Наше кино как анекдот про зебру: черное, белое, черное, белое, потом хвост и полный бондарчук. В прошлом году кроме любимого
«Дикого поля» и
«Морфия» особенно вспомнить нечего. Ах да, «Шультес». Ну ладно, уговорили:
«Бумажный солдат».
В первый постхвостный год я насчитал у себя уже семь сильнейших киновпечатлений. Первое -
«2-АССА-2». Последние - «Чудо» Александра Прошкина и «Мелодия для шарманки» Киры Муратовой в конкурсе ММКФ.
«Чудо» - это фантасмагорический, гениальный сценарий Юрия Арабова, который мастер-фломастер Прошкин умудрился не испортить второй (после «Доктора Живаго») раз подряд. Результат - пожалуй, лучший фильм Прошкина. Никак не слабее «Холодного лета». Поразительно, что «Чудо» для Арабова - это вторая часть «Юрьева дня» (там тоже была удивительная история, которую в своем манерно-пидорском стиле обсосал и изслюнявил Кирилл Серебрянников). Похоже, Арабову, все равно, кто переводит на пленку его метафизичические притчи. Лишь бы не Сокуров. А жаль.
А Муратова - это Муратова. Живой классик. «Мелодия для шарманки» - как бы продолжение «Астенического синдрома», первый за двадцать лет жесткий, остросоциальный муратовский гиньоль. Как и «Астенический синдром» - бьющий под дых. Знаковые для Киры Георгиевны
Наталья Бузько, Нина Русланова, Жан Даниэль, Рената, прости господи, Литвинова и незнаковый, но прекрасный - Олег Табаков.
«Мелодия для шарманки» четко разделена на две части: первую, глухую, звенящую тишиной, не озвученную ни единой нотой и - вторую, взрывную, лопающуюся от жесткого саундтрека. Вы не поверите, но саундтрек у Муратовой начинается вот с этих двух песен, точнее, ровно через две минуты после начала первой (не поленитесь, поставьте курсор на 2.00 и представьте себе муратовский видеоряд):
Click to view
Давно известно,
как я отношусь к госпоже Литвиновой и ее связи с любимой певицей, но, тут Ренате Муратовне памятник надо ставить. Потому как Земфира ложится на Муратову - как
Бутусов на Балабанова. И, кстати, заканчивается «Мелодия для шарманки» той самой единственной песней, которую (при полном отсутствии голоса и слуха) так любит горланить Алексей Октябринович - бутусовской «Разлукой».
А чем же, если вдуматься, еще?