ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ.

Feb 07, 2013 09:43

И сама дополню "По полю танки грохотали" англ. роликом песни мальчиков из Беркли.
Пускай поют о реальности и фантазиях НАТО.

image Click to view



-------------------------------
Оригинал взят у nikolino в ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ.

06.02.2013

В статье рассматриваются психологические аспекты информационной войны. Показано, что Вооруженные Силы РФ становятся объектом информационного воздействия со стороны вероятного противника. В связи с этим, готовность командиров, штабов, органов воспитательной работы квалифицированно организовывать противодействие и защиту войск от психологических операций (ПсО) противника и информационно-психологическое воздействие на личный состав его частей и соединений является необходимым условием успешного решения частями и подразделениями поставленных им боевых задач в современном бою.
Введение

«Угрозами военной безопасности (РФ) являются: политика ряда ведущих зарубежных стран, направленных на достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего в стратегических ядерных силах, путем развития высокоточных, информационных и других высокотехнологичных средств ведения вооруженной борьбы…»[1].

Революционные изменения в сфере наук о закономерностях функционирования человеческой психики, массовых информационных процессов, широкое распространение систем массовой коммуникации (сетей спутникового и кабельного телевидения, оптико-волоконных линий связи и компьютерных сетей, УКВ- и СВ-радиостанций), технологический прорыв в полиграфической технике, достижения в области «несмертоносного» оружия обусловливают резкое усиление интереса военных руководителей многих армий мира к информационно-психологическому противоборству как составной части вооруженной борьбы.

Исходя из этого, следует, что Вооруженные Силы РФ становятся объектом информационного воздействия со стороны вероятного противника. В связи с этим, готовность командиров, штабов, органов воспитательной работы квалифицированно организовывать противодействие и защиту войск от психологических операций (ПсО) противника и информационно-психологическое воздействие на личный состав его частей и соединений является необходимым условием успешного решения частями и подразделениями поставленных им боевых задач в современном бою.
1. Понятие информационно-психологической войны


«Информационно-психологическая война - это целенаправленное воздействие информацией (устной, печатной, видео) на сознание и эмоционально-волевую сферу людей»[2].

В системе информационно-психологического противоборства, осуществляемого в военных целях, можно выделить феномены, квалифицируемые как «информационная война» и «психологическая война».

Под информационной войной можно понимать борьбу сторон за достижение превосходства над противником в своевременности, достоверности, полноте получения информации, скорости и качестве ее переработки и доведения до исполнителей. Такая война включает следующие направления деятельности:
  • добывание необходимой информации;
  • переработка полученной информации;
  • защита информационных каналов от проникновения противника;
  • своевременное и качественное доведение информации до потребителей;
  • дезинформация противника;
  • вывод из строя или нарушение функционирования систем добывания, переработки и распространения информации противника; уничтожение, искажение, хищение информации у противника;
  • разработка более эффективных, чем у противника, средств работы с информацией.

Средствами ведения информационной войны могут быть:
  • компьютерные вирусы, отличающиеся высокой способностью проникновения по различным каналам в программы, закрепления и размножения в них, подавления и вывода их из строя;
  • «логические бомбы», «программы-оборотни», «программы-убийцы информации» заранее внедряемые в информационно-управляющие центры военной и гражданской инфраструктуры, и по сигналу или в установленное время искажающие, уничтожающие информацию или дезорганизующие работу программно-технических средств;
  • программы несанкционированного доступа к информационным ресурсам противника с целью хищения разведывательной информации;
  • средства подавления информационных систем противника, вхождения в них в целях подмены информации или открытого пропагандистского вмешательства;
  • биотехнологические средства, созданные на основе клеточной инженерии, выводящие из строя компьютерные платы;
  • средства внедрения вирусов, логических бомб, программ оборотней, программ-убийц информации, программ воздействия на персонал («зомбирование») и др. в информационные системы (вирусные пушки, закладки в микропроцессоры, международные компьютерные сети и др.);

Теперь рассмотри сущность психологической войны:

Психологическая война есть содержание деятельности специальных органов одного государства, оказывающих психологическое воздействие на гражданское население и (или) на военнослужащих другого государства ради достижения своих политических и военных целей.

