Feb 20, 2012 01:17
ЧЕРНО-БЕЛЫЕ КОМИКСЫ АБСУРДА И МИМОДРАМЫ
На днях (3.02, 9.02, 2012 год )на большой сцене Дома актера (Харьков, Украина) состоялись премьерные показы спектакля с интригующим названием «Крыса». Он стал презентацией творческого объединения «Прекрасные цветы».
Премьера заинтриговала. Чего стоит одно только название СТО «Прекрасные цветы»! Только на первый взгляд легкое и непринужденное, оно несет знаковую смысловую нагрузку, художественный перевертыш, отсылающий зрителя к символистской поэзии Шарля Бодлера «Цветы зла», в которой главными темами являются образность понятий, текучесть ритмов, меланхолия, гротеск, соседствующий с острой иронией. Так и в спектакле соединены плавность пластичных ритмов, гротеск и ирония, пародия на многие хорошо известные театральные штампы…
Объединение создано уже известным харьковчанам трио актеров: Артем Вусик - актер театра кукол им. В. Афанасьева, Игорь Ключник выступает на сцене творческого объединения «Апарте», Денис Чмелев - в театре «Новая сцена». Они зарекомендовали себя в городе как исполнители интеллектуальных капустных номеров, скетчей, перфоменсов на театральных акциях и фестивалях, участвуя в ежегодном городском капустнике по случаю Старого Нового Года, в IX Международном фестивале негосударственных театров «Курбалесия» и т.д.
Театральным зрителям, которые страдают земмифобией, этот спектакль не противопоказан, так как название «Крыса» отсылает к переносному значению - предателя и стукача. Как ироничный намек на такие качества в самом начале спектакля из мусорного бака была извлечена игрушечная плюшевая крыса… Для завязки детективной истории в этот же бак один из героев спрятал заветный чемоданчик, погоня за которым составила затем всю сюжетную канву. Ироничный ход проявился во всем. Даже стандартное обращение к зрителю с просьбой выключить свои мобильные телефоны был превращен актерами в уморительно абсурдную цепочку словесных оборотов, предлагающих варианты того, что ни в коем случае нельзя делать во время спектакля. Поэтому приверженцы дедуктивного метода сбиты с толку уже в самом начале детектива «Крыса». Сценическое действие разыгрывается актерами практически без слов, с помощью мимики, пластики тела и с элементами современного стиля контемпорари. Оригинальный спектакль уместнее всего назвать мимодрамой - своего рода разновидностью пантомимы, представлением, включающим диалоги, декламацию, мимические сцены и «живые картины» символического характера. Но даже не очень искушенному в современном авангарде зрителю заметно, что его создатели ориентировались на творчество известных представителей немого кино, а также режиссеров эксцентриков: Чарли Чаплина, Джеймса Тьерри, Яна Шванкмайера, а также танцора и представителя контемпорари Филиппа Декуфле.
Спектакль любопытен разным зрителям. С одной стороны, это типичная детективная история: с вооруженной пистолетами мафией, сыщиками в плащах и шляпах, а также затравленной жертвой. С другой стороны «Крыса» - пародия, отсылка к детективным комиксам и напоминает известный фильм «Люди в черном». Именно такую атмосферу поддерживает в спектакле динамичная музыка. Любителя клипов этот спектакль тоже понравится. Действие складывается из отдельных сцен-кадров, что позволяет моментально переносить его место. Большое значение в спектакле отведено свету (заслуженный работник культуры Украины В. Минаков). Он не только обозначает пространство, но и передает внутреннее состояние героев. Сценография Е. Колесниченко преимущественно черно-белая (как немое кино). Ярко контрастно прочитываются на этом фоне искусственные цветы в горшке и цветные платки. Оригинальным решением авторов спектакля стал прием «превращения» сыщиков в погоне за преступником в эксцентрических кукол-петрушек (куклы О. Турути).
Однако, из-за отсутствия профессиональной режиссуры, ведь его поставили сами актеры, условия полного молчания и говорящего языка пластики, не были на сто процентов оправданны. Появление слова - композиционно и по смыслу - разбивало заявленный жанр мимодрамы. Именно так «выпала» из спектакля сцена беседы детективов, напомнившая известную игру «Мафия». Каждый из героев задавал по очереди вопрос другому: кто он по гороскопу, вычисляя, таким образом, кто из них и есть пресловутая Крыса...
Что до игры актеров в таком сложном жанре, то убедительней всего проявил его А. Вусик. Эксцентричное поведение воплощалось в характерных мимических реакциях и пластике, когда его герой вспоминал о потерянном пистолете, скрывался под личиной старухи. Иной - своеобразно угловатой - выразительностью обладает Д. Чмелев. А сценическое существование И. Ключника проявляется в нюансировке деталей, а также в «драматизации» пластической выразительности.
Поиск своего театрального синтетического языка, неподдельная искренность веры в столь сложные и условные предлагаемые обстоятельства - главные составляющие успеха нового театрального коллектива. Для начала, «Прекрасные цветы» уже успели заявить о себе на ІІ Международном театральном фестивале малых форм «Театроник», собрав полный зал неравнодушных зрителей.
Артем Вусик,
мимодрама,
немое кино,
Денис Чмелев,
Игорь Ключник,
Крыса,
комиксы,
контемпрори,
театр кукол