707

Португалия. Часть 12. Лиссабон, день первый

Jun 05, 2017 14:41

...или два дня в одном из старейших городов мира и Западной Европы.
Да, именно так. Ведь Лиссабон, на века превосходит в возрасте такие современные европейские столицы, как Лондон, Париж. Да что там Европа, Лиссабон - одна из древнейших столиц мира! Город, пропитанный духом истории, где прошлое и настоящее гармонично сплелись в одно целое. Заложенный на холмах над рекой Тежу, Лиссабон получил название «город на семи холмах». На снимке вагончик фуникулера "Глория", призванного на службу людям, что бы было проще преодолевать перепады высот этих холмов.


Уже во времена неолита регион был населён докельтскими племенами. Они возводили религиозные и погребальные монументы, мегалиты, дольмены и менгиры, часть из которых до сих пор сохранились на окраинах Лиссабона. Кельты же прибыли сюда в 1 тысячелетии до н. э. и смешались с местным доиндоевропейским населением, положив начало кельтоязычным племенам кемпсов. По одной из версий, около 1200 года до н.э. в удобной хорошо защищенной природной гавани обосновались финикийцы. Некоторые историки предполагают, что финикийский торговый порт располагался в центре современного Лиссабона на южном склоне Замкового холма и назывался Allis Ubbo. Правда, достоверных данных, подтверждающих эту версию, найдено не было, и вполне вероятно, что поселение было основано коренным народом полуострова, поддерживающим активные торговые отношения с финикийцами. Существует также легенда, что Лиссабон был основан знаменитым Одиссеем. В 8-7 веках до н.э. древний Лиссабон был уже достаточно большим и процветающим поселением. В трудах римского географа Помпония Мела Лиссабон упоминается под названием Ulyssippo, а Плиний Старший называет его Olisippo. Во второй половине 2-го века Лиссабон оказался под контролем римлян, которые назвали его Фелиситас Джулиа. Город получил особый статус и ряд привилегий, что бесспорно положительно сказалось на его развитии и экономическом росте. В 27 году до н.э. Лиссабон вошел в состав новой римской провинции Лузитания. Римляне основательно укрепили город и построили множество различных сооружений - большой театр, форум, купальни, храмы, многоквартирные дома и т.д. На закате Римской империи Лиссабон становится одним из крупнейших центров христианства. (с)









После распада Римской империи Лиссабон неоднократно подвергался варварским нашествиям сарматов, аланов и вандалов, а позднее был оккупирован свевами и затем вестготами, получив название Ulishbuna. В начале 8-го века Лиссабон был захвачен маврами и на несколько столетий оказался во власти исламского халифата, став в 11-м веке столицей тайфы Лиссабон. В 1147 году в ходе Реконкисты город был отвоеван рыцарями-крестоносцами во главе с Афонсу I Великим. В 1255 году Лиссабон стал столицей Португалии, а вскоре и крупным торговым центром, обеспечивая сообщение между Северной Европой и Средиземноморьем. В 16 веке Лиссабон уже был европейским центром торговли между Африкой, Индией и Дальним Востоком, а позднее и Южной Америкой. В 16-17 веках на Лиссабон и другие португальские земли неоднократно претендовала Испания, подписавшая так называемый «Лиссабонский договор» и тем самым признав независимость Португалии лишь в 1688 году.


Но вернемся к обзору фотографий и личным впечатлениям. Что делает на снимке эта бэшка? Это наша "копеечка", на которой мы проехали 2244 км по дорогам Португалии. Именно это я называю "Наш большой португальский автопробег". Сразу по прилёту, взяли на прокат её в аэропорту Лиссабона и покатились в наш отель, что был в 10 минутах от аэропорта. Снемнело моментально, и уже в 7 вечера было абсолютно темно. Пока GPS навигатора перенастраивался на новый десяток спутников, мы успели свернуть не в ту сторону и выехали с большому перекрестку, где не работал светофор. Посреди дороги стояли три полосочки, светящиеся в темноте. Одна высоко и две у самой земли. Куда ехать? Да хрен его знает, - с этими словами на секунду включаем дальний и в свете фар видим чернющего негра регулировщика. Черного настолько что в принципе и сейчас перед нами была фуражка, штаны и всё. Кое как замечаем, куда он машет и покидаем развязку. Кто додумался ночью поставить туда "это"? Ни жезла, ни светящихся перчаток, ни извиняюсь, головы в фуражке. Так, с мата и хохота мы и начали наше путешествие. Да, несмотря на то что пост в конце Португальских хроник, это был первый день на гостеприимной земле.