Виды воздействия в психологической войне:
  1. Информационно-психологическое
  2. Психогенное
  3. Психоаналитическое (психокоррекционное)
  4. Нейролингвистическое
  5. Психотронное (экстрасенсорное)
  6. Психотропное

Психологическая война может быть рассмотрена как борьба между государствами и их вооруженными силами за достижение превосходства в духовной сфере и превращение полученного преимущества в решающий фактор достижения победы над противником. При таком подходе информационные возможности, наряду с чисто психологическими акциями, выступают средством решения психологических задач. В рамках психологической войны следует выделить следующие направления: мобилизация и оптимизация моральных и психологических сил нации и вооруженных сил в интересах решения военных задач; защита населения своей страны и ее вооруженных сил от разлагающего информационно-психологического влияния противника (психологическое противодействие; психологическое прикрытие; контрпропаганда; психологическая защита); психологическое воздействие на войска и население противника в целях их дезориентации, деморализации и дезорганизации (психологическая борьба); влияние на взгляды, настроения, поведение дружественных и нейтральных аудиторий (стран, социальных групп, вооруженных формирований) в направлении, благоприятном для достижения победы над противником.
2. Психологические операции

Кратковременные или узконаправленные информационно-психологические акции, осуществляемые как в мирное, так и в военное время, во многих странах мира обозначаются устоявшимся термином психологические операции (ПсО). Например, по мнению военных психологов, наибольший ущерб моральному духу войск наносят такие факторы, как «…недостаток пищи, отсутствие боевого опыта, негативное отношение к целям и действиям политического руководства, недовольство командованием»[3]. Следовательно, именно эти моменты и будут активно использоваться противником в ходе ведения психологических операций.

Психологическая операция - это использование на практике в условиях вооруженной борьбы сложной совокупности согласованных, скоординированных и взаимосвязанных по целям, задачам месту и времени, объектам и процедурам видов, форм, способов и приёмов психологического воздействия.

«Психологическая операция представляет собой точечную коммуникацию на фоне массированного воздействия…»[4]

Опыт осуществления успешных информационных и психологических акций в военных событиях последнего времени (при проведении военной операции США в Гренаде (1983г.), во время войны в Персидском заливе (1990-1991гг.), при вторжении на Гаити (1994г.), в ходе выполнения миротворческих задач в Боснии и Герцеговине (1996 г.) и др.) свидетельствует о том, что их эффективность высока лишь тогда, когда они увязываются в целостную систему информационно-психологического воздействия, осуществляются по единому плану, на уровнях, объективно востребуемых обстановкой. Поэтому, по данным специалистов, армии наиболее развитых в экономическом и военном отношении государств готовятся к ведению войны одновременно по нескольким направлениям: радиоэлектронная борьба, активная разведка, дезорганизация систем управления войсками и оружием, психологические операции, специальное программно-техническое воздействие на информационный ресурс противника. Вот как описывают возможные события такой войны американские аналитики: «2005 год. Иран скрытно разворачивает свои войска и внезапно нападает на Саудовскую Аравию. США для защиты своего стратегического союзника начинают информационную войну против агрессора.

Прежде всего, оживают компьютерные вирусы и логические бомбы, заранее тайно зало­женные в память ЭВМ, используемых во всех иранских структурах государственного, военного и экономического управления. Это оружие пускается в ход специальной командой, например, со спутника или через международные компьютерные сети. После начала конфликта агенты спецслужб, действующие на территории Ирана, с помощью портативных мощных генераторов электромагнитных импульсов разрушают программное обеспечение и уничтожают базы данных в системах гражданского и военного управления, защищенных от компьютерных вирусов и логических бомб. Одновременно по международным телекоммуникационным сетям обнуляются счета агрессора в зарубежных банках. Эти действия влекут для Ирана катастрофические последствия, поскольку полностью дезорганизуют работу всех жизненно важных для страны систем (гражданского и военного управления, связи, энергетики, транспорта и др.). Одновременно подавляются теле - и радиопередачи всех станций и ретрансляторов на территории страны, пунктов связи и управления в войсках агрессора.

