Общественная наблюдательная комиссия Самарской области в составе Председателя Штокова Д.В, заместителя Коняева Е.А., членов комиссии Алиева Р.Х., Батаевой А.Н., Воловой Н.Ю. 6 ноября 2015 года посетили ФГУ ИК-29 ГУФСИН России по Самарской области.
Причиной такого массового посещения (впервые столько членов комиссии выехали вместе за всю историю ОНК Самарской области) стало то, что всего несколько месяцев назад тольяттинская ИК-29 стала колонией особого режима. И в таком ее статусе члены ОНК ни разу колонию не посещали.
Примечание: В исправительных колониях особого режима отбывают наказания осужденные мужчины при особо опасном рецидиве преступлений,[Spoiler (click to open)] осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы (ст. 124, 126 УИК РФ).
Да и то этого, в период ее бытности колонией строгого режима ОНК не баловало ИК-29 своим вниманием. За весь, например, 2014 года было всего одно посещение членами общественной наблюдательной комиссии.
[Spoiler (click to open)] Кстати, между ОНК Самарской области и ГУФСИН России по Самарской области сложились ровные конструктивные отношения, построенные на взаимном, как минимум, уважении. Кто бы что ни хотел услышать или додумать, но это именно так. ОНК Самарской области не вляется ни "марионеточной общественной структурой" при ГУФСИНе или при ГУВД, и не является очагом бесполезных скандалов и конфликтов.
Все выявленные со стороны ОНК нарушения и замечания в исправительных учреждениях оперативно рассматриваются в ГУФСИН и, если мнение членов ОНК о выявленных нарушениях подтверждаются, ГУФСИН на них нормально реагирует и принимает меры.
Членов Общественной наблюдательной комиссии при посещении ИК-29 сопровождали заместитель начальника ГУФСИН России по Самарской области, ветеран боевых действий, полковник внутренней службы Маливанчук А.С. и начальник ИК-29, полковник внутренней службы Рупп Д.В.
Превышения численности в ИК-29 нет. На территории колонии имеется ЕПКТ, единственное на всю Самарскую область.
Все фотографии сделаны в присутствии администрации учреждения. Фотографии, на которых лица осужденных узнаваемы, сделаны с их разрешения. * - а те фотографии, на которых сфотографированы члены ОНК, представлены со стороны ГУФСИН. Кстати, заметно, что они, в отличие от "фотомыльницы" членов комиссии, сделаны профессионально.
- Помещение камерного типа (ПКТ) - Помещения для краткосрочных и длительных свиданий [Spoiler (click to open)]
Пообщались с находящимися на свидании членами семьи. В том числе и только что прибывшими женщинами из Ингушетии. Далековато от дома занесло их мужа и сына.
Наиболее пристальное внимание комиссии было уделено медицине и промышленной зоне колонии.
Медицина в колонии находится на высоком уровне. [Spoiler (click to open)] Несмотря на проведение ремонтных работ в здании, последовательной отделки помещений и замены трубопроводов из-за их износа, в действующих кабинетах медицинской части - стерильная чистота.
Медицинское оборудование - современное, реально действующее, а не используемое в качестве экспонатов для проверяющих.
Проверка условий хранения, учета и соблюдения сроков годности медикаментов и расходных материалов нарушений не выявила. В том числе и в отношении лекарств, переданных заключенным родными "с воли".
При посещении кухни и столовой были проверены санитарное состояние, журнал взятия проб, журнал закладки продуктов и замен. Замечаний нет.
При проверке промышленной зоны явных нарушений не обнаружено. На работах задействовано 140 человек.
Хлеб, выпекаемый в ИК-29, помимо того, что идет на питание заключенных самой ИК-29, поступает в ИК-16 и колонию-поселение КП-1, находящиеся также в г.Тольятти. И половину буханки разломали на пробу члены ОНК.
Хлеб - очень вкусный. В следующее посещение надо бы опять попробовать.
Промзона ИК-29. Швейное производство.
[Spoiler (click to open)]При просмотре журнала сменных заданий, сличения его выборочно с журналом выдачи колющих и режущих предметов в глаза бросилось, что у одного из работников сменное задание - 1300 операций за смену. Название операции указано по коду.
Бегло считаем: При семичасовом рабочем дне предположим, что первые 30 минут уходит на подготовку рабочего места, получение инструмента, задания, материалов.
Пусть столько же, те же 30 минут, в конце смены занимает сдача изделий, остатков материала, инструмента и уборка рабочего места.
И, предположим, что 10 минут каждого часа работник не занят на выполнении заданных операций (туалет, перекур, мелкий ремонт и настройка оборудования, дополучение чего-то..
Итого, заключенный работник при выполнении задания должен за (6 часов Х 60 минут Х 60 секунд = 21600 секунд) выполнить 1300 операций. Чуть меньше 17 секунд на каждую неизвестную мне пока операцию!
