Особняком стоит эпизод с использованием лодочного гидросамолета в качестве бомбардировщика. Хотя воздушная тревога на побережье Соединенных Штатов объявлялась неоднократно, за всю Вторую мировую войну лишь один самолет (зато дважды!) бомбил территорию континентальной части США. Для того, чтобы случилось подобное, понадобился отчаянный рейд бомбардировщиков Дулиттла на Японию. Хотя сколь-нибудь заметных успехов американцы тогда не добились, налет вызвал среди японского руководства приступ ярости. И, конечно же, острое желание отомстить "проклятым янки". Но средств для осуществления "акции возмездия" у японцев не было. Посылать в рейд авианосцы было, мягко говоря, рискованно, а самолеты берегового базирования, способные достичь Америки, оставались неосуществленной мечтой. Но результаты разведывательной деятельности субмарин с гидропланами на борту в разных районах Тихого и Индийского океанов убедили командование в возможности совершенно безнаказанно использовать имеющиеся самолеты и для диверсионных целей.
Было принято решение с помощью специально разработанных 75-килограммовых зажигательных авиабомб вызвать пожары лесных массивов на побережье США. Авиабомбы (относительно их веса существует незначительное разночтение - 75 или 76 кг) снаряжались 500 специальными зажигательными плитками, дающими очень высокую температуру - до 1500 градусов по Цельсию. Плитки изготовлялись из специального состава на основе фосфора и разбрасывались при взрыве бомбы в радиусе 300 метров.
Для выполнения почетной и ответственной задачи - удара по территории противника - избрали подводную лодку I-25. Выбор не был случайным. Именно эта субмарина совершила успешный поход к берегам Австралии и Новой Зеландии, вела разведку на севере - у Алеутских островов, оперировала у берегов США, уничтожая торговые суда. Пилотом разведывательного самолета на этой лодке числился опытный и смелый летчик мичман Нубудо Фудзита (Nubudo Fujita). Он был, пожалуй, лучшим среди пилотов-подводников и имел налет до 4000 часов, а его хладнокровие и мужество в значительной степени облегчали действия личного состава при запуске самолета с катапульты и подъеме его на палубу.
После возвращения I-25 из очередного похода в начале августа 1942 года Фудзиту вызвали в штаб флота. Там он получил особо важное задание - на инструктаже присутствовал член императорской фамилии принц Такамацу. Узнав о задаче - ударе по Америке - Фудзита надеялся, что его целью станет какой-нибудь важный военный объект, и очень огорчился, узнав, что бомбить придется всего лишь чащу леса у побережья штата Орегон. Одной из причин, по которым выбрали именно эту цель, послужил захват на атолле Уэйк американской штабной карты данного района.
15 августа I-25 под командованием капитана 3-го ранга М.Тагами отправилась из Йокосуки к берегам Америки. На борту лодки, кроме обычного боезапаса, было шесть зажигательных авиабомб. 30 августа лодка подошла к побережью Орегона в районе мыса Бланко. Однако в течение нескольких дней погода препятствовала запуску самолета. Лишь 8 сентября 1942 года состоялся "исторический" вылет, в ходе которого на Америку упали первые бомбы.
С подробностями этого (да и последующего) налета особой ясности нет. По одним сведениям, взять две бомбы на E14Y1 удалось за счет того, что Фудзита летал в одиночку. По другим в полет с ним отправлялся наблюдатель - Содзи Окуда (Shoji Okuda), а увеличения боевой нагрузки добились за счет уменьшения запасов топлива и всемерного облегчения самолета, с которого сняли все, что только можно, включая пулемет. Первая версия все же представляется более вероятной, так как она приводится не только в исторических трудах, но и в техописаниях самолета как основная причина увеличения бомбовой нагрузки.
Нубудо Фудзита (Nubudo Fujita) и Содзи Окуда (Shoji Okuda) у своего E14Y1
Стартовав в 11 километрах от берега и набрав высоту 2500 метров, импровизированный бомбардировщик со скоростью 180 км/час полетел в сторону лесистой возвышенности, ориентируясь по снопу света маяка Кейп Бланко. Бомбы были сброшены после непродолжительного полета вглубь побережья на лесной массив в 80 километрах к юго-востоку от мыса, после чего самолет повернул к морю. Возвращаясь, Фудзита наблюдал в районе бомбежки клубы белого дыма. Во время полета над морем он заметил два торговых судна, которые пришлось облететь на большой дистанции, избегая обнаружения (впрочем, иногда указывается, что американцы самолет все же заметили). После приводнения "Глен" краном подняли на борт подводной лодки и убрали в ангар, а лодка приготовилась атаковать "торговцев".
I-25 разрез
В это время, то ли вылетев в обычный патрульный полет, то ли поднятый по тревоге после сообщения о неопознанном самолете, над морем появился Локхид "Хадсон". Он обнаружил японскую субмарину и, зайдя со стороны солнца, атаковал противника. Японцы начали срочное погружение. Самолет сбросил три бомбы в то время, когда лодка была на глубине всего нескольких метров. Хотя взрывы и не нанесли серьезных повреждений, субмарина все же пострадала. На ней вышла из строя часть электрооборудования, антенны и т.д. Этот случай научил капитана I-25 осторожности.
Второй и последний налет на США произошел только через 20 дней - 29 сентября. На сей раз самолет взлетел не утром, а через два часа после захода солнца. Для ориентировки снова использовался маяк, а целью служил район около Порт Орфорда в 16 километрах к западу от мыса Бланко. Фудзита успешно сбросил бомбы, но при возвращении он далеко не сразу смог отыскать лодку, ожидавшую самолет восточнее мыса в восьми километрах от берега. Горючее подходило к концу, и летчик уже начал подумывать о "смерти, достойной самурая", то есть о том, чтобы вернуться и спикировать на какой-нибудь американский объект. Но тут он разглядел слабый маслянистый след на воде и по нему - вышел на лодку. В общем, все закончилось благополучно. Фудзита пережил войну и написал мемуары в рассказами о своих подвигах.
Нубудо Фудзита
Дальнейшее ухудшение погоды привело к тому, что выполнить третий налет не удалось. Две последние бомбы остались неиспользованными, хотя было предпринято несколько попыток еще раз собрать и запустить самолет. К тому же качка усугублялась сильными и частыми туманами, что делало возвращение "Глена" весьма проблематичным. Оценить эффективность рейдов Фудзиты довольно сложно, так как американские источники описывают их весьма своеобразно: упоминая о налетах, как о событиях, заслуживающих внимания, они, как правило, полностью игнорируют их результаты. Только в одном из описаний сказано, что первому налету предшествовали затяжные дожди, обильно полившие орегонские лесные угодья. Поэтому плитки одной из бомб выгорели, так и не вызвав пожара, а вторая - и вовсе не взорвалась. Столь же неэффективными оказались обе бомбы, сброшенные во время второго налета. В другом источнике сказано, что пожары все же возникли, но, опять-таки неизвестно, насколько они оказались серьезны.
В любом случае американским властям удалось не допустить утечки "ненужной информации", и паники среди населения, на которую в основном и рассчитывали японцы, не возникло. Но все же "месть" состоялась, а подводная лодка I-25, ее бортовой гидросамолет "Йокосука" E14Y1 и отважный пилот Фудзита вошли в историю. Возможности для повторения подобных акций у японцев оставались и в дальнейшем, но, судя по всему, они решили более не растрачивать силы на подобные демонстративные и, в сущности, бессмысленные мероприятия.