КАК НАШИ ПРЕДКИ В СТАРИНУ или ЮРЬЕВ ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ КАЗЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Jan 05, 2017 17:10



Похоже, протестные традиции прописаны в общественной памяти на уровне генетики - в биохимии крови. И потому нам суждено повторять «подвиги» предков из века в век, крутясь, как белка, в «колесе Сансары».

Сотни лет назад предки современных европейцев, протестуя против феодальных отношений, спасались от них эмигрируя на свободные земли. В конце концов, целина закончилась и повсюду в Европе распростерлась власть феодального государства. Даже в ледяных пустынях Норвегии и Исландии. И тогда носители эмбриона свободы сменили качество своего протеста. А заодно и вектор эмиграции. Они стали уходить от феодализма в пространство новых общественных отношений. Для них не нужны были новые географические просторы. Они легко укладывались в рамках прежнего формата «феодального» топоса. За счет перемены качества общественных связей между людьми. Всего-то!

Так из нового типа разделения труда и обмена его результатами рождаются новые кооперации. А из них, в свою очередь, новые ответственности и взаимозависимости, подчинения и соподчинения, иерархии, вертикали и горизонтали отношений, ложащиеся все более густой сетью на феодальные, опутывая, связывая и разрушая тесную старину. В недрах феодальных городов-крепостей рождаются кварталы ремесленников, торгашей, спекулянтов, шлюх... со своими порядками. Которые своей сперва вполне лояльной и умеренной автономией закладывают невидимые неопытному глазу трещины в монолите сеньориальных сервитутов и феодальных обычаев. Трещины, в глубине которых созреют в будущем самоуправляемые магистраты, и парламенты, и бюргерские ополчения... И даже протестантская церковь.

Так, откуда ни возьмись, возникал новый тип свободы - буржуазной. С ее такими непривычными «равенством», «справедливостью», «республиканством» и … капитализмом.

Такая смена протестного вектора была возможна в издавна обжитой, тесной и густо заселенной, запротоколированной и картографированной еще греками и римлянами, Западной Европе.

В варварской же Восточной Европе, плавно перетекавшей в бесконечную и непредсказуемую дикую Азию, бежать от феодализма можно было бесконечно. Бежать, тем самым, ведя его за собой - приводя по своим следам: сперва в первозданные ополья Оки и Волги. Затем в дремучие Муромские, Вятские, Суздальские, Вологодские, Архангельские... леса, в заповедные бассейны Камы, Двины, Печоры... И - на Урал. А оттуда - в таежно-тундровую и снежно-ледяную бесконечную Сибирь, на Дальний Восток, за Амур … и дальше - в земли людей с песьими головами, пожирающими тараканов, змей... и пьющими кровь драконов...

Вот потому-то БЕГСТВО было и остается главной и до сих пор единственной формой протеста, прижившейся в культуре населения наших земель. Принятой в качестве традиции, ритуала, стереотипа поведения. Бегство и БУНТ. Когда вдруг покажется, что бежать стало некуда. Когда, в панике, не хватает ума или терпения разглядеть обходные пути заставам и границам запретов и ограничений, воздвигнутых чиновными паразитами общественной свободе воли и передвижения из Царства Плохого в Королевство Хорошего.

Разновидностью такого стихийного холопьего бегства с разбойно-казачьим бунтом впополам является модное нынче «анскулерство» - эмиграция из психиатрии оккупированной чиновным людом казенной школы в безумие дилетантской «семейной» или, как ее еще иначе называют - «домашней» «бурсы». Она же школа анархии и идиотической безответственности - академия конформизма. Поскольку формально покидая узилище просвещенческой казармы, родители избавляют своих деток лишь от ненавистных дидактических форм, сохраняя их всецело в поле гравитации казенщины, формируемом незыблемым содержанием образования, а также нерушимыми в своей девственности «стандартами» образованности, воспитанности и обученности. Такое «бегство» можно уподобить лишь бегу на месте. Моя бабушка говаривала в таких случаях: «и це ж надо було: за каплю молочка так дрочити бичка»!?

До совсем еще недавнего времени - примерно буквально еще каких-то три десятка лет тому назад - в системе отечественного просвещения шла бескомпромиссная и последовательная борьба Хорошего с Плохим. Под знаменами «Хорошего» сражались творческие или, говоря простым языком - настоящие учителя. Учителя с Большой Буквы «У». Которые умели учить. И хотели это делать. Даже за ту скандально нищенскую зарплату, которую платило им государство.

Союзниками таких учителей были неравнодушные к судьбам своих детей родители. Или по-простому - настоящие Родители. Родители с Большой Буквы «Р».

Стратегический союз настоящих Учителей с настоящими Родителями породил мощнейшее протестное - революционное (!) - общественное движение: «ЗА РЕФОРМУ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ», называвшееся еще движением «ПЕДАГОГОВ-НОВАТОРОВ». Оно положило конец брежневскому «застою». И начало серию последовательных взрывов недовольства и протеста населения империи обюрократившегося пролетариата против собственного начальства. Протеста, породившего и Перестройку, и последовавшую Перестрелку, закончившуюся развалом Союза Советских Социалистических Республик.