По электронным средствам массовой информации начинают передаваться материалы, направленные на дестабилизацию политической обстановки, дезориентацию населения и возбуждение паники. В результате такой комбинированной атаки с помощью различных видов информационного оружия в Иране воцаряется хаос, происходит коллапс экономики и резко изменяется социально-политическая ситуация. В этих условиях агрессор вынужден отказаться от своих планов и подчиняется требованиям США и их союзников». Естественно, такой взгляд на войну несколько эйфористичен, ведь в нем не учтены возможности противника по организации информационной защиты и противодействия. Однако современные достижения в области информационных технологий позволяют многое из описанного выше сценария ведения войны в той или иной степени реализовать на практике.

Психологическая операция - это использование на практике в условиях вооруженной борьбы сложной совокупности согласованных, скоординированных и взаимосвязанных по целям, задачам месту и времени, объектам и процедурам видов, форм, способов и приёмов психологического воздействия. «Психологическая операция представляет собой точечную коммуникацию на фоне массированного воздействия…»[5]

Известно, что попытки оказать психологическое влияние на противни­ка в целях его дезинформации, запугивания, деморализации предпринимались еще в глубокой древности. Считается, что целенаправленное психологическое воздействие человеком на человека в целях изменения поведения другого применяется с тех пор, когда возникли первые контакты между людьми. В одной из библейских легенд рассказывается о том, как Гедеон, ведя войны со своими многочисленными противниками, нередко прибегал к военным хитростям, дезинформации и запугиванию неприятеля. Однажды он так смог запугать врага, что тот, потеряв контроль над своими действиями, ударил по своим войскам.

Искусство управления мыслями, психическими состояниями, поступками людей формировалось, совершенствовалось и хранилось как тайное оружие жрецами, государственными и военными деятелями Вавилона, Египта, Китая, Древней Греции и Рима.

В более позднее время практические рекомендации по психологическому разложению противника вырабатывались А.В. Суворовым, Наполеоном и др. Так, например, Наполеон считал, что «четыре газеты смогут причинить больше зла, чем стотысячная армия». Именно поэтому в его армии постоянно находилась походная типография мощностью до 10тыс. листовок в сутки.

Наиболее широким понятием является «информационно-психологическое противоборство», отражающее различные уровни противодействия конфликтующих сторон, осуществляемого информационными и психологическими средствами для достижения политических и военных целей. Такая широкая трактовка рассматриваемого феномена позволяет охватить информационно-психологические акции, осуществляемые: а) на разных уровнях (межгосударственном или стратегическом, оперативном и тактическом); б) как в мирное, так и в военное время; в) как в информационной, так и в духовной сфере; г) как среди своих военнослужащих, так и среди войск противника. В системе информационно-психологического противоборства, осуществляемого в военных целях, можно выделить феномены, квалифицируемые как «информационная война» и «психологическая война».

Под информационной войной можно понимать борьбу сторон за достижение превосходства над противником в своевременности, достоверности, полноте получения информации, скорости и качестве ее переработки и доведения до исполнителей.

В свою очередь психологическая война является содержанием деятельности специальных органов одного государства, оказывающих психологическое воздействие на гражданское население и (или) на военнослужащих другого государства ради достижения своих политических и военных целей.

В настоящее время во многих странах мира информационно-психологические средства осуществления психологических операций рассматриваются в качестве приоритетных при достижении военных целей. Для их разработки практического применения привлекаются значительные материально-технические ресурсы, известные ученые, политики, деятели культуры и искусства, высококлассные военные специалисты.

К информационно-психологическим воздействиям в системе психологических операций относятся следующие:

1. Печатные средства - листовки, плакаты, газеты, информационные бюллетени и др., средства их производства (полиграфическая база) и распространения.

Листовки, исходя из своего предназначения, издаются разных размеров и на различном материале. В американской армии для их распространения используются артиллерия, авиация, авиа-контейнеры. Во время войны в Персидском заливе (1990-1991 гг.) на иракские войска и население региона американцами было сброшено более 30 млн. листовок. По некоторым оценкам 98% иракских солдат, сдавшихся в плен, читали американские листовки, 88% из них поверили в их содержание, 70% по этой причине сдались в плен.