Оставив вещи в отеле, а машинку на платной стоянке, мы отправляемся гулять по вечернему Лиссабону. Первое, до чего мы доходим это лифт Са́нта Жу́шта. Именно так, и никак не хуста. К нему мы ещё придем утром, пока же, осмотрев его сверху и снизу, идем в сторону Площади коммерции.


Вечерних снимков у меня не так и много. Это вид на ночной Лиссабон с одной из многих смотровых площадок. Но, как говорится виды видами, но надо и подкрепиться. Мы ещё идя к лифту, заприметили тихую улочку с несколькими рыбными ресторанчиками без признаков лоска. Во-первых это дешевле тех, где стоит негр в камзоле и меню под мышкой. Во-вторых тут более аутентично. Там, где ужинают местные, всегда интереснее.


Мы занимаем дальний столик и смотрим как любимец Португалии Роналду гоняет мяч по зеленке. Рядом откровенно бухает какая-то знакомая хозяев. Сами хозяева заведения очень такие типичные, шумные и простые. Сами же и обслуживают.


Все стены выложены традиционной плиткой азулезуш или азулежу, как привыкли говорить непортугальцы.

Видите сколько уже высадила знойная португалка? А мы заказали вино, пиво, и два вида рыбки. Нам подали горячий хлеб, оливки, что-то ещё для разгону.


Рыбка была очень вкусной, счет адекватным, пиво своевременным.


Но прошла ночь и я выглянул с балкончика на улицу. Пора идти гулять.

Найти парковку в этом районе было крайне сложно. Я имел координаты улочек, где стоит парковаться, потмоу что у отеля дорогая красная зона, и мы кружили по односторонним, очень крутым улицам и еще в первый раз проезжая самый логичный для парковки участок, заметили деда-лешего. Такой заросший "Будулай" больше похожий на бомжика. Он что-то нам показывал, размахивая руками. На третьем круге решил, что наш шанс. Оказалось диду показывал нам тупичок, где было 4 свободных парковочных места. Отблагодарив, не говорящего по английски дедушку евриком, мы спокойно ушли в отель, заплатив до 12 следующего дня всего около пары тройки евро.


Лиссабонцы еще спали, когда мы уже ушли бродить по улочкам португальской столицы.

_

Это один из трех подъемников Лиссабона. Подъёмник или фуникулёр Лавра (Lavra) является самым старым из действующих в наши дни подъёмников в Лиссабоне. Ранее существовали более старые подъёмники, но они уже демонтированы. Он был запущен 19 апреля 1884 года, и, как подъёмники Бика, Глориа и лифт Санта Жушта, в 2002 году классифицирован как национальный памятник Португалии. Как и многие другие технические новшества того времени в Лиссабоне он был построен португальским инженером Raoul Mesnier du Ponsard. Длина маршрута подъёмника Лавра всего 188 метров. Подъемник соединяет небольшую площадь на Avenida da Liberdade (Largo da Anunciada) с улицей Câmara Pestana, находящейся на холме. Первоначально функционировал с помощью воды и гравитации*, но после 1915 года стал работать на электричестве. Вагончик Лавры довольно вместительный, за один раз может перевести до 42 пассажиров. Внутри вдоль всего вагона длинные деревянные скамьи, на которых может поместиться до 22 человек.

_

В день нашего визита не работал. Подъемник Бика не видели, а тот, что на заглавной фотографии это Глория и он бегал туда-назад каждые 5 минут. Это он же на нижней остановке. Фуникулёр Глория - один из самых популярных среди туристов. Порой здесь выстраиваются длинные очереди. Он был открыт 24 октября 1885 года, построен португальским инженером французского происхождения Mesnier du Ponsard. Глория - один из трёх оставшихся в строю подъёмников в Лиссабоне. Он расположен практически в центре, точнее на площади Restauradores. Верхняя остановка - Bairro Alto. В нескольких шагах от остановки раскинулась одна из интересных и красивых смотровых площадок Лиссабона - São Pedro de Alcântara, откуда открывается прекрасный панорамный вид на город. Ну тот самый, выше, ночной снимок. Протяженность маршрута 265 метров. Внутри вагончик отделан деревом, с двумя скамейками на 22 места. Одновременно фуникулёр может перевозить до 42 пассажиров.