В социальной катастрофе 90-х годов ХХ века проблемы просвещения растворились и утратили прежний масштаб. Они стали ничтожными на фоне задачи биологического выживания в дебрях дикого капитализма, в который обрушило советский народ его социалистическое начальство. Так на смену гуманистическим реформам советской школы пришли другие реформы - буржуазные. А вместе с ними борьба «Хорошего» с «Плохим» незаметно сменилась кооперацией «Плохого» с «Похабным». На смену диалектике антагонизма пришла логика конструктивной коррупции. Где деньги купили и профессиональную совесть, и честь и человеческое достоинство - и педагогов, и родителей. Основной вопрос: «Как учить лучше?» как-то сам собой заместился другим главным вопросом: «Где взять денег?» Вопрос: «как взять деньги?» в смысле: «какой ценой?» и «в обмен на что?» никогда не поднимался. По крайней мере за пределами статистической погрешности. Отныне деньги становились универсальным эталоном и масштабом всего. То есть вообще ВСЕГО! Всего-всего!! Всеге-е не бывает!!!

А, «раз такая свадьба», стало быть учить отныне полагалось тому: где и как проще можно было взять денег? И чем больше, тем лучше. И тут вдруг сразу оказалось, что взять денег это очень просто. Технологии примитивны, знакомы, безошибочны и проверены: украсть, обмануть, отнять. Им и учиться-то не следовало. А зачем учиться тому, что сидит в каждом из нас в качестве инстинктов? Нужно только их «развязать» - снять культурные ограничения и тормоза, навязанные Цивилизацией. Развязать и отпустить - на волю. В таком раскладе педагогика, просвещение, дидактика становятся избыточными. За ненадобностью. И быстро забываются. Вместе с их носителями. Которые теперь - или на кладбище. Или на помойке, которая - программное приложение к нищенской учительской пенсии и зарплате.

После «ураганных 90-х» прошло еще с десяток лет. И появились достаточно разумные люди, способные заметить, что и в казенной школе, и в приватной, которая по-сути та же казенная, но только за деньги, с их детишками делают что-то не то. И не так. Как им бы того хотелось. Причем все им - умникам - хотелось разного. Но недовольны тем, что в школе творится, они были одинаково - все. При всем том у них были кое-какие деньги. И стабильные источники дохода. А значит они могли себе позволить. Нет еще не отправить своих чад учиться «за бугор». Но уже организовать им приватное домашнее «чудо» взамен казарменной похабщине казенной образованщины.

Так возникло общественное движение: «ВЕРНЕМ РЕБЕНКА ИЗ ШКОЛЫ ДОМОЙ!»

И ребенка вернули - из школы - домой.

Что из этого вышло? С какими последствиями - ближними и дальними - сказано в ряде статей, отразивших мое исследование содержания и перспектив движения «бесшкольников»:

1. ИСПЫТАНИЕ МУДРОСТЬЮ: http://56didactnik15.livejournal.com/1223.html
2. SOS!!! ИСПЫТАНИЕ МУДРОСТЬЮ - 2: http://56didactnik15.livejournal.com/3265.html
3. НОВОГОДНЕЕ ОТ «ПОСТОРОННЕГО» СОВЕТЧИКА: http://56didactnik15.livejournal.com/11182.html
4. СПАСИТЕ БАБУ!: http://56didactnik15.livejournal.com/17165.html
5. ВОСТОРГИ ПРОФАНОВ: http://56didactnik15.livejournal.com/17518.html
6. ИЗ ТУПИКА ПРОФАНАЦИИ (безумие бесшколия): http://56didactnik15.livejournal.com/19023.html.
7. МОЙ СОВЕТ ЛЮБИТЕЛЯМ ЧЕЛОБИТНЫХ «НАДЕЖЕ-ГОСУДАРЮ»: http://56didactnik15.livejournal.com/20972.html.
8. ЗАГАДКИ МОТИВАЦИИ (разговор по душам с родителем «бесшкольника»): http://56didactnik15.livejournal.com/40666.html.

И чтобы окончательно закрыть эту тему (по крайней мере для самого себя, который достаточно разобрался в пространстве этого стихийного социального эксперимента) я предельно лаконично сформулирую два альтернативных вектора решения проблемы просвещения для нашего современного общества.

Дипломированные (сертифицированные и аккредитованные государством) дилетанты, оккупировавшие казенную систему просвещения (а приватной у нас так по-настоящему и не возникло) не способны сообщить ей жизнь и импульс развития. Еще меньше полезного для образования и воспитания своих детей могут сделать дилетанты-родители, столь же беспомощные и бессильные в педагогике. Как бы горячо им того не хотелось. Спонтанный жар души дилетанта может превратить его, выделившуюся в результате сверхусердия, мочу в кипяток. Но на этом чудесные свойства энтузиазма профанов заканчиваются.

А потому, что-либо путное для правильного обучения и воспитания детишек могут сотворить лишь компетентные профессионалы - Учителя (с Большой Буквы «У») в союзе с Родителями (с Большой Буквы «Р»). И только В СОЮЗЕ! Ни в коем случае не поодиночке!

Как им искать друг друга? Как и на каких основания творить такие союзы? - у меня нет готовых рекомендаций. За исключением евангельского напутствия: «Ищите, и обрящете, толцыте, и отверзется» что значит буквально: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Евангелие от Матфея. Гл. 7, ст. 7-8).

Могу лишь предложить самого себя со всем свои опытом для решения конкретных педагогических задач и проблем. И для выращивания «рассады» новой педагогической реальности.

домашняя школа семейна школа, анскулеры, кризис казенной системы просвещения, движение за обучение на дому, реформа просвещения

Previous post Next post
Up