Грисенко Александр Иванович
Родился в 1904 году в городе Ростов-на-Дону, в семье рабочего. Шестнадцатилетним юношей вступил в комсомол и добровольцем ушёл в Красную Армию. Воевал в Крыму и на Украине. После окончания Гражданской войны вернулся в Ростов. Обладая недюжинными организаторскими способностями и врожденным актерским талантом, вместе с Моней Большинцовым создал в Ростове комсомольский общественный театр, а затем и первую в России комсомольскую киностудию "Кинокомсомол". На этой киностудии М. В. Большинцов снял свой первый полнометражный художественный фильм "Приказ №:" о подвигах молодых ростовских подпольщиков. Главного героя в этом фильме сыграл Александр Грисенко.
Наступил 1932 год. К этому времени Александр уже переехал в Ленинград к Большинцову и приступил к работе помощником режиссера на "Ленфильме". К сожалению, кинематографическому таланту Грисенко не суждено было раскрыться до конца: его призывают в кадровую армию. Здесь он снова круто меняет свою жизнь. Стране не хватает лётчиков, и в 29-летнем возрасте он поступает в лётное училище, становится лётчиком - истребителем.
В 1938 году для Александра Грисенко началась вторая война: он едет лётчиком - добровольцем в Китай сражаться против японских захватчиков. В Китае доброволец Грисенко участвует в десятках воздушных боев и лично сбивает 4 японских самолёта. Боевые успехи "китайского добровольца" Грисенко и его товарищей подробно описаны в книге известного журналиста, а затем и политического обозревателя Юрия Жукова "Крылья Китая. Записки военного лётчика". Эта книга вышла в свет в 1940 году и была написана Жуковым на основе воспоминаний Грисенко, которому для сохранения секретности был присвоен псевдоним вымышленного китайского лётчика, некоего капитана Ван Си. За образцовое выполнение задания Родины в небе Китая А. И. Грисенко был награждён орденом боевого Красного Знамени и в чине полковника направлен командиром полка в Особый Киевский военный округ.
Третья война для А. И. Грисенко началась на рассвете 22 июня 1941 года. Полк под его командованием выдержал первые, самые страшные удары немецких войск, остался боеспособным и мужественно сражался в начальный, самый тяжёлый для нашей страны период войны. Почти за год непрерывных боёв, с 22 июня 1941 года по 8 августа 1942 года, полк под руководством Грисенко сбил в воздушных боях более 100 самолётов, уничтожил до 10 тысяч солдат и офицеров противника. Успешно организуя боевую работу полка, Грисенко и сам лично сбил 2 Ме-109 и 2 Ju-88.
Летом 1942 года развернулись тяжёлые кровопролитные бои на подступах к Сталинграду. Противник бросил в бой свои лучшие силы. Под Сталинград были направлены новейшие образцы немецких самолётов под управлением лучших асов воздушного флота "Рихтгофен". 8 августа 1942 года в бою с несколькими немецкими самолётами самолёт Грисенко был сбит, а сам он получил тяжёлые ранения и потерял левую ногу. Более полугода Грисенко провёл в Свердловском госпитале, где перенёс несколько сложных операций. Врачи спасли ему жизнь, но сохранить ногу было не в их силах. "Ты не представляешь, что значит сознавать: ты неполноценен, ты калека, - писал Грисенко супруге. - Но есть старая пословица: если хочешь, то сможешь..."
Госпитальные обитатели смотрели и поражались: одноногий полковник выбросил специальную подушку, на которой покоилась культя, и часами держал её на весу, возвращая к жизни атрофированные мышцы. Спустя несколько месяцев он встал на протез. Ходил, превозмогая боль, стараясь приучить себя к деревяшке. Выходя из госпиталя, Грисенко выбросил вручённую ему трость и отправился в штаб Военно-воздушных сил...
Главком ВВС был в замешательстве: без сомнения, этот отчаянный полковник - прирождённый летун. Но безногий истребитель - разве такое возможно?!
На обложку личного дела легла резолюция: "Разрешить в порядке исключения. С учётом боевого опыта назначить командиром истребительной дивизии".
Дивизия Грисенко и её командир воевали отлично. Вот как оценивает в своих мемуарах боевые действия А. И. Грисенко весной 1944 года генерал - полковник авиации С. Н. Гречко:
"Боевой опыт у полковника Грисенко был немалый. Он был тяжело ранен, лишился ноги, но, продолжая летать, участвовал в воздушных боях и не раз выигрывал поединки в борьбе с "Мессерами" Истребительная дивизия полковника А. И. Грисенко действовала великолепно".
И это при том, что Грисенко с протезом вместо ноги воевал на американском истребителе "Аэрокобра", который, в отличие от наших истребителей, имел ножные тормоза и был очень строг в управлении при посадке !
Истребительная авиадивизия, которой теперь командовал А.И. Грисенко, входила в гвардейский авиакорпус генерал-лейтенанта А.В. Утина, участвовавший в основных сражениях на направлениях главных ударов наших войск. Войну Александр Иванович закончил в Вене, затем командовал Чугуевским высшим военным авиационным училищем летчиков (1946-1947 годы). Его воспитанник тех лет Георгий Добровольский стал летчиком-космонавтом, командиром космического корабля «Союз-11» и первой в мире орбитальной станции «Салют». В 1948 году судьба приготовила для Грисенко новое испытание: Во время сильного землетрясения в Средней Азии он попал под развалины, получил серьезные травмы и был вынужден покинуть военную службу. Демобилизовавшись, Грисенко теперь уже окончательно вернулся в родной Ростов.
Проживал в Ростове-на-Дону. Умер в 1969 году
Орден Красного Знамени (орден «Красное знамя»)
Орден Красного Знамени (орден «Красное знамя»)
Орден Красного Знамени (орден «Красное знамя»)
Орден Отечественной войны
Орден Красной Звезды
Медаль «За оборону Сталинграда»
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87https://www.liveinternet.ru/users/adpilot/post458376907/https://rostov.aif.ru/archive/1772588http://www.airwar.ru/history/aces/ace2ww/pilots/grisenko.htmlhttp://parnasse.ru/prose/essay/history/aleksandr-ivanovich-grisenko.htmlhttps://fotostrana.ru/public/post/235888/1986900690/