В свежий,
понедельничный PROспорт затесался мой текстик про «Невидимую сторону» и интимную жизнь Сандры Буллок, а в
прошлом нумере -
обещанные финтифлюшки про «Большого фаната» и «Миннесоту», с традиционным
ластпейджем, разумеется.
Кстати, недавно мне Гладильщиков жаловался на нонешний газетный формат для кинорецензий: не успеешь, мол, разбежаться, как бац, злосчастные три тыщи знаков кончаются, и надо ставить точку посреди предложения.
Юра, милый, а тыщу двести не хочешь?
Дремлющий демон Катанаева
Триллер про то, что настоящий болельщик никогда не станет маньяком
«Большой фанат» (Big Fan), режиссер: Роберт Д.Сигел, в ролях: Паттон Освалт, Кевин Корриган, Майкл Рапапорт. США, 2009, 86 мин.
Лучший независимый фильм
прошлого года поставил на уши Санденс-09, отхватил два приза на октябрьском фестивале «Завтра» в Москве, но так и не добрался до европейских экранов - несмотря на феерическую режиссерскую работу (дебютную) сценариста «Рестлера» Роберта Сигела и мощную драматическую роль (опять же первую) известного американского стэндап-комика Паттона Освалта.
35-летний Пол Офиеро работает сторожем на автостоянке в рабочем квартале Стейтен-Айленда и ютится в тесной квартирке со старой больной матерью, которая вечно пилит его по поводу никчемности существования и заляпанных спермой салфеток в мусорке (каждый вечер Пол скучно и механически занимается мастурбацией). Настоящая, всеобъемлющая любовь Пола - футбольная команда New York Giants и ее лидер Куонтрелл Бишоп; по ночам Пол звонит на местную спортивную радиостанцию, чтобы восславить своих любимцев и втоптать в грязь эфирного оппонента Фила из Филадельфии, который болеет за Eagles. Однажды Бишоп зверски избивает Пола в ночном клубе…
Как-то живо представляешь себе, допустим, экс-лидера «Фратрии» Ивана Катанаева, отметеленного в «Метелице», допустим, Алексом Мескини. Что оказалось бы у Катанаева сильнее - любовь к родной команде или желание восстановить справедливость? Таким образом, проблема спортивного боления предстает в разрезе сексуальной неудовлетворенности героя. Начал бы Пол Офиеро насиловать девушек, отними у него футбол? Похоже, да. А как повели бы себя Джек Потрошитель, душитель Фрэнк Додд из «Мертвой зоны» Стивена Кинга, Ганс Беккерт из «М-убийцы» Фрица Ланга, галстучный маньяк Роберт Раск из «Исступления» Хичкока, капитан Журов из «Груза 200» или миляга Декстер из одноименного сериала, появись у них любимая футбольная команда? А? Э-э! Так-то, дружок.
Тень воина
На DVD - лучший российский фильм про хоккей со времен «Брата-2»
«Миннесота», режиссер: Андрей Прошкин, сценарий: Александр Миндадзе, в ролях: Сергей Горобченко, Антон Пампушный, Россия, 2009, 86 мин.
Самый недооцененный фильм прошлого года первоначально назывался «Отрыв»; позже название перекочевало в режиссерский дебют сценариста Александра Миндадзе. Но «Отрыв» - это еще и первая американская картина Милоша Формана - о попытке молодых людей вырваться за пределы тесного и пошлого мирка. Хоккеисты братья Будники, звезды тьмутараканьского «Вымпела» глушат водку, любят двух неразличимых подруг-волейболисток и гоняют друг друга по заснеженным асфальтовым джунглям. Агент со спортивной фамилией Гатаулин предлагает младшему драфт в НХЛ и контакт с «Миннесотой», но Миннесота оказывается пшиком, Зазеркальем, островом Нетинебудет.
Если приглядеться, в фильме не окажется не только Миннесоты, но и самих братьев Карамазовых-Будников. Есть только младшенький, Игорек, недотепа, кудрявый Чепчик - придумавший себе сильного, умного и талантливого Старшего Брата, этакого Данилу Багрова. Расставшись семь лет назад с Вадимом Абдрашитовым, Миндадзе принялся азартно доказывать, кто в легендарной паре был Ученым, а кто - Тенью. «Миннесота» (как и «Космос как предчувствие»), пожалуй, подтверждает, что сценаристу Миндадзе режиссер в принципе не нужен. «Добрые люди живут по честности, добрые люди без фальши живут и по двое никогда не бывают».*
*ДВОЙНИЧЕСТВО. Один из самых назойливых мороков в мировой культуре. Во многих мифологиях основателями мира были братья-близнецы, то есть двойники, они устраивали мир по своим законам: дню соответствовала ночь, жизни - смерть. Двойник мог быть своеобразным дублером героя - бессмертный герой и его смертный двойник, господин и слуга - или его злой тенью, самозванцем. Эта тема волновала многих художников, от Достоевского с его «Двойником» («прикинуться, что я не я, а что кто-то другой, разительно схожий со мною») и Гоголя с его «Носом» до стивенсовского доктора Джекила и мистера Хайда и гофмановского Крошки Цахеса, урода, которого все видят красавцем; от Принца и Нищего до «Приключений Электроника». Двойник заменяет героя буквально (в «Тени» Шварца тень отделяется от человека и занимает его место) или метафизически (в «Сердце Ангела» Алана Паркера герой ищет убийцу, которым оказывается он сам).
Двойник может быть расщепленной больной личностью, как в «Бойцовском клубе», злым духом, который вселяется в его тело, как оборотень Боб в «Твин Пиксе», портретом, который меняется и стареет вместо оригинала как в «Портрете Дориана Грея» или подопытным в медицинском эксперименте, как поменявшиеся лицами герои «Без лица» Джона Ву. Адские двойники-убийцы - одна из любимых тем Стивена Кинга («Темная половина», «Секретное окно, секретный сад»). А в последних сезонах «Лоста» в тело умершего Джона Локка вселяется монстр Острова, Темный Дым. Подменыши, потерянные близнецы, воображаемые друзья, множественные умы, клоны - двойничество всегда будет тревожить людей. Не зря в некоторых культурах считалось, что двойник есть у каждого человека: это его душа.