Историей погружений, вернее аппаратами, в которых производились эти первые погружения, начали интересоваться совсем недавно, не более пятидесяти лет назад. Занимались этими историческими исследованиями не историки, а ученые и инженеры. Они собирали сведения о подводных аппаратах прошлого и затем старались использовать эти данные при конструировании новых аппаратов. И надо сказать, что эти исследования принесли большую пользу. Результатом постепенного усовершенствования примитивных аппаратов прошлого следует считать существующие в наши дни водолазный колокол и мягкий скафандр. Зато глубоководные аппараты типа жестких скафандров, батисфер и батискафов, почти не имеющие предшественников в древние времена, рождены современной техникой.
Большинство древних подводных аппаратов теперь уже не представляет никакого интереса с технической точки зрения, но все упоминания о них свидетельствуют о непрестанном стремлении человека познать жизнь моря.
Изображения этих устройств и аппаратов дошли до нас в виде старинных картин, гравюр, рисунков и барельефов, причем иногда трудно судить, существовали ли изображенные аппараты в действительности или это фантазия художника.
Сохранился, например, барельеф, высеченный на камне за 1000 лет до нашей эры. Он изображает ассирийского воина, лежащего под водой и дышащего воздухом из кожаного бурдюка, что вряд ли правдоподобно.
Много легенд сложено о греческом полководце Александре Македонском. Но кроме военных подвигов, ему приписывают спуск под воду в специально построенном стеклянном судне, или, точнее, сосуде. Этот сосуд, прикрепленный к кораблю цепью, опускался, якобы, на глубину 90 м. Согласно легенде, сосуд схватила огромная рыба и утащила вместе с кораблем (имевшим, кстати сказать, команду в 150 человек) к берегу, на целую милю от места погружения. На французской миниатюре XIV века изображен Александр Македонский, сидящий в этом стеклянном сосуде (художник «одел» его в одежду французского короля, что, впрочем, казалось современникам вполне естественным).
Александр Македонский на морском дне (французская миниатюра XIVвека).
Изобретатели, начиная с XVII века, предлагали множество проектов самых различных подводных судов, но вплоть до начала XIX века подводные лодки не имели боевого назначения и не применялись для каких-либо практических целей. Напомним, для примера, историю «Роттердамского корабля», построенного в 1654 г. и имевшего внушительные раз- меры: 20,5 м в длину и 3,5 м в высоту. Этот корабль ни разу не плавал, а лишь был выставлен на ярмарке; тем не менее изобретатель его утверждал, что на своей «Молнии моря» он в один день может протаранить и потопить сто вражеских кораблей, а в шесть недель - достичь под водой Индии...
В летописях можно найти упоминания о том, что древние славяне погружались в воду, дыша через тростниковые трубки. В XVI веке запорожские казаки скрытно подбирались к врагу в опрокинутых челнах, используя, в сущности, принцип устройства водолазного колокола.
Сведения о простейших водолазных приспособлениях встречаются во многих литературных памятниках древнего мира: в «Илиаде» Гомера, у Фукидида, Аристотеля, Плутарха и в работах других историков, ученых и литераторов древности. Упоминаемые приспособления были самыми примитивными. Например, Аристотель рассказывает о сосуде, который опускают отверстием вниз и поэтому он наполнен не водой, а воздухом; таким образом, водолаз-ныряльщик может дышать под водой.
Древнеримский военный писатель Вегеций в книге «О правилах военных» описывает водолазные приспособления для воинов, изготовленные из кожи и напоминающие водолазные маски. В прорези для глаз вставлялся какой-то прозрачный материал. Дыхание производилось через кожаную трубу, а чтобы верхний конец ее не тонул, его привязывали к наполненному воздухом кожаному мешку. Глубина погружения в подобном аппарате не превышала 1 м.
Создание первого известного нам водолазного колокола следует отнести к XVI веку. По описаниям, это был очень большой горшок, внутри которого были настланы доски. Горшок был снабжен свинцовыми грузилами. Первый спуск под воду происходил в 1538 г. в городе Толедо на реке Тахо. Внутри горшка сидели два человека с зажженной свечой. О глубине погружения сведений не имеется; очевидно, она не могла быть большой.
В 1660 г. водолазный колокол построил немецкий физик Штурм. Этот колокол имел высоту около 4 м. Свежий воздух добавлялся из захватываемых с собой и разбиваемых, по мере надобности, бутылок.
В 1682 г. итальянец Борелли подал замечательную идею: удалять из подводного аппарата выдыхаемый воздух, подавая вместо него свежий. И хотя аппарат Борелли не был построен, его идея была положена в основу конструкции водолазных скафандров.
