(no subject)

Feb 20, 2012 01:17


ЧЕРНО-БЕЛЫЕ КОМИКСЫ АБСУРДА И МИМОДРАМЫ

На днях (3.02, 9.02, 2012 год )на большой сцене Дома актера (Харьков, Украина) состоялись премьерные показы спектакля с интригующим названием «Крыса». Он стал презентацией    творческого объединения «Прекрасные цветы».

Премьера заинтриговала. Чего стоит одно только название СТО «Прекрасные цветы»! Только на первый взгляд легкое и непринужденное, оно несет знаковую смысловую нагрузку, художественный перевертыш, отсылающий зрителя к символистской поэзии Шарля Бодлера «Цветы зла», в которой главными темами являются образность понятий, текучесть ритмов, меланхолия, гротеск, соседствующий с острой иронией. Так и в спектакле соединены плавность пластичных ритмов, гротеск и ирония, пародия на многие хорошо известные театральные штампы…

Объединение создано уже известным харьковчанам трио актеров: Артем Вусик - актер театра кукол им. В. Афанасьева, Игорь Ключник выступает на сцене творческого объединения «Апарте», Денис Чмелев - в театре «Новая сцена». Они зарекомендовали себя в городе как исполнители интеллектуальных капустных номеров, скетчей, перфоменсов на театральных акциях и фестивалях, участвуя в ежегодном городском капустнике по случаю Старого Нового Года, в IX Международном фестивале негосударственных театров «Курбалесия»  и т.д.

Театральным зрителям, которые страдают земмифобией, этот спектакль не противопоказан, так как название «Крыса» отсылает к переносному значению - предателя и стукача. Как ироничный намек на такие качества в самом начале спектакля из мусорного бака была извлечена игрушечная плюшевая крыса… Для завязки детективной истории в этот же бак один из героев спрятал заветный чемоданчик, погоня за которым составила затем всю сюжетную канву. Ироничный ход проявился во всем. Даже стандартное обращение к зрителю с просьбой выключить свои мобильные телефоны был превращен актерами в уморительно абсурдную цепочку словесных оборотов, предлагающих варианты того, что ни в коем случае нельзя делать во время спектакля. Поэтому приверженцы дедуктивного метода сбиты с толку уже в самом начале детектива «Крыса». Сценическое действие разыгрывается актерами практически без слов, с помощью мимики, пластики тела и с элементами современного стиля контемпорари. Оригинальный спектакль  уместнее всего назвать мимодрамой - своего рода разновидностью пантомимы, представлением, включающим диалоги, декламацию, мимические сцены и «живые картины» символического характера. Но даже не очень искушенному в современном авангарде зрителю заметно, что его создатели ориентировались на творчество известных представителей немого кино, а также режиссеров эксцентриков: Чарли Чаплина, Джеймса Тьерри, Яна Шванкмайера, а также танцора и представителя контемпорари Филиппа Декуфле.

Спектакль любопытен разным зрителям. С одной стороны, это типичная детективная история: с вооруженной пистолетами мафией, сыщиками в плащах и шляпах, а также затравленной жертвой. С другой стороны «Крыса» - пародия, отсылка к детективным комиксам и напоминает известный фильм «Люди в черном». Именно такую атмосферу поддерживает в спектакле динамичная музыка. Любителя клипов этот спектакль тоже понравится. Действие складывается из отдельных сцен-кадров, что позволяет моментально переносить его место. Большое значение в спектакле отведено свету (заслуженный работник культуры Украины В. Минаков). Он не только обозначает пространство, но и передает внутреннее состояние героев. Сценография Е. Колесниченко преимущественно черно-белая (как немое кино). Ярко контрастно прочитываются на этом фоне искусственные цветы в горшке и цветные платки. Оригинальным решением авторов спектакля стал прием «превращения» сыщиков в погоне за преступником в эксцентрических кукол-петрушек (куклы О. Турути).

Однако, из-за отсутствия профессиональной режиссуры, ведь его поставили сами актеры, условия полного молчания и говорящего языка пластики, не были на сто процентов оправданны. Появление слова - композиционно и по смыслу - разбивало заявленный жанр мимодрамы. Именно так «выпала» из спектакля сцена беседы детективов, напомнившая известную игру «Мафия». Каждый из героев задавал по очереди вопрос другому: кто он по гороскопу, вычисляя, таким образом, кто из них и есть пресловутая Крыса...

Что до игры актеров в таком сложном жанре, то убедительней всего проявил его А. Вусик. Эксцентричное поведение воплощалось в характерных мимических реакциях и пластике, когда его герой вспоминал о потерянном пистолете, скрывался под личиной старухи. Иной - своеобразно угловатой -  выразительностью обладает Д. Чмелев. А сценическое существование И. Ключника проявляется в нюансировке деталей, а также в «драматизации» пластической выразительности.

Поиск своего театрального синтетического языка, неподдельная искренность веры в столь сложные и условные предлагаемые обстоятельства - главные составляющие успеха нового театрального коллектива. Для начала, «Прекрасные цветы» уже успели заявить о себе на ІІ Международном театральном фестивале малых форм «Театроник», собрав полный зал неравнодушных зрителей.       

Артем Вусик, мимодрама, немое кино, Денис Чмелев, Игорь Ключник, Крыса, комиксы, контемпрори, театр кукол

Previous post Next post
Up