Какой-то памятник, кому-то, за что-то... Честно скажу в историю битв вникал не очень сильно, просто глазел на уникальный город.


Вот если подняться за голубой домик и через 50 метров свернуть налево, то можно найти тот рыбный ресторанчик.


Но вернулись мы в итоге к Лифту Санта Жушта. Проектировал его Рауль Месньер, любимый ученик и преданный последователь Густава Эйфеля. Изящная стальная конструкция с непохожими друг на друга ярусами арок возвышается на углу улицы Ору.

В первые годы своего существования, кабинки лифта приводились в действие энергией пара, но с 6 ноября 1907 его перевели на электричество. Лифт Санта Жушта, на тот момент был самым технологичным и передовым, среди инженерных конструкций Европы. Лифт находится в самом сердце исторической части Лиссабона. Соединяет район Baixa с Chiado.


Нижняя точка лифта находится на одноимённой улице, а в верхней части выходит на площадь Largo do Carmo, на которой расположена полуразрушенная землетрясением церковь Carmo и археологический музей. Башня возвышается на 45 метров, высота между связываемыми уровнями - 32 м. Кабины лифтов изнутри отделаны древесиной и зеркальными панелями. Вместимость каждого из лифтов: 19 сидячих мест и 10 стоячих мест. Ограничения по количеству пассажиров в один рейс: при подъёме - 20, при спуске - 15.


_
Элевадор-ди-Санта-Жушта используется по назначению местными жителями - в повседневных перемещениях - и туристами (последних, кроме него самого, также привлекают панорамные виды города, открывающиеся с верхней площадки-перехода к уличной сети). Транспортная услуга оказывается не круглосуточно и не бесплатно. Мы вообще не поехали, спустились по лесенке сбоку. Основание конструкции поддерживается 4 колоннами, каждая из которых состоит из сдвоенных свай. В нижнем этаже павильона расположены и электрические моторы, приводящие в движение лифт. Доступ посторонних туда по понятным причинам запрещен.


Что же. Идём дальше. В сторону набережной и площади Коммерции.

_

Знаменитый 28-й трамвай Лиссабона идущий к замку Святого Георгия на холме.


Вон впереди уже видна арка площади. Триумфальная арка (Arco do Triunfo) появилась в Лиссабоне в 1875-ом году. Обычно, её называют Арка улицы Аугушта (Arco da rua Augusta) по имени начинающейся за ней улицы. Арка была запланирована как шлюз, чтобы в случае надвигающейся опасности ворота можно было бы оперативно закрыть. Её строительство Маркеш де Помбал задумал еще 1755-м году, когда началась масштабная реконструкция города после разрушительного землетрясения. Только лишь спустя 20 лет в 1775 году началось строительство арки. Но мечты Маркиза Помбала так и не воплотились в реальность. На трон взошла королева Дона Мария I и уволила влиятельного и опасного для неё премьер-министра. Все его незавершенные проекты были свернуты, в том числе и арка. Все, что не успели достроить - уничтожено.

_

И только спустя почти 100 лет в 1873-м году в Лиссабоне вернулись к строительству Триумфальной Арки. Сейчас сложно представить себе, как могла бы выглядеть Арка Маркиза Помбала. До наших дней сохранилось лишь несколько эскизов. Та, которую мы можем видеть сегодня, возведена по проекту архитектора Veríssimo José da Costa. Верхний ряд скульптур принадлежит руке Célestin Anatole Calmels: Слава, которая простирает венки над Доблестью и Гением. Ниже, слева-направо:  Вириат (Viriato) предводитель лузитан в борьбе против римских захватчиков; Васко да Гама, великий первооткрыватель и мореплаватель; Маркиз Помбал, влиятельный премьер-министр; Нуну Алвареш Пирейра (Nuno Álvares Pereira) военачальник, победитель кастильцев, и в последствии - монах Карму. По бокам два облокотившихся на волны бородача символизируют реки Тежу и Доуру.(с)


Центральной композицией арки является герб Португалии и слова на латыни VIRTVTIBVS MAIORVM VT SIT OMNIBVS DOCVMENTO.PPD, что означает «Добродетелям предков, дабы служило всем уроком, посвящается. Сооружено за казённый счёт». Перед аркой конная статуя Жозэ первого.


