Андрюшка

Jul 15, 2011 00:59

Андрюшка - сын Саши и Гали, внук Эвелины. Парень какой-то непоколебимой, безотказной доброты. Синеглазый, в отца, и с лучезарной улыбкой - аж светится весь. В раннем детстве Андрюшка тяжело болел, Саша с ним много занимался, и Андрюшка вырос сильным, спортивным: на велике летает, ведро воды из колодца одной левой. Впрочем, это они, Ждановы, все... Так в деревне, бывало, натаскаешься за день - можно было выйти на крыльцо и крикнуть: "Дю-ха!" И Дюха на велике с другого конца деревни прилетает: "А? Чего? Водички принести?"

В начальной школе Андрюшке не давалась арифметика. Он как-то не видел смысла в формулировке: "От перемены мест слагаемых сумма не меняется" и запоминал её так: "От перемены мест слагаемых сумма неизвестна". Отец выходил из себя, а бабушка, математик экстра-класса из поколения первых советских программистов, вступалась: "А она и вправду неизвестна:)"

Как-то ночью возвращался Андрюшка на велике с гулянки из соседнего Мартьяново. Летел, как всегда, на сверхзвуковой скорости. И вдруг у него в свете фары нарисовался кабан. Андрюшка резко дал по тормозам - велосипед встал, Андрюшка катапультировался, перелетел через кабана, приземлился на щебёнку и ещё пару метров проехался по ней на локте. Кабан посмотрел на всё на это и ушёл восвояси. А Андрюшка добрался до дома и тихонько лёг спать. Лежит, а рука ноет. Разбудил сестру: "Кать, я руку поранил". - "Чего?" Катя спросонья ругнула братца, но всё-таки встала, включила свет, глянула на андрюшкин локоть и ахнула: "Андрей, ты почему молчал!?" Промыли рану, обработали, легли спать. Только наутро поняли, что Дюха ещё и палец сломал.

С горем пополам закончил Андрей школу. Потом училище. Работа в МЧС: живых людей спасать, мёртвых по косточкам в мешок собирать. После училища - армия. Слава Богу, недалеко - в подмосковных Ватутинках. Отслужил. До дембиля остаётся совсем чуть-чуть, считанные дни. И Саша с Галей ждут, готовятся приехать забрать сына. И вдруг случается где-то неподалёку от части пожар, и Андрюшку вместе с пожарным расчётом посылают его тушить.

Приезжают - дом уже весь в огне. Возле дома пьяные муж с женой, массовики-затейники, которые пожар и устроили, и женщина кричит: "Там ребёнок". Командир приказывает Андрюшке: "Ну, давай, иди за ребёнком". И Андрюшка пошёл. В комнате на втором этаже на кровати сидел семилетний мальчишка, уже с ожогами, и истошно орал. Андрей ему говорит: "Заткнись, ты мешаешь мне думать". Тот в ужасе продолжает орать. Тогда Андрей схватил ребёнка на руки, обернулся, а дорога обратно уже закрыта. "Ну, и о чём же ты думал?" - спрашиваем. - "Я думал: так умирать неохота..." - "А ты мог выбраться как-нибудь?" - "Мог. Но без ребёнка как-то не хотелось..." ...Выбил стекло, крикнул вниз, чтоб разошлись, и с ребёнком на руках прыгнул из окна второго этажа. Ни на какую не на растяжку, а просто - на землю.

Вернулись в часть. Никакой благодарности, ничего. Зато через три дня, когда выяснилось, что Андрей повредил себе позвоночник и ногу, его и пару других ребят экстренно, за два дня до срока, подняли, привезли в 11 вечера к метро "Тёплый стан", сгрузили и уехали. У них ни копейки наличных денег - все на карте какого-то экзотического банка, который ещё поискать; телефоны разряжены, форму отобрали во избежание неприятностей - по документам-то у них дембиль 7-го. И в метро их... не пустили! Как ни смешно это звучит. Невероятно, но факт. И героический Андрюшка с повреждённой спиной, с растянутыми мышцами ещё три часа топал до московской квартиры в Чертаново. Ключей от квартиры не было, дома никого, потому что родители в деревне и ни сном, ни духом, что сын их любимый на воле. Слава Богу, соседи были дома.

Тут бы и сказочке конец. Но после армии решил Андрюшка поступать в институт МЧС. И вот после всего этого там ему сказали, что он им не подходит. Категория здоровья не та. В армии служить - та категория, в горящий дом лезть - та, а в институте учиться - не та. Саша, отец, говорит: "Что же они нам раньше не сказали, что не та категория, когда в армию забирали? Мы бы обижаться не стали..." А если бы даже здоровье позволяло, то всё равно отправили бы поступать на первый курс, на общих основаниях - типа соответствующие льготы для военных отменили. Вот так.

Андрей Жданов, Ждановы, новеллы

Previous post Next post
Up