Твердыня

Feb 16, 2021 22:21

Твердыня



Что ж, на завтрак и первую лекцию он опоздал. Ничего страшного. Вернее, он понимал, что не это отныне будет самым страшным в его жизни, и ему придется начинать все с начала. Вытравлять из себя Nosferatu на новом уровне, учиться с ним договариваться, не быть чудовищем… или быть? Там видно будет. Уже опоздал, поэтому и спешить нет смысла, надо закончить дела дома.

Он вернулся в библиотеку, миновав гостиную Катарины с неожиданной неприязнью, не снимая плаща, уселся на ручку кресла и взялся за толстый рукописный труд, который единственный не вернулся в полку, когда состоялось явление Анастасии. Открыл его на последних страницах (труд не был дописан) и прочел:

«Работы подавляющего большинства исследователей феномена вампиризма неудовлетворительны хотя бы тем, что авторы не стараются предложить сколько-нибудь внятного объяснения мотивации Nosferatu. Вместо ясных гипотез, подкрепленных системными наблюдениями, читателям предлагается влиться в некий эгрегор, напитанный темной красотой благородного страдания, обреченностью нести зло, и получить знание напрямую из него. Вампир располагает эффектной внешностью, живет бесконечно, умом не уступает великим стратегам, превращается в ряд хищных животных, слышит чужие мысли, обладает гипнотическими способностями, может позвать любого человека (и тот придет), но при этом жаждет крови столь неутолимо, что не может справиться с этим желанием (и в итоге находит гибель), боится солнца и спит днем в гробу, наполненном землей, ему вредны серебро и чеснок, а убить его можно ударом осинового кола в сердце (и отсечением головы). Если отрешиться от примитивной формульности этой схемы, любой вдумчивый исследователь проблемы будет озадачен: похоже, нам рассказывают не всё. Конечно, так и есть; но, чтобы рассказать «все» или хотя бы чуть больше, нам надо - впервые в истории исследования вампиризма, ни разу не проводившегося изнутри community, - ввести, наконец, понятие Большой структуры, знание о которой критично для понимания Nosferatu и того, что движет ими.

В понятийном аппарате людей недостает явлений, пригодных для использования стройной аналогии structura magna. Одно из простейших таких явлений - тессеракт, четырехмерный куб: сущность, которая в наш трехмерный мир проецируется обычным кубиком, но по сути является чем-то большим, что тяжело правильно представить и осмыслить в границах привычной нам реальности. Пространство, в котором существует тессеракт, - неплохая (хоть и упрощенная) метафора Большой структуры: сложного многомерного периметра, в рамках которого и направления, и времена взаимодействуют разнонаправленно и (для человека, не знакомого с ней) непредсказуемо. Есть лишь одна константа, позволяющая обычному человеку чуть лучше сориентироваться в structura magna, - наличие в ней множества инвариантных (неизменных) действительностей, одной из которых является ваш мир со всей его историей и космогонией. Все великие эзотерики как минимум догадывались о существовании s.m., все пытались осмыслить ее; многие пытались выйти в нее и проложить пути до других «миров»; но удавалось это единицам. Полного же (или даже удовлетворительного) знания свитка, слишком длинного, чтоб уместиться в ладонях Будды - именно так назвал Большую структуру один из китайских ученых - нет ни у кого. Участь искренних и пристрастных исследователей Большой структуры - сумасшествие, как это произошло, например, с Говардом Ф. Лавкрафтом, попытавшимся на примере своих душераздирающих глубоководных божеств проиллюстрировать катастрофическую непознаваемость ее природы.

Конечно, велик соблазн представить s.m. просто как совокупность миров или вселенных. Но такое представление упускает из виду два ключевых свойства Большой структуры, внешне как будто взаимоисключающих: с одной стороны, тотальную разнородность населяющих ее действительностей, проявляющуюся во всем, начиная от направления их стрел времени и заканчивая их проницаемостью; с другой, - свойство (никем доселе не объясненное) многих сущностей появляться в разных местах Большой структуры практически неизменными, как будто их протянули через эти миры красной ниткой. А ведь хотя в некоторые действительности Большой структуры попасть легко (ваш мир относится к таким: в нем пространство-время объединены в простую пару), в иные куда труднее, а прочие же вообще инкапсулированы до того, что проникнуть в них нельзя ни через пространство, ни через время, ни даже через прямые проколы.



Одна из таких укрепленных действительностей заключена как раз в Нижнем Городе и называется теми, кто знает о ней, Твердыней. В свидетельствах исследователей Большой структуры нет достоверных сведений о ком-нибудь, кому удалось бы попасть в нее: Nitheratun, как известно, описан О’Рейли достаточно детально, и мало кто не читал его трудов, а вот до самой Твердыни ему добраться не удалось, и мы знаем лишь, что именно в Твердыню уперлась вершина перевернутой пирамиды, которой был низвержен хозяин адских чертогов, но даже и так она не открылась. Потому и основной секрет, заключенный там, толком не известен, а есть лишь версии о том, что скрыто в ней: по одним рассказам, там есть звезда, которая в своем горении испускает время по всей остальной structura magna; по другим, располагается в ней окно наружу, в которое видно за краем палец Создателя; по третьим, там слышится бесконечно передаваемое из уст в уста слово, отвечающее на последний вопрос, который будет задан и от которого будет зависеть, случаться чему-либо дальше или нет. Да мало ли?

Возможно, в Твердыне и нет ничего из этого, а состоит она из одной двери, за которой плавными волнами разбегаются пшеничные поля - не столь важно. Важно, что весьма давно (по меркам вашего мира, конечно: в его действительности времени нет) один из самых старых жителей Большой структуры, которого мы назовем Qar, вознамерился то ли от скуки, то ли для решения какой-то своей задачи попасть внутрь Твердыни или присоединить ее к себе - но не смог, даже хотя проникнуть в нее пытался путем, совершенно не похожим на что-либо, ранее описанное нами. Разгневавшись, Qar, сложностью родственный галактикам, но, в отличие от галактик, движимый единым и вполне осознанным замыслом, задумал осаду Твердыни. Для этого он, поднявшись над временем, пробил Большую структуру многими сотнями собственных ипостасей и принялся наполнять себя кровью доступных сущностей, чтобы, налившись всем многообразием structura magna, подчинить загадочную Твердыню своей воле.

Объяснить происшедшее понятнее тяжело, поэтому, подытоживая, скажем лишь: вампиры, пожирающие жизнь людей (а также царь-вампиры, пьющие кровь звезд, и многие другие создания, перечислять которых здесь нет смысла), - одновременно и самостоятельные существа, и наконечники Qar-а, заложники и помощники в его осаде Твердыни; а в «чернильных» реках, которыми пересечены серые пыльные барханы Нижнего города, бегут не чернила, конечно, но кровь существ из всех миров и времен, до которых дотянулся Qar, появляющийся в виде златоглазых голубей. Именно это и подразумевается под инициацией вампира - момент, когда свою волю он обручает с волей завоевателя».

Молодой Тепеш взял книгу и пошел с ней на мужскую половину. Пройдя привычный путь, изогнувшись вместе со всеми коридорам и дойдя до замурованной стены, остановился перед ней. Мы не можем проникнуть в мысли нашего героя, но почему-то предполагаем, что он думал о том, что самая важная книга - нет, даже не книга - отрывок текста, написанный характерным летящим почерком его отца, осталась не прочитанной именно тогда, когда она могла бы ему пригодиться, а он тратил время на Кирхера и Оригена. Что если существует Большая структура, то отца можно будет когда-нибудь встретить там. И он поймет, что сын понял. Что если бы он мог, если бы не утренние занятия, не обязательства перед матерью, перед директором, и перед вторым уровнем, образовавшиеся у него вот в эту самую ночь, он бы вошел в эту стену и остался там уже сейчас - разбираться со структурой. Что ему не было понятно, кто такой О’Рейли, и кто читал его труды, непонятно было и то, кто перевернул пирамиду и низверг «Хозяина адских чертогов» и когда, и где тогда этот самый Хозяин, если его кто-то низверг. Подумал было взять книгу с собой, но смысла в этом не было. Текст, естественно, врезался в память намертво. А делать из отца сувенир…

Он оставил книгу на камнях возле стены и пошел обратно.

A Lamenting Song

image Click to view



Первое упоминание о Большой структуре

Дальше: Царевна Пуаби
Оглавление
Раньше: Рокировка

narative, s.s., puabi, 8ternity, past, trans, series 8, flash-back, mary-susan

Previous post Next post
Up