1 ноября 1755 года, во время правления Жозе I Лиссабонское землетрясение и последовавшие за ним цунами и пожар уничтожили большую часть Лиссабона, включая дворец Рибейра и другие строения на реке Тежу. Восстановление города Жозе I поручил своему премьер-министру Себастьяну Помбалу, который отстроил площадь в духе эпохи Просвещения. Королевский дворец не был восстановлен, а сама площадь получила правильную, симметричную форму. Площадь была названа Торговой, это определяло её новые функции в экономике Лиссабона. Симметричные здания на площади были заполнены государственными бюро, регулировавшими таможенные вопросы и деятельность порта. Основной достопримечательностью стала статуя короля Жозе I в центре площади, торжественно открытая в 1775 году. Этот бронзовый памятник, единственный посвященный королю Лиссабона, спроектировал Жоаким Машаду де Каштру, известный португальский скульптор того времени.

1 февраля 1908 года площадь стала местом Португальского цареубийства - убийства Карлуша I, предпоследнего короля Португалии. Путь короля из Вила-Висоза в королевский дворец лежал через Торговую площадь. Когда 1 февраля карета, в которой находился король и его семья, въехала на площадь, из толпы раздались выстрелы. Король погиб на месте, его наследник Луиш Филипе был смертельно ранен, а принц Мануэл, будущий король Мануэл II, был ранен в руку. Убийцы Алфреду Кошта и Мануэл Буиса были застрелены на месте сотрудниками охраны, а позже были опознаны как члены Республиканской партии, которая спустя два года свергла португальскую монархию.(с)


Птичка, между прочим живая. Баклан лиссабонский, одна штука. Это берег Тежу.


В нескольких километрах в сторону океана мост 25 апреля. Какая-то важная дата, наверное день независимости.


В целом на площади красиво, но скучно. Мы уходим назад в центр, через ту же арку и галереи.

.

Вот такой он, современный Лиссабон. Многоярусный, яркий.


Вход в метро, котрым мы не пользовались.


У нас впереди ещё будет целый день (пкрайний в нашем путешествии), поэтому мы не спеша двигаемся в сторону отеля, где нас ждал завтрак.


Такое жужащее такси в Лиссабоне представлено на каждом углу в огромном количестве.


Отличительная черта португальских городов - живописные мостовые. Улицы и площади начали мостить при восстановлении города после землетрясения. Каменные мостовые делают разноцветными, укладывая в мозаику бруски из черного базальта и желтого песчаника, белого известняка и серого гранита. Этот стиль оформления называется помбалино.


В 1775 году сильнейшее землетрясение разрушило город, и только благодаря таланту премьер-министра маркиза де Помбала Лиссабон был восстановлен.

.


Утром после дождичка, Лиссабон необычайно уютен и красив. Не знаю, как тут в жару за 30.


В принципе, эти вот улочки это самое "вкусное" в Лиссабоне, не считая конечно нескольких достопримечательностей.


С террасы, где мы завтракали на крыше отеля, открывается чудесный вид на старый район. Аэропорт так близко к центру, что самолеты снижаются прямо напротив.


Вот поэтому-то тут и настроили подъемников и лифтов. Перепады высот между районами значительные.


Пару часов погуляв по центру, мы выезжаем в сторону акведука, чтобы потом покинуть город на десять дней. Сам по себе Лиссабон не плох, но по итогу могу сказать, что на него хватает двух дней за глаза. Мы сместились всего на пару километров. Самолеты пролетают прямо над головой. Мы же начали свой поход по акведуку. Километр туда, километр обратно.


Новые районы за границей исторического центра тоже красивые и яркие.


Итак, акведук в Лиссабоне. Для начала вам надо прибыть сюда: 38.7268, -9.1666, ведь вход на Aqueduto das Águas Livres платный, через музей воды. Акведук Агуаш-Либриш (дословно - «акведук свободных вод») это впечатляющих размеров инженерное сооружение является частью системы водоснабжения Лиссабона и пересекает долину Алкантара в северо-западной части Лиссабона.

_

Внутри акведука уже не журчит вода, но представить, как это было можно. Акведук функцианировал до 1967 года.