2. Важными средствами психологической операции являются радио и телевидение. Сюда относятся стационарные и подвижные (автомобильные, самолетные, корабельные) радио- и телецентры (как штатные, так и захваченные у противника) с соответствующими программами вещания. Роль этих средств особенно возрастает в регионах, насыщенных радио- и телеприемниками, а также при вещании, на малограмотное население. Так, например, в ходе операций «Щит в пустыне» и» Буря в пустыне» наличный состав иракской армии только в прифронтовой зоне круглосуточно вели передачи шести широковещательных станций. В целях увеличения потенциальной аудитории среди военнослужащих и населения региона с помощью кочевников и авиации было распространено 50 тыс. малогабаритных приемников с фиксированной частотой. Одновременно с радио- и телевещание в интересах психологической операции, как правило, применяются средства РЭБ, подавляющие теле- и радиостанции противника. К примеру, государственная радиостанция Ирака «Голос Багдада» была парализована по существу на протяжении всего периода военного противостояния в регионе.

3. Кино-, видеофильмы, аудиоматериалы и другие носители видео- и аудиоинформации, рассчитанные как на убеждающее, так и на внушающее воздействие. Например, в ходе военных событий в зоне Персидского залива среди населения Иордании, Саудовской Аравии и других государств распространялись видеокассеты с материалами, изображающими С. Хусейна тираном иракского народа и раскольником, разрушающим единство арабского мира. В то же время они содержали сюжеты, пропагандирующие могущество и справедливость США.

4. Одним из самых эффективных средств информационно- психологического воздействия на противника в рамках тактических психологической операции является звуковещание. Оно осуществляется с помощью звуковещательных станций (ЗС) и других средств усиления голоса, в том числе переносных, смонтированных на джипах, грузовиках, танках, БТР, вертолетах, самолетах. Громкоговорители на грузовиках используют преимущественно в тыловых районах, на танках - для сопровождения наступления, переносные и на малых машинах - для позиционного вещания.

О масштабах использования средств звуковещания свидетельствует такой факт. Военный гарнизон одного из иракских островов, насчитывающий около 2000 человек, сдался без боя после обработки его американцами с помощью звуковещательных станций, расположенных на борту вертолета.

5. Результаты информационно-психологического обеспечения миро­творческой операции американских войск в Боснии и Герцеговине свидетельствуют о возрастающей роли компьютерных средств и, в первую очередь глобальной компьютерной информационной сети Интернет, в качестве средства влияния на людей. Так, в период подготовки выборов на названной территории специалисты США через каналы этой системы давали информацию, нацеленную па формирование позитивного образа США и НАТО в урегулировании боснийской проблемы. Отмечаются факты передачи через Интернет листовок, плакатов и даже газеты «Тэлон» (официального органа американского военного контингента).

Видимо правомерно предположить, что роль Интернета как универсального канала информационно-психологического воздействия на большие массы людей будет постоянно возрастать. Ведь уже сегодня ее пользователями являются около 40 млн. человек более, чем в 100 странах. Предполагается, что к 2013 г. их число увеличится более, чем 1 млрд. Учитывая это, спецслужбы США, на «всякий случай» организовали составление единого электронного каталога известных на сегодняшний день программных средств вывода из строя компьютерных сетей противника. В настоящее время известно более 8000 компьютерных вирусов, в том числе около 3000 опасных. Ежемесячно их число увеличивается на сотни единиц. И все это, при желании, может быть весьма эффективно использовано в интересах информационного противоборства.

6. Как показывает практика, весьма эффективным средством информационно-психологического воздействия, в первую очередь на население в зоне боевых действий, служат предметы повседневного обихода, продукты питания, игрушки, спортивные принадлежности и т.п. с соответствующим информационным сопровождением. Так, в 1945 г. над Германией сбрасывались зажигалки с инструкциями о поджогах, в Корее распространялись взрывающиеся карандаши и ручки, во Вьетнаме - одночастотные транзисторные приемники, в Гаити - бейсболки, спортивные майки, футбольные мячи, в регионе Персидского залива - майки, аудиокассеты и т.п.

