показать бывшему коллеге театр, а зал был набит теми, кто хотел посмотреть на то, что осталось от Перадзе.
В конце 1993 года Перадзе умер, вконец добитый туберкулезом и алкоголизмом, его досматривала старшая дочь. Так закончилась история одного из самых печально известных артистов Грузии. Гию Перадзе-младшего иногда пытаются форсить грузинские телеклоаки, но получается плохо. Аналогичные попытки форса случаются и с самим Перадзе, но и это не взлетает. Впрочем, ничего в этом удивительного нет.