Акведук состоит из 35 арок, из которых 21 арка имеет полуциркульную форму, 14 - стрельчатую, самая высокая из которых - 62 метра и 33,7 метра в длину. Высота всей констукциив этом месте 66 метров. Акведук не пострадал во время Лиссабонского землетрясения в 1755 году именно благодаря своей конструкции. Протяженность акведука - 941 метр.


Акведук был построен во времена правления Хуана V, который славился своей любовью ко всему грандиозному и величественному. Появление акведука решило проблему нехватки воды в городе, которая особенно остро ощущалась летом. Строительство была начато в 1731 году и работы длились на протяжении десятилетий. Руководил строительством португальский инженер Мануэль де Майя, который позже принял активное участие в восстановлении Лиссабона после землетрясения в 1755 году. Вода через акведук попадала в резервуар Маэ Агуаш, а оттуда распределялась по всему городу.

До середины XIX века по акведуку был открыт пешеходный проход. Но после того как на нем орудовал известный убийца Диогу Алвеш (грабил жертв и сбрасывал вниз), а также участились случаи самоубийства, пешеходный проход был закрыт. Но за три евро нас пустили побродить по нему.

Виды с акведука открываются грандиозные. Вон начало моста 25 апреля, идущего в сторону статуи Христа и Сетубаля.


Дороги в Португалии наишикарнейшие, отличный асфальт и многоуровневые развязки.


Вот с высоты акведука нам открывается вид на крыши какого-то бедного райончика.


Дурную славу принёс Диогу Алвиш галисиец по прозвищу «Удар». Началось все в 1836 году, именно в это время закрутился роман между Диогу и работницей таверны Марией Гертрудеш (известной как Parreirinha - «виноградная лоза»). Таверна располагалась там, где сегодня находится вокзал Sete Rios и зоопарк. Современники сходятся во мнении, что именно Парейриня толкнула Диогу на темную дорожку. Откуда преступники раздобыли дубликаты ключей от центральной галереи акведука, осталось загадкой. Алвиш поджидал своих жертв, грабил, а после сбрасывал их с самой высокой арки. Скольких людей погубил душегуб точно неизвестно, в документах говорится о 76 найденных жертвах. Обнаруженные тела без следов насильственной смерти поначалу списывали на самоубийства, но когда счет пошел на десятки, власти приняли решение закрыть галерею


Оставшись без источника своей наживы, Алвиш собирает банду и продолжает преступную деятельность. В 1841 году преступника казнят, однако, не за убитых на акведуке, а за разбойное нападение на дом и убийство семьи врача. 19 февраля состоялась смертная казнь, через повешение, на которую собралось много зевак. Виселица находилась в месте Cais do Tojo (сегодня здесь находится пристань для круизных лайнеров около вокзала Санта Аполония). Голову убийцы для изучения отправили на медицинский факультет Лиссабонского университета, где она храниться по сей день. Такая фигня.


Постройка Агуа Либре велась в 1731-1748 годах. В силу архитектуры Лиссабона постройка гармонично вписалась в городской пейзаж, и в наше время продолжает выделяться из общего фона. Это действительно самый большой акведук. Его главная линия простирается на 14 километров, а вся система с подземными каналами и ответвлениями занимает около 60 километров.


Акведук однозначно рекомендую посетить.


Через пол часа, мы проедем под Арка Гранде в сторону Синтры, выехав там, где виден голубой грузовик.


Велики на крыше, заплатки в церепице.


Ночью акведук подсвечивается, а сейчас нам светит жёлтая Нэсина шляпка.


И прямо над головой идут на посадку авиалайнеры прибывающие в Лиссабон.


Вы сходим с акведука и спускаемся к аркам в районе шоссе.


Мост, поднимающийся на 66 метров, состоит из 35 арочных пролетов. Как обладателя самой высокой стрельчатой арки мост включили в книгу рекордов Гиннесса.


На этом мы попрощались с Лиссабоном, поглядев на грандиозную арку снизу, и вернулись сюда в самом конце большого португальского автопробега. О последнем дне в Лиссабоне я расскажу в последней публикации о Португалии через пару дней.


_

ЖУРНАЛ ТУРИСТА, Е-М10'', Португалия, just do it, FОТО, ЖУРНАЛ

Previous post Next post
Up