Цхалтубский пациент

Jun 24, 2021 18:45


Лежит на пляже кверху пузом
Полу-фашист, полу-ЭсЭр
Герой Советского Союза
Гамаль Абдель на всех насер

На грузинском пляже Насер вроде бы тоже лежал, но фотографий из Пицунды (а останавливался он именно там) с ним я не нашел. Зато нашел презабавные истории, как СССР пытался поддерживать в форме уже дохловатого лидера Объединенной Арабской Республики, ведь именно так до 1971 года назывался Египет.

26 июля 1968 года из Каира в кутаисский аэропорт Копитнари прилетел Ил-18 с Насером и его приближенными. Хотя официально поездка не афишировалась, в Кутаиси египетскую делегацию встречали председатель Совмина Гиви Джавахишвили, председатель ПВС ГССР Георгий Дзоценидзе и курировавший лечение Насера главный кремлевский доктор Евгений Чазов. Все они отлично видны на этом уникальном снимке вместе с главой ОАР.



А это снято незадолго до прибытия самолета с египетским лидером.



Сам кремлевский эскулап о процессе лечения Насера писал так:

В первые дни июля 1968 года Леонид Ильич сообщил мне, что один из наших самых близких зарубежных друзей серьезно болен и что его лечащие врачи хотели бы со мной встретиться. Не прозвучало ни имен, ни фамилий! При этом Брежнев настаивал на абсолютной конфиденциальности информации: "Привлекай к обсуждению только тех специалистов, которым полностью доверяешь. Никого, даже в советском руководстве, не информируй о результатах консилиума".

Я был заинтригован. А на следующий день в моем кабинете на Грановского появились египетские врачи. Стало ясно, что речь пойдет о здоровье Насера, только что прилетевшего в Москву.

Так вот, египетские врачи рассказали, что в последний год Насер стал жаловаться на боли в ногах. Они беспокоят его даже в неподвижном состоянии, не говоря уже о ходьбе. Причем если сперва боли были в стопах, то теперь уже и в бедрах. На пальцах появились признаки начинающейся гангрены… Выяснилось, что у президента Египта был нарушен обмен жиров и сахара, к тому же он курил крепкие сигареты.Наши коллеги из Каира склонялись к урологической версии заболевания, говорили о возможности опухоли. Мы же - я привлек к консилиуму еще двух наших специалистов - высказали твердое мнение, что речь идет, вероятнее всего, о типичном атеросклерозе сосудов ног.

В итоге советские врачи решили сослать Насера на лечение радоновыми ваннами в Цхалтубо, который как раз и находится под Кутаиси.

Масштабы поражения были такими, что операцию на сосудах делать было нецелесообразно, и мы решили прибегнуть к консервативным методам. Бальнеотерапия - вот выход. Тем паче что цхалтубские радоновые источники давали хороший эффект при заболеваниях подобного рода.

Я не врач, но рискну предположить, что Чазов пришел к выводу о бессмысленности операции из-за того, что Насер уже попросту был безнадежен и единственным выходом было просто оттягивать его кончину, так как Союзу он был полезен. Так как лечение в Цхалтубо могло на некоторое время привести Насера в форму, то было решено сослать его туда на процедуры. Вот только курорт в конце 1960-х был такой же ушатанный, как и здоровье самого Насера. Этому факту сам Чазов целый абзац в мемуарах посвятил.

Я доложил обо всем Брежневу. Тот продолжал свое: "Если Насер сойдет с политической арены, это будет большой удар по нашим интересам… Официально его будет принимать Президиум Верховного Совета. Я скажу Подгорному…" И правда, позвонил Подгорный и в свойственной ему манере пробурчал: "Брежнев попросил помочь тебе с Насером. Свяжись с моими ребятами…" Как умели работать подгорновские "ребята", я узнал, когда приехал в Грузию, чтобы посмотреть возможности размещения в Цхалтубо президента Египта. Указание, как полагается у бюрократов, было спущено сверху вниз, и получилось, что прием Насера должен был организовывать заведующий не то фотолаборатории, не то какого-то фотокиноотдела Верховного Совета. Караул! Все государственные дачи в Цхалтубо были грязными, запущенными, а в санаториях самая большая палата не превышала по площади 12-14 метров. Причем без малейших удобств.

