Это Сергей Павлович Королёв, отец русской и советской космонавтики. Арестован по ложному доносу и отправлен на Колыму. Провел здесь всего пять месяцев, с июля по декабрь 1939 г., работал на прииске Мальдяк в Сусуманском районе. Среди колымских лагерей, которые и так не самые веселые места, этот имел совсем уж дурную славу. В 1938-1939 годах здесь была очень высока смертность заключенных, а примерно за год до того, как туда попал будущий главный конструктор, на Мальдяке лютовала «московская бригада» следователей, из которых особой жестокостью отличался некий лейтенант НКВД М. Кацеленбоген (Боген). Расстреляли сотни человек.
«Боген поручил мне и группе товарищей проводить следствие, давая сроки за три часа заканчивать 20 дел. Когда мы ему жаловались на непосильную работу, он прямо приказал бить арестованных. Боген сам показал нам пример, вызвал одного заключенного и избил его кочергой, после чего мы били чем придется. Через несколько дней приехал капитан Кононович с прокурором Метелевым в 2 часа ночи и к 6 часам утра рассмотрели больше 200 дел, из них 133-135 приговорили к высшей мере наказания. Прокурор арестованных не смотрел и ни с кем из них не разговаривал».
(из показаний сотрудника УНКВД по Дальстрою А. В. Гарусора).
К 50-летию полета Гагарина про Королёва сняли фильм, где представили его бунтарем против лагерных порядков. В действительности Сергей Павлович едва стоял на ногах от истощения, и не был способен ни на какой мятеж. Спасла его врач Татьяна Репьева, перевела больницу санитаром.
«Королёв говорил, что он был тогда «фитилем». На работу его не гоняли, так как он не мог ходить: «Как только наклонюсь - падаю. Распух язык, десны кровоточили, зубы повыпадали от цинги»
(из воспоминаний А. Н. Шарыповой).
К чему это я? То, что Королёв выжил - случайность. Попади он в лапы Кацеленбогену или не встреть доброго врача, и вместо полета Гагарина мы бы имели безымянную могилу колымского ЗК.
Главным достижением СССР стал первый полет в космос. Прорыв для всего человечества. Коммунисты часто приводят в пример полет Гагарина, чтобы доказать преимущество советского строя. Но Королёв как конструктор состоялся во многом не благодаря, а вопреки советской власти. Советская власть его чуть не сгноила в лагерях. Сложись обстоятельства чуть иначе, и не было бы никакого полета Гагарина. Чистое везение.
http://magadansky.livejournal.com/31350.html "К середине декабря 1937 года на Колыму прибыла «московская» специальная бригада НКВД СССР в составе капитана госбезопасности М. П. Кононовича, старшего лейтенанта госбезопасности М. Э. Каценеленбогена, лейтенантов госбезопасности С. М. Бронштейна и Л. А. Виницкого. Используя методы фальсификации, провокации и прямого физического воздействия «московская» бригада разрабатывала дело о «Колымской антисоветской, шпионской, повстанческо-террористической, вредительской организации», которая якобы была организована и возглавлялась бывшим директором «Дальстроя» Э. П. Берзиным. По данному делу в числе остальных 17 декабря 1937 года был арестован и бывший начальник Севвостлага И. Г. Филиппов, который уже через несколько дней дал признательные показания.
Стал одним из организаторов жестоких методов ведения следствия и фальсификации следственных дел, организатором скоропалительного следствия и расстрела 159 з/к прииска «Мальдяк», где «доходил» (что его и спасло) Сергей Павлович Королёв.
«Московская бригада» следователей лютовала, и из неё особой жестокостью отличался Кацеленбоген. Расстреляны были сотни человек. Из показаний сотрудника УНКВД по Дальстрою А. В. Гарусора:
Боген поручил мне и группе товарищей проводить следствие, давая сроки за три часа заканчивать 20 дел. Когда мы ему жаловались на непосильную работу, он прямо приказал бить арестованных. Боген сам показал нам пример, вызвал одного заключенного и избил его кочергой, после чего мы били чем придется. Через несколько дней приехал капитан Кононович с прокурором Метелевым в 2 часа ночи и к 6 часам утра рассмотрели больше 200 дел, из них 133-135 приговорили к высшей мере наказания. Прокурор арестованных не смотрел и ни с кем из них не разговаривал.
13 августа 1938 года был отозван в Москву.
До ареста - помощник начальника 1-го отделения 2-го отдела ГУГБ НКВД СССР.
31 января 1939 года арестован по ст.ст. 58 -1 п."а", 58-7,17-58-8 и 58-11 УК РСФСР (за фальсификацию следственных дел и др. преступления):
Участник антисоветского заговора, существовавшего в НКВД.
Завербован в 1933 году начальником 1 отделения СПО РУТКОВСКИМ А.Ф. (арестован) по заданию МОЛЧАНОВА (осужден).
По заданиями АГРАНОВА, МОЛЧАНОВА (осуждены к ВМН), РУТКОВСКОГО, проводил подрывную, вражескую работу, направленную на сохранение руководящих кадров троцкистско-зиновьевского контр-революционного подполья; уничтожал агентурные донесения и протоколы допросов арестованных, изобличающие в антисоветской деятельности троцкистов и правых.
Находясь в 1937-1938 г.г. в командировке на Колыме, в УНКВД по ДС, вместе с СПЕРАНСКИМ (осужден) и другими грубо нарушал социалистическую законность, выразившуюся в массовых необоснованных арестах членов КП, ВЛКСМ и специалистов из вольнонаемного состава и фальсификации следственных материалов.
7 июля 1941 года Военной коллегией Верховного суда СССР был приговорён к расстрелу
Расстрелян 28 июля 1941 года."
http://cyclowiki.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%AD%D0%BC%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%83%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_%D0%9A%D0%B0%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B5%D0%BD