День промыт, как стекло

Dec 03, 2008 03:56

УМЕР АЛЕКСАНДР КАЙДАНОВСКИЙ
5 декабря 1995 года, газета «Сегодня»
Рубрика «За рекой»




Смурым воскресным утром не стало Александра Леонидовича Кайдановского. Актер, режиссер и сценарист скончался в результате третьего инфаркта, на 50-м году жизни, в коммуналке на улице Воровского, где он прожил последние тринадцать лет, в знаменитой комнате, где снимал еще курсовую короткометражку «Иона, или Художник за работой». Прервалась работа над серией клипов для Бориса Гребенщикова, так и не начаты съемки российско-французского фильма «Восхождение к Экхарту» (информация об этих проектах появилась на нашей странице за два дня до несчастья), остались без мастера первокурсники-сценаристы во ВГИКе. Не скоро справят новоселье в новой квартире на Сивцевом Вражке, скучают без хозяина кот Носферату и дворняга Зина, пылится на полке стопка литературных сценариев: «Дромоман. (Времена года)», «День рождения», «В безветрии», «Будка», Present Yndefinide.

«Уже к 27 годам у меня развился комплекс Протасова из «Живого трупа», - сказал Кайдановский в интервью «Сегодня». - Нужно было уйти из жизни - и я ушел в армию». Именно служа в кавалерийских войсках на «Мосфильме», актер снялся у Никиты Михалкова в этапной роли поручика Лемке («Убей его, Шилов, убей его!»). Затем были любимые советскими зрителями «Пропавшая экспедиция», «Золотая речка», «Бриллианты для диктатуры пролетариата». Через несколько лет после триумфа в «Сталкере», Кайдановский разочаровывается в профессии, практически перестает сниматься и поступает на Высшие режиссерские курсы (мастерская Андрея Тарковского, который в этом же году уезжает за границу). Курсовые короткометражки: «Иона...», «Сад» по Борхесу, диплом - «Простая смерть» по Толстому. Потом снова Борхес - «Гость». 1988 - нашумевшая «Жена керосинщика». 1993 - видеофильм «Маэстро» (о Параджанове). 1994 - член жюри Каннского фестиваля. Вновь кинороли: «Дыхание дьявола» (Испания), «Волшебный стрелок» (Венгрия; фильм только что куплен для российского проката), «Исповедь незнакомцу» (Франция). Блистательное озвучание анимационного фильма Александра Петрова «Сон смешного человека».

«Когда я снимал «Простую смерть», то очень боялся смерти, поэтому и снимал. Через погружение в невыносимо страшную повесть Толстого удалось избавиться от этой мании. Теперь все равно: глупо бояться неизбежного».

Единственная причина смерти Александра Кайдановского - полное одиночество.

Present Yndefinide. Настоящее - неопределенное. Кто поедет в Трусковец, а кто - в Семикаракоры.






У мамы на работе: Дом книги, отдел поэзии





Дома, в легендарной комнате на Воровского





У нас дома, на Юго-Западе, с Александром Хочинским





С Лорой Андреевой и Андреем Битовым





Автопортрет



Дома, на Воровского, с Носферату и Зиной



Автопортрет с Носферату и Зиной



«Сталкер», канон



«Сталкер», с Тарковским и Фрейндлих



«Сталкер», с Гринько и Солоницыным



Комната на Воровского, через несколько дней после смерти



Стояло ясное декабрьское утро, светило солнце, но когда гроб опустили в могилу, с низкого неба огромными хлопьями посыпался пушистый снег…



...И Юрий Норштейн вновь очутился в «Сказке сказок»





Сценарии Кайдановского лежат у меня последние тринадцать лет; теперь мы спасаемся от одиночества вместе

Автор большинства фотографий - Лора Андреева, остальные фото - из ее архива

Андрей Тарковский, за рекой, фотки, Кайдановский, Лора Андреева, сталкер, "Сегодня", Юго-Запад, отчуждение

Previous post Next post
Up