В 1717 г. английский астроном Галлей построил более совершенный водолазный колокол, имевший отверстие для удаления выдыхаемого воздуха. Свежий воздух доставлялся в бочках, из которых по шлангам подавался в колокол. Несмотря на то, что колокол был деревянный, он опускался на глубину до 20 м.
Один из водолазных костюмов Флавия Вигетиуса.
В XVII веке водолазные колоколы были известны и в России. В книге Волкова под названием «Книга о способах, творящих водохождение рек свободное, напечатанная в царствующем великом граде Москве лета 1708 в иулии месяце» рассказывается о способах погружения в колоколе с целью подъема затонувших ценностей.
Первое автономное водолазное снаряжение было предложено в России в 1719 г. Его изобретатель - крестьянин подмосковного села Покровское Ефим Никонов предложил также проект первой подводной лодки, названной им «потаенным судном». По замыслу изобретателя «потаенное судно» должно было скрытно доставлять водолаза к вражескому кораблю; затем водолаз выходил из «потаенного судна» и подрывал корабль неприятеля. Проект понравился Петру I и по его приказу такое судно было построено. Дальнейшая его судьба характерна для многих изобретений того времени: при испытании судно было повреждено, а после смерти Петра I казна отказала Никонову в средствах, необходимых для ремонта и усовершенствования.
Водолазный аппарат Клингерта, изобретенный в 1798 г., имел уже многие качества, свойственные нашим современным скафандрам. К нему подводились две гибкие трубки для подачи свежего и отвода выдыхаемого воздуха. Аппарат предоставлял водолазу возможность передвигаться по грунту и даже нагибаться. Для того чтобы уменьшить давление на грудь, верхняя часть туловища водолаза была закрыта панцирем, который прикреплялся к надетой под ним кожаной куртке с рукавами. Глубина погружения водолаза не превышала 23 м. Впоследствии, чтобы увеличить глубину погружения, изобретатель соорудил «машину» - снабдил водолаза большим резервуаром воздуха. Воздух поступал к водолазу по трубке благодаря сжатию воздуха в резервуаре с помощью поршня, на который давила вода.
В 1829 г. русский изобретатель Гаузен предложил водолазный аппарат, состоящий из медного шлема, удерживаемого на плечах водолаза металлической шиной. На водолаза надевалась рубаха из непромокаемой ткани. Скафандр был вентилируемым - воздух для дыхания подавался через гибкий шланг ручным насосом; избыток воздуха выходил из-под шлема. Отсутствие невозвратных воздушных клапанов и герметического соединения шлема с рубахой делало погружение в аппарате небезопасным, но после усовершенствования этот аппарат применялся в русском флоте вплоть до 70-х годов.
В 1830 г. англичанин Август Зибе предложил водолазный аппарат, похожий на аппарат Гаузена,- снизу шлем аппарата был открыт. В 1837 г. Зибе внес в конструкцию аппарата существенное изменение, заключающееся в герметизации соединения шлема с рубахой. Теперь аппарат превратился в мягкий скафандр, нашедший широкое применение на всех флотах мира. В 1844 г. профессор Мильн Эдварде сделал в таком снаряжении первый спуск с научной целью: ученый находился под водой около получаса, наблюдая моллюсков и крабов.
Не менее сложным был путь жесткого скафандра. В 1715 г. англичанин Лесбридж построил подводную машину, которая уже была прототипом современного жесткого скафандра. Человек помещался в металлическом цилиндре с крышкой. В цилиндре было три отверстия: два для рук и третье - смотровое, в которое было вставлено стекло. По описаниям, изобретатель опускался на глубину до 24 м и проводил под водой до 34 минут.
Чрезвычайно интересную идею автономного водолазного снаряжения в 1871 г. предложил инженер А. Н. Лодьшин. Его аппарат представлял собой герметический сосуд, внутри которого находился водолаз. Для дыхания предусматривалось использовать газовую смесь, состоящую из кислорода и водорода, причем кислород должен был вырабатываться из воды путем электролиза. По словам Лодынина, «надо сделать его (водолаза) в воде таким же господином, как и на земле. Надо, чтобы для него глубины в 14 футов или в 14 верст не представляли бы другой разницы как во времени, в которое их можно достигнуть». Проект Лодынина, к сожалению, не был осуществлен, тем не менее, идеи, заложенные в этом проекте, несомненно сыграли важную роль в создании современных жестких скафандров и гидростатов.
Первый аппарат с использованием запасов сжатого воздуха был предложен русским морским офицером мичманом Котинским в 1873 г. Проект не был осуществлен. В 1879 г. Флюс предложил первый аппарат с замкнутым циклом дыхания и поглощением углекислого газа в специальном патроне.
Даже из приведенного здесь очень краткого обзора истории создания подводного снаряжения двух основных типов можно видеть, как медленно развивалась техника подводных погружений.
"Покорение глубин" М.Н. Диомидов, А.Н. Дмитриев.