Интересно, чем этот заключенный занимается на производстве? Что можно сделать за 16,6 секунды? Пришить? Отрезать? Переложить?
В следующий визит - вот и повод нашелся, чтобы приехать за хлебом - посмотрим технологические карты. И, может даже постоим рядом с работником с секундомером. А, если получится, люксметр прихватим, освещенность поглядим. Хотя, говоря объективно, визуально рабочие места освещены достаточно.
А насчет качества изделий - я не разбираюсь, но члены ОНК Батаева А.Н. и Волова Н.Ю. очень внимательно, как мне показалось, прощупывали швы и рассматривали строчки. И были заметно приятно удивлены качеством изделий швейного производства ИК-29.
Условия труда на производстве блоков не вызвало нареканий у членов ОНК.
[Spoiler (click to open)] Но, как сказал начальник ИК-29, полковник внутренней службы Рупп Дмитрий Валерьевич, объемы производства блоков сократились почти вдвое. И, возможно, скоро из-за отсутствия заказов их производство будет сокращено. А это, в первую очередь занятость осужденных. И их заработок.
С ИК-29 после ее перепрофилирования на особый режим ушло предприятие, занимающееся металлическими конструкциями.[Spoiler (click to open)] Потому что у производства в колониях своя специфика. И, в первую очередь она связана с квалификацией и мотивацией осужденных, занятых на производстве. Вот и ушел предприниматель со всем своим производством в другую исправительную колонию -в тольяттинскую ИК-16 строгого режима, вслед за переведенными туда сварщиками и кузнецами. Чтобы не терять время на подбор и обучение вновь прибывших на особый режим.
Кстати, о заработках в колонии. Точнее, о возможности его расходования.
[Spoiler (click to open)] Для тех, кто не знает: Заработанные деньги по расчетным листам зачисляются на лицевой счет заключенного. И, впределах установленных уголовно-исполнительным законодательством (после удержаний налогов, расходов по содержанию, возмещения по исполнительным листам) расходуются заключенными в магазине на территории колонии.
На момент посещения колонии членами ОНК цены в магазине были средними по городу, "как и на воле". Даже сигареты продаются по ценам, указанным на пачке.
Но в магазине, как оказалось, практически не было "сладкого". Как объяснил продавец (а магазин не относится к исправительному учреждению - это коммерческая структура), у магазина недавно сменился владелец. И новый владелец еще ни разу кондитерских изделий не привозил. Думаю, это серьезный повод для руководства ГУФСИН пообщаться с торговой организацией. Оставить заключенных без заслуженного "сладкого" - это очень.. Не подберу слова. Чревато что ли.
По окончании осмотра колонии члены ОНК провели прием осужденных с участием заместителя начальника ГУФСИН России по Самарской области полковника внутренней службы Маливанчука А.С. и начальника ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Самарской области полковника внутренней службы Рупп Д.В. [Spoiler (click to open)] Из выявленных проблем два обращения можно связать в одну тему - идет становление уклада и традиций учреждения после смены вида режима и, следовательно, смены отбывающих наказание в колонии. На территории колонии никогда не было, например, клуба или другого здания для проведения массовых мероприятий. А люди, чей досуг в исправительной колонии особого режима никак не заполнен.. (Окончание предложения - по своему личному усмотрению каждого читающего.)
Силами заключенных восстановлена хоккейная площадка.. Но весь хоккейный инвентарь и форма перешли вслед за переехавшими в колонию строгого режима прежними обитателями ИК-29. А незанятые заключенные ищут чем себя занять. Проще говоря, им бы хоккейную амуницию.
Очень интересно прошла встреча с одним из осужденных. Член Союза писателей России. Подтверждено официальным ответом на запрос из Союза писателей. Среди имеющихся публикаций - 14 публикаций в центральных сборниках и альманахах. Но, как признал сам заключенный, почти все его работы родились в местах заключения, во время предыдущих "отсидок". На воле - только печатался. Говорят, Мигель Сервантес начинал своего "Дон Кихота", находясь в заключении. Может в ИК-29 очередной будущий классик литературы находится? Время покажет.
Данные встречи, честно говоря, к Общественной наблюдательной комиссии не имеют. И к их решению подключился заместителя начальника ГУФСИН России по Самарской области полковника внутренней службы Маливанчук А.С. И насчет амуниции. И насчет организации регулярных встреч осужденных с писателями и другими представителями творческих профессий..
Были еще обращения частного плана. Описывать их - ни к чему. И материал требует проверки. И, в случае подтверждения фактов, требует вмешательства в ситуацию.
Так что надо будет вскоре вернуться в ФКУ ИК-29 особого режима ГУФСИН России по Самарской области, в г.Тольятти. Чтобы посмотреть ЕПКТ, в который просто не успевали в это посещение. Чтобы посмотреть внимательнее на то, откуда берутся нормы выработки на швейном производстве. Ну и за хлебом, конечно!