7. Сравнительно новым средством психологического воздействия, которое может найти широкое применение в практике психологических операций, являются синтезаторы (генераторы) голографических и звуковых эффектов в атмосфере. По данным зарубежных средств массовой информации в ряде стран разрабатываются проекты установки на действующих спутниках лазерно-световых комплексов, способных проецировать на облака различные изображения. Как известно, облака являются прекрасным естественным экраном, расположенным на высоте 60-80 км от поверхности земли. Спроецированное на них изображение будет отчетливо видно на удалении 100-150 км. Случай подобного рода отмечен в 1993 г. в Сомали.

Средства массовой информации сообщали, что 1 февраля группа морских пехотин­цев США, действовавших вблизи г. Могадишо, заметила в клубах пыли и песка изображение лица Иисуса Христа размером, примерно, 150 на 150 м. Описывая свое психическое состояние, пехотинцы говорили, что они пла­кали, стоя на коленях и в течении длительного времени не смогли продол­жить выполнение боевой задачи. Неожиданное созерцание образов святых, чудовищ (драконов, ящеров, мутантов и др.) или иных незнакомых явлений может оказать сильное психологическое воздействие на людей, причем как мобилизующего, так и деморализующего порядка. Современный уровень развития аудиотехники дает возможность использовать синтезаторы голоса, звуков, шумов, отличающихся большой значимостью для людей. Например, военнослужащие неожиданно могут услышать голос известного политического деятеля своей страны, призывающего их оставить поле боя или даже повернуть оружие против своих сослуживцев.

8. В ходе осуществления психологической операции часто используется такое мощное средство подрыва морального духа противника, как вспомогательная деятельность. Сюда относят: демонстрацию силы; повышение степени готовности войск или их переброска в «кризисные» районы; программы гражданских действий; инициация гражданского неповиновения, митингов, демонстраций в «стане» противника; программы в области образования, сельского хозяйства, медицины на территории противника; некоторые способы боевых действий.
Заключение

Таким образом, защита войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника как составная часть морально-психологического обеспечения осуществляется как в мирное время, так и в военное. Эффективность защиты войск (сил) при этом достигается всесторонним учетом особенностей психологических операций противника, реального морально психологического состояния личного состава и складывающейся обстановки, непрерывностью и комплексным проведением мероприятий морально-психологического обеспечения. Крайне важным так же является учет психологических закономерностей восприятия военнослужащими внешней информации и оснащенность соединений и воинских частей техническими средствами воспитания.

Основные усилия при этом сосредотачивать на создании благоприятной морально-психологической и информационной обстановки в районах дислокации войск (сил).
Список использованных источников
  1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537. - Новосибирск: НВВКУ, 2009. - 36 с.
  2. Информационно-психологическая и психотронная война. Хрестоматия / Под. общ. ред. А.Е. Тараса/ - Мн.: Харвест, 2003. - 432 с. - (Библиотека практической психологии).
  3. Ориентир 2007г. № 10. Автор статьи А.Колесников, с.57-60
  4. Методы и приемы психологической войны / Сост. - ред. А.Е. Тарас. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2006. - 352 с. - (Коммандос).
  5. Сборник научных трудов. Выпуск № 17. НВВКУ (ВИ), Новосибирск 2008г., 388 с.
  6. Военная мысль 2005г. № 5. Автор статьи Ростовцев В.А., с.38-46
  7. Зарубежное военное обозрение 2005г. № 5. Автор статьи А.Тиранов, с.19-26.
  8. Ориентир 1997г. № 1. Автор статьи А.Черкасов, с.45-48

[2] Информационно-психологическая и психотронная война, стр.2

[3] Ориентир 10,2007г., стр. 59

[4] Методы и приемы психологической войны, стр. 17

[5] Методы и приемы психологической войны, стр. 17
Лукин Е.В.
Previous post Next post
Up