Что в Цхалтубо была не одна, а несколько госдач, для меня стало открытием. Я знаю лишь ныне заброшенную дачу Сталина и поэтому стало не менее интересно, а кому же принадлежали остальные и где они находились? Увы, ответа на этот вопрос Чазов в своих воспоминаниях не дает.

"О нашем визите, надеемся, никто не знает?" - беспокоились египтяне. Какое там! Весь Цхалтубо только и говорил, что о приезде Насера. Часа за четыре до появления президента Египта в городе я пошел на базар почистить ботинки, а чистильщик, веселый дядька, приняв меня за отдыхающего, начал расписывать прелести Цхалтубо и буквально в деталях описал маршрут проезда президента, который накануне в обстановке строжайшей секретности прорабатывали офицеры 9-го управления КГБ…

Гебисты явно думали не головой при проработке маршрутов для Насера и его окружения. Интересно, они хоть на карту города смотрели? Ведь Цхалтубо согласно генплану еще сталинских времен был разделен на бальнеологическо-санитарную и жилые зоны. То есть если постояльцу санатория хочется выйти в ресторан, то придется идти в жилую зону, ведь по соседству у тебя будет еще один санаторий или радоновые купальни, все. А не заметить группу египтян в маленьком городе с населением всего около 15000 человек будет очень сложно. Тем более когда большинство его населения работает...все в тех же санаториях.



Вот фотография Насера с окружением во время прогулки в Цхалтубо. Любой, будь то местный житель или понаехавший на отдых металлург из Кузбасса, сразу поймет, что это не представители государства рабочих и крестьян.



Вот только есть небольшие неточности в численности делегации. Чазов пишет, что Насер "приехал в сопровождении очень маленькой группки секретарей и охраны", а секретарю ПВС СССР Михаилу Георгадзе 29 июля 1968 года поступил документ совершенно другого содержания:


Когда в Цхалтубо приезжают сразу 27 египтян, которых пасет КГБ, это не останется незамеченным даже сегодня. Что уже про 1968 год говорить. Но насчет обшарпанности Чазов прав - вот фотография, где Насер и сопровождение выходят из санатория. Ворота которого явно видали времена и получше.


Через некоторое время отдыхающий кверху пузом Насер выглядел в разы бодрее.


То, что пребывание в Цхалтубо помогло Насеру, подтверждает и сам Чазов:

Сознаюсь, я не ожидал, что бальнео-терапия бывает столь эффективна. Естественная радоновая вода поступала в мраморный бассейн, построенный еще в сталинские времена. Там и принимал лечебные ванны Насер. Прогулки в парке, диета, режим… Вскоре исчезли боли, пропала бессонница, не стало признаков гангрены. По окончании курса терапии президент засобирался из Цхалтубо домой. Мы договорились, что Насер через год приедет на радоновые источники вновь - поддержать форму. Но этого не случилось. И, затурканный каждодневными проблемами, я, честно говоря, начал забывать о нашем высоком египетском друге.

В 1969 году Чазов тайно летал уже в Каир к Насеру, который был еще более дохлым и через год умер вскоре после лечения в СССР, но уже в Барвихе. Впрочем, это уже совсем другая история (с)

О чем это я вообще? О том, что властеимущие нередко думают, что болезни их не возьмут, раз они сидят на самом мощном типе наркоты, который называется власть. Вот только они ошибаются и Насер типичный тому пример.

чисти вилкой!, 5БВ, почитать принес, самолеты какие были?, какие корабли?, А ю лаки мен!, чай "Липтон"-греческая смоковница, потребляди атакуе

Previous post Next post
Up