Волго-Донской канал
Волго-Донской канал имени В. И. Ленина - искусственный судоходный канал, построенный в 1948-1952 годах в Волгоградской (на тот момент - Сталинградской) области, который соединил реку Волгу с рекой Дон.
Волго-Донской судоходный канал является важным звеном Единой глубоководной системы Европейской части России: через него флот попадает как с Волги, так и с Каспийского моря, на реку Дон, а затем в Азовское и Черное моря.
Длина Волго-Донского канала - 101 км, из них 45 км приходится на водохранилища. Гарантированная глубина канала - 4 метра, ширина - от 80 метров.
Всего на канале построено около 100 гидротехнических сооружений, в том числе:
- 13 однокамерных шлюзов,
- три насосные станции,
- 22 участка судоходного канала, два ремонтных заграждения,
- три плотины,
- 17 дамб,
- 11 лотков.
Тематика оформления судоходных шлюзов и гидротехнических сооружений канала посвящена победе в Великой Отечественной войне, а также прославлению советского народа и СССР.
Канал берет свое начало в городе Волгограде, где расположен шлюз №1 и шлюз №2, а с рекой Дон соединяется на западе Волгоградской области, в районе поселка Пятиморск, где расположен шлюз №13.
Также в состав канала входят два шлюза, расположенные на реке Дон: шлюз №14 и шлюз №15 в
городе Волгодонск Ростовской области.
В составе шлюзов канала можно выделить Волжскую лестницу, по которой суда поднимаются от Волги к водоразделу с Доном на высоту в 88 метров (шлюзы №1 - №9), а в составе нее - Чапурниковскую лестницу шлюзов (9 км), которая включает в себя шесть шлюзов (№4 - №9) в которых суда поднимаются на 50 метров.
Навигация на Волго-Донском канале начинается в конце марта и заканчивается в начале декабря. 90% трафика судов приходится на грузовые перевозки.
Местных пассажирских перевозок водным транспортом нет.
По каналу проходят маршруты круизных судов в Ростов-на-Дону из Москвы, Нижнего Новгорода, Самары, Волгограда и Перми.
Волго-Донской судоходный канал соединяет Волгу и Дон в той точке, где они максимально приближены друг к другу.Это удобное положение не раз приковывало внимание правителей, строить здесь канал замышлял и турецкий султан Селим Второй в 1569 году, и царь Петр I в 1697-м.
До 1917 года было создано свыше 30 проектов соединения Волги с Доном, но против строительства выступали владельцы железных дорог, не желавшие терять грузопоток.
В 1920 году по плану ГОЭЛРО вопрос о строительстве был снова поднят, но реализовать планы помешала Великая Отечественная война.
Работы по сооружению канала начались в 1948 году.
31 мая 1952 года между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона.
27 июля 1952 года каналу было присвоено имя Владимира Ленина.
Описание и фотографии шлюзов Волго-Донского канала:
Шлюз №1 Шлюз №2 Шлюз №3 Шлюз №4
Шлюз №5
Шлюз №6
Шлюз №7
Шлюз №8
Шлюз №9 Шлюз №10 Шлюз №11
Шлюз №12
Шлюз №13 Шлюз №14 (река Дон) Шлюз №15 (река Дон) Водохранилища, расположенные на Волго-Донском канале:
Береславское водохранилище Варваровское водохранилище Карповское водохранилище Мосты, расположенные на Волго-Донском канале:Автодорожный мост в Волгограде (между шлюзами №1 и №2)
Железнодорожный мост в Волгограде (между шлюзами №1 и №2)
Железнодорожный мост между шлюзами №8 и №9
Железнодорожный мост между шлюзами №9 и №10
Ивановский автодорожный мост (между шлюзами №9 и №10)
Автодорожный мост между шлюзами №11 и №12
Железнодорожный мост между шлюзами №12 и №13
Памятники:
Монумент героям обороны Царицына на шлюзе №10 Монумент «Соединение пяти морей» в Волгодонске Монумент «Соединение фронтов» в Пятиморске Памятник Ленину у шлюза №1 в Волгограде Памятник-маяк морякам Волжской военной флотилии в Волгограде Памятник «Степан Разин со товарищи» на реке Дон в Волгодонске Прочие объекты:Паромная автомобильная переправа №312 (Береславка, между шлюзами №10-11)
Источник: