Оригинал взят у
brekhoff в
Пионэрский косплей с песнями. Да, вот
пост камрада
vedmed1969 напомнил мне внезапно о таком бытовавшем в совецкие времена феномене, как "пионерский косплей". Понятно, что названия такого никто слыхом не слыхивал, но проводимое в рамках разнообразных утренников это было именно оно.
Не, ну мы хождение в костюме кукурузы тут рассматривать не будем, хотя подобные тренировки младших классов перед настоящими косплеями и имели некоторое отношение. Но самые интересные, конечно, происходили постарше, когда накал патриотического влспитания возрастал до сияющих высот, да и пионэрский энтузиазм ещё не перешёл в стадию позднепионерского скептицизма, плавно перетекающий в полный скептицизм, пофигизм и нигилизм с бутылкой портвейна за родной школой в стадии молодой комсомолии....
Так вот, пионэры с 4 по 6-7 классы постоянно устраивали разнообразные инсценировки на патриотические, в основном темы. У
vedmed1969 вот про Орлёнка, положим. А я припоминаю довольно удачные реконструкции по пионэрам-героям. Зоя Космодемьянская как персонаж была весьма популярна, с разнообразными прочими участниками той истории. В одной школе, бывшей имени Талалихина, на празднеки принято устраивать показательное выступление по показу героического тарана. Понятно, что изобретаемые средства изображения сего эпического действа неизменно были самого неожиданного свойства.... Впрочем, я не о нём нынче вспомнил.
А вспомнилось мне личное участие в подобном театрализованном действе, произошедшем в пионэрлагере. Любимая тема всех пионэрлагерей, как известно - это разнообразные смотры строя и песни, как известно. А так как наш пионэрлагерь был ещё и от Главштаба ВМФ СССР, то там к этому делу относились особо рьяно, и разнообразные смотры хождений и песен случались там еженедельно.
Правда, с новыми веяниями наступившей перестройки и гласности некоторые были творчески переосмысленны. И заменялись на те же смотры, но с физкультурным, положим, уклоном. Или художетвенным. Это когда то же самое, но с плакатами самонамалёванными, и оценка ещё и за плакатики шла, ну и за красоту презентации - кто лучше шагал, да лозунги скандировал. Оченно насыщенная жызнь творилась, короче.
И вот однажды, руководство лагерной дружины, уже слегка притомившись изобретать творческие переосмысления смотра строя и песни, догадалось вместо хождения по плацу и линейке устроить нечто театрализованное. Но с песней. И гражданской направленности, вестимо. И отрядам было предложено выбрать какую-нибудь песню из сборника "Пионерские песни", одобренного ЦК ВЛКСМ и прочими министерствами просвещения и здравоохранения, и чего там ещё подобные песенники одобряло. И песню эту представить на сцене. Насколько хватит воображения.
Большинство отрядов пошло по пути простому и понятному. То есть просто брали чё-нить типа"Тили-тили-трали-вали" и устраивали на сцене привычное, и сильно нравящееся членам оценивающего жюри из пожилых пионерок и отставных военморов, представлявших администрацию лагеря, то есть - опять шагистику с открыванием рта под фонограмму.
Но на беду нашему отряду достались вожатые молодые и проникшиеся идеями "ускорения" и "нового мЫшления". И они взяли какую-то пестню про какого-то Виктора Хару. И предложили вместо привычного и отработанного марширования устроить инсценировку событий, связанных с жизнью этого гражданина и особливо его смерти, о чём, собстно, пестня и была.
Поначалу пионэры, услышав о новой развлекательной затее с их непосредственным участием бросились разбегаться как тараканы. Но услышав, что репитиции будут проходить в тихий час, от которого, соответственно, участники будут освобождены, как сразу оказалось сразу рекордное количество пионэров, изъявивших желание поучаствовать в мероприятии...
На самом деле инсценировать оказалось довольно легко. Песня и начиналась-то довольно бодро: "На гаревой дорожке - кровавые следы...". Уж чего-чего, а кровью заляпать любые дорожки, а это-то мы всегда! Самый большой раздор вышел - кто будет играть третируемого Хару. В связи с тем, что по сценарию гражданину доставалось довольно изрядно, то желающих побывать в главной роли не так уж и много было. Точней, их не было совсем и вожатым пришлось принять волевое решение и назначить им меня. Несмотря на мои возражения и отсылки к полному отсутствию актёрских талантов, а так же не очень чистая пионэрская биография, не дающая мне возможности принять такую честь и всё такое. На что мне было отвечено, что совпадающее с сабжем имя - вполне достаточный аргумент ,а кто если против, то он может отправляться спать в "тихий час". Пришлось, скрепя сердце согласиться.
Впрочем, репитиции проходили довольно бодро. И уже через день-другой мы смогли представить вожатым своё творение. Если насчёт сурового хора, стоявшего в сторонке возражений не поступило, главный герой был в целом одобрен, то вот то, что творили граждане, изображавшие пиночетовских палачей привело театральных критиков в глубокую задумчивость. Решено было оставить всё, как есть, ибо сроки поджимали и креатив надо было предоставить уже вот почти завтра, но всё драматическое действо, для сглаживания особо шокирующих подробностей перенести за простыню, на которую будут падать только тени от мощного проекционного фонаря.
Сказано - сделано. В оставшееся время отработали всё в деталях, придумали ещё пару кунштюков для накала драматизма, костюмы приготовили соответствующие. Например, пиночетовским палачам - огромные фуражки. Оне ж военные, а на экране это должно быть особо отражено. Массовку и угнетаемых чилийских коммунистов одели в огромные бумажные сомбреро. Так как в чём они там ходят никто не знал, но какие-то смутные ассоциации с Южной Америкой связаны были почему-то именно с сомбреро...
Да, наше выступление произвело фурор. Когда после привычно отмаршировавших под какое-то "Антошка, Антошка" появились мы, и вместо того, чтоб шагать и петь начали устанавливать прожектор, вывешивать простынь, а по бокам выстраивался суровый хор в сомбреро - народ понял, что ждёт нечто необычное.
Да, мы дали шороху. И если привычные избиения несчастного Хары резиновыми дубинками, проецированные на экране были ещё туда-сюда, то коронный номер - разбиение гитары об голову мучимого - привело публику в восторг. Находка, однако! На деле ,конечно, мне об голову разбили всего лишь плотную картонку в виде гитары, разрезанную и слегка склеенную ,чтоб при ударе она разваливалась, но в теневом отражении всё выглядело внушительно. Ну и звук за сценой произвели просто атомный, и вправду порвав несколько струн у гитары, поднесённой к микрофону с усилением на полную громкость и фузовыми подвывами.
Но самый пик - это, конечно, сцена расстрела. После залпа из макетов СКС, взятых на время у почётного караула нашего лагеря, на простыню из-за кулис выплеснули ведро красной краски, а бедняга Виктор Хара долго картинно мучился весь в багровых пятнах. От подобного накала некоторые с младших отрядов описались, прямо не вставая со скамеек. Публика неивствовствовала. Хор с суровыми лицами открывал рот под фонограмму, и тут появился я с гитарой, целой и невредимой, изображающий Виктора Хару , оставшегося в сердце каждого барда и всё такое, по тексту песни. К сцене, сквозь рукоплескания пробивалась директорша лагеря, требовавшая прекратить безобразие, выключить фанеру и с обещаниями выслать всех причастных из лагерю....
Да, а цацку, положенную победителю конкурса нам, понятно, не дали. Обидно однако!