Юджин Райл, интродакшн к The Human Adventure (III)

May 07, 2022 12:49

Начало здесь, продолжение здесь. Это окончание. Магнум опус американского "независимого марксиста".

В-четвертых, мы должны рассмотреть вопросы, поднятые появлением теологии освобождения. Мы, марксисты, атеисты и, несомненно, останемся таковыми. Но, как указал Маховец (1972), Маркс развил свой атеизм как критику господствовавших тогда теологических идей, служивших легитимному угнетению, а не как догму о несуществовании Бога. По мере изменения богословских концепций должно меняться и наше отношение к ним. Теология освобождения столь же принципиально противоположна, как и сам марксизм, теологии угнетения. Марксизм не может позволить себе игнорировать новые богословские концепции и новые вопросы, поставленные теологией освобождения.

Наконец, мы должны воспринять положительные достижения буржуазной науки. Буржуазная общественная наука представляет собой клубок противоречий. В то время как он стремится узаконить статус-кво и служить ему, он также должен соблюдать каноны науки. Таким образом, он воплощает в себе как консервативные, так и прогрессивные тенденции. Буржуазная социальная наука добилась многого ценного со времен Маркса.

Она предоставила научную документацию, опровергающую доктрину расового превосходства и неполноценности. Она сделал впечатляющие открытия окаменелостей, освещающих происхождение и эволюцию нашего вида. Она задокументировала древность и историю афро-азиатских и индейских цивилизаций. Концепции и методология буржуазной социальной науки могут быть неадекватными в качестве альтернативы марксизму, но они необходимы в качестве дополнения к марксизму и должны быть включены в марксистскую теорию.

В частности, антропологические перспективы имеют решающее значение в этом переосмыслении марксизма. /М.С.: созвучно это мнению Поршнева о "началах"??/ И культурный релятивизм, и сравнительные подходы должны быть включены в марксизм двадцать первого века.

Однако прежде чем такая наука может быть разработана, необходимо устранить ряд популярных заблуждений о природе современного мира, о марксизме и о социальных науках в целом. Этим задачам посвящены первые две главы.

Глава первая, «Великий американский миф», бросает вызов общепринятым представлениям о природе американского общества, роли США в мире и «советской угрозе». Альтернативные взгляды представлены как столь же разумные и более реалистичные. Это делается для того, чтобы представить критическую позицию по отношению к идеологии американизма и антикоммунизма.

Эта попытка подорвать гегемонию буржуазной идеологии продолжается во второй главе «Слепые, слоны и польские революционеры: развитие социальных наук». Вообще говоря, различные теории, которые социологи предложили, чтобы попытаться понять состояние человека, можно разделить на две категории. Есть консервативные теории, которые правящие классы распространяют, чтобы узаконить свое правление и помешать другим понять, что происходит, и есть радикальные теории, которые используются угнетенными людьми, чтобы попытаться изменить общество. Различные ортодоксальные школы социальных наук, такие как функционализм, структурализм и неоклассическая экономическая теория, рассматриваются как множество слепцов, каждый из которых ошибочно принимает свою часть социокультурного слона за целое. Маркс, напротив, пытался рассмотреть слона в целом и понять законы его движения. Но марксизму бросили вызов как новые радикальные теории, так и консервативный статус-кво. Я считаю, что марксизм остается в силе, но его необходимо переосмыслить в свете этих проблем.

В третьей главе «На пути к антропологическому марксизму» делается попытка переформулировать марксистскую теорию в свете фактов и теорий современной социальной науки, в частности вызовов экологии, феминизма и теологии освобождения. Основные марксистские концепции, такие как способ производства, эксплуатации и классовой борьбы, переформулированы в терминах основных компонентов всех экологических систем: материи, энергии и информации. В третьей главе я предлагаю новый способ анализа, социальную термодинамику, как способ обобщить трудовую теорию стоимости Маркса на некапиталистические экономические ситуации.

Глава четвертая, «Институциональные альтернативы», исследует функциональные альтернативы ключевым институтам буржуазного общества, рынку, государству, церкви и семье. Антропологические данные показывают, что это не универсальные черты социальной жизни и что потребности, удовлетворяемые этими институтами, в других обществах удовлетворяются по-разному.

В пятой главе, «Доисторические революции», я обсуждаю основные преобразования, которые претерпел наш вид в своем развитии от наших обезьяноподобных предков до феодализма. Таких революций три. Человеческая революция включала самосоздание человечества из обезьяноподобных предков. Неолитическая революция повлекла за собой развитие одомашнивания растений и животных и оседлой деревенской жизни. Городская революция повлекла за собой развитие цивилизации и разделение человеческого сообщества на правящих и управляемых. Эти доисторические революции формируют фон для возникновения современного мира.

Следующие три главы книги посвящены современному миру.

Глава шестая, «Революционная буржуазия», представляет марксовый анализ капитализма. Маркс видел в современной буржуазии революционную и прогрессивную силу в истории, ибо она свергла феодализм, развила современную науку, раскрыла огромный производительный потенциал общественного труда. Однако в то же время он использовал эти производственные способности человечества в нечеловеческой силе: капитале.

Глава седьмая, «Буржуазия в триумфе и упадке», исследует современный монополистический капитализм и то, как он направляет производственный потенциал общества в иррациональные области, такие как гонка вооружений, реклама и потребительство, игнорируя при этом основные человеческие потребности населения. Таким образом, капитализм способствует бедности, расизму, сексизму, преступности и отчуждению. Поступая таким образом, капитализм становится оковами для дальнейшего развития нашего вида и величайшей опасностью для благополучия нашего вида.

В восьмой главе «Мировая революция пролетариата» рассматривается решение: социалистическая революция. В этой главе представлено крупное переформулирование марксовой теории революции. Вместо того, чтобы рассматривать мир с точки зрения наций на различных уровнях экономического развития, мы должны исследовать, как мировая капиталистическая система претерпевает революционную трансформацию в мировой социализм. Эта мировая капиталистическая система состоит не из развитых и отсталых наций, а из сверхразвитых капиталистических наций и слаборазвитых капиталистических наций. Сверхразвитые капиталистические нации в Северной Америке, Западной Европе и Японии создали процветающие общества, основанные на многовековом грабеже стран третьего мира. Слаборазвитые капиталистические нации Африки, Азии и Латинской Америки продолжают жить в нищете из-за своего колониального наследия и продолжающегося грабежа со стороны евро-американских наций. Из этой глобальной системы неравенства и несправедливости возникает новый мир. Ведущими силами в этом преобразовании являются протосоциалистические нации, такие как Советский Союз, Китай и Куба, которые освободились от мирового империализма и встали на самостоятельные пути национального развития. Современная классовая борьба принимает разные формы в каждом из этих трех типов современного общества, но конечным результатом будет коммунистический мир, как и предсказывал Маркс.

В своих Заключительных замечаниях «С Марксом и Иисусом» я исследую некоторые последствия Человеческого приключения нашего вида для нашей личной жизни. В этом я опираюсь на мысль Иисуса, одного из первых коммунистов-революционеров, а также на научный коммунизм Маркса и Ленина.

Мои взгляды глубоко критически относятся к нынешнему состоянию мира и к курсу, по которому идет наша нация. Критики американского общества часто спрашивают, почему мы не переезжаем в Россию, если нам здесь не нравится. Однако задавать такой вопрос значит неправильно понимать, что такое Америка.

Патриотизм означает больше, чем просто размахивание флагом в честь Четвертого июля. Патриотизм, я считаю, означает жить в соответствии с высшими идеалами нашего народа.

Но наша нация встала на путь несправедливости и саморазрушения. Мы не первая богатая и могущественная нация, которая делает это. Давным-давно еврейские пророки резко выступили против общепринятой мудрости того времени:
"Слушайте же это, главы дома Иаковлева и князья дома Израилева, гнушающиеся правосудием и искривляющие все прямое, созидающие Сион кровью и Иерусалим - неправдою!
Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!» Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом." [Micah 3:9-12]

Поддерживать наше правительство в несправедливой и неправильной политике - это ложный патриотизм. Не выступить против национальной несправедливости означает игнорировать нашу ответственность перед нашей нацией и перед самими собой.

Я не легко пришел к своим взглядам; они являются продуктом более тридцати лет поисков и изучения. Я изучил взгляды как антикоммунистов, так и коммунистов, политических правых и центра, а также левых, ученых-истеблишментов, а также сумасшедших. Я исследовал много ложных путей, но я верю, что двигался в правильном направлении. Я излагаю здесь свои взгляды не как Божью Истину, а просто как лучший взгляд на реальность, который я смог найти, и достойный внимания.
Previous